От сказки народной к сказке авторской
презентация к уроку по чтению (2, 3, 4 класс)

Карасева Ирина Владимировна

Данный материал можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sravnenie_narodnoy_i_avtorskoy_skazki.zip1.99 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

От сказки народной к сказке авторской Подготовил учитель начальных классов высшей категории МБОУ « Лицей » г. Арзамаса Карасева И .В .

Слайд 2

1. Проверка домашнего задания План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста Ц итатный план

Слайд 3

Определим п оследовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста . 1-я часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? Знакомит с двумя девочками I часть - «... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица»

Слайд 4

II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». – «... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица» . I часть Цитатный план

Слайд 5

Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой

Слайд 6

Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская.

Слайд 7

– Вспомните, какую народную сказку мы прочитали недавно – А почему она народная ? - Есть ли у неё автор? – А какие авторские сказки мы уже читали? - Как родились сказки Пушкина, сказка Ершова

Слайд 8

«Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была …» Определи сказку и автора «Жил старик со своею старухой у самого синего моря ...»

Слайд 9

Мороз Красный Нос Мороз Синий Нос Трескун Мороз Морозко Мороз Иванович

Слайд 10

Р усская народная сказка « Морозко ».

Слайд 11

– Какое настроение вызвала сказка? Беседа о героях сказки, приметах народной сказки – Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Слайд 12

– Кто в сказке волшебный герой?

Слайд 13

Во многих сказках есть герой, который предсказывает то, что случится позже. Много лет назад люди поклонялись силам природы и животным, наделяли их особыми возможностями. П о народному поверию , ворона каркает не к добру, а вот собака может предупредить о беде или радости. Если в сказке есть собака, значит, сказка очень древняя.

Слайд 14

– Можно ли на основе речи Рукодельницы и Ленивицы судить об их характерах? Мороз спрашивает Рукодельницу: «Тепло ли тебе девица?» А та ему в ответ: «Тепло, Морозушко , тепло, батюшка», хотя ей и холодно. А Ленивица в ответ на такой же вопрос Мороза отвечает: «Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко !» ) Ленивица – грубая, Рукодельница – ласковая, добрая

Слайд 15

А чем отличаются сказки? В сказке Одоевского разговаривают пирожок, яблочки, зато нет говорящей собаки; Мороз Иванович совсем не страшный, не пытается заморозить девочек В сказке Одоевского девочки имеют говорящие имена, ярче описаны их дела по дому. Сказка Одоевского поучительна, в отличие от народной сказки в ней есть интересный поучительный диалог Мороза Ивановича и Рукодельницы

Слайд 16

Вывод . В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой.

Слайд 17

Что мы делали? Какое умение формировали? « Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея » один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

Слайд 18

Почему же и сказка Одоевского, и народные сказки о Морозке по-прежнему современны? Во все времена ценились в людях трудолюбие, ум, скромность... Лень в сказках наказана прилюдно, чтобы все увидели: только труд создаёт истинные ценности. В сказке Одоевского нет чудес, когда за ночь вырастают дворцы и города. Он стремился, чтобы все увидели: всё в жизни создаётся человеком, нелёгким повседневным трудом, а лень губительна, с ней надо бороться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"

данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....

авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"

используется в помощь к технологической карте урока...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...