А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ
план-конспект урока по чтению (3 класс)

в помощь учителю по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель: Космачева Анна Владимировна

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Предмет: литературное чтение

Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ.

Место и тип урока в изучаемой теме: 3-ий урок, урок систематизации и обобщения знаний

Цель урока: обучение умению анализировать стихотворный текст, видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные художественные образы.

Задачи:

  • создать условия для обучения умению анализировать текст, видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем; выразительно читать стихотворный текст;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, вести диалог, устанавливая причинно-следственные связи в тексте, сравнивать стихотворные тексты, находить средства выразительности; получат возможность научиться читать осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • Метапредметные: научатся активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; получат возможность научиться  слушать собеседника и вести диалог; пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературного текста с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова;
  • Личностные: научатся успешному сотрудничества с учителем и обучающимися класса при работе в парах, группах; получат возможность научиться понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта.

Дидактические средства:

  • для учителя – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013; мультимедийная презентация;
  • для обучающихся – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, акустическая система, презентация, таблица для сравнения стихотворений,  раскраски для творческой работы.

Методы обучения: исследовательский.

Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии; технология оптимального чтения; технология интегрированного обучения.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

Включённость в деловой ритм урока

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Проверим готовность к уроку

- Руки?          

- Ноги?

- Локти?

- Спинка?

- К уроку?

- Тело наше готово к уроку, проверьте, всё ли на ваших столах готово к уроку.

- А теперь давайте подготовим голову и наши руки к уроку.

Делаем вдох-задержка дыхания-выдох на 4-е счёта.

Сделаем массаж пальцев, кистей рук.

Дети отвечают на вопросы и выполняют действия, о которых говорят

- На месте!

- На месте!

- У края!

- Прямая!

- Готовы!

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: стремиться к сотрудничеству

2.Актуализация знаний.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Речевая разминка

Эмоциональная включённость в учебную деятельность

Проверка д/з – выразительное чтение стихотворений

Прочитайте слова, записанные на доске. Переставьте их так, чтобы получилось предложение. Начните с выделенного слова.

ведёт, мраморная, в, парка, аллею, арка.

- Что за предложение у вас получилось?

- Дома вы должны были выбрать для выразительного чтения одно из стихотворений  А.С. Пушкина –  “Зимнее утро”, “Зимний вечер”.

Сейчас вы будете читать стихи и оценивать друг друга.

Проговаривают скороговорку с разной интонацией, тренируют речевое дыхание

Дети читают выразительно. Анализ чтения стихотворений детьми по индивидуальным карточкам.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: стремиться к сотрудничеству

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- При чтении стихотворений не у всех получилось сделать это выразительно.

- Как думаете, почему?

- Нужно ли нам продолжить работу в этом направлении?

Дети высказывают предположения.

Да.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения.

Беседа. Определение темы, целей урока

Резюмирование высказываний детей

- Давайте попробуем определим тему нашего сегодняшнего урока.

- Посмотрите на слайд.

- Что перед вами? Где утро, где вечер? Как определили?

- Они находятся рядом. Зачем? Что будем делать с этими произведениями?

- Да, сегодня на уроке мы продолжим работу со стихотворениями А.С. Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”.

- Мы сравним эти произведения, т.е. найдём сходства и различия, чем похожи и чем отличаются.

- А для чего мы будем это делать?

- Значит, наша цель – учиться сравнивать, анализировать стихотворные тексты; видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания поэта, которыми он делится с читателем.

- Итак, мы определили тему и цель нашего урока.

Обучающиеся определяют тему урока.

- Чтобы лучше понять содержание стихотворений, настроение, с которым автор их писал, а как итог - чтобы знать, как читать эти произведения.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

6. Физкультурная

минутка

- Выполним комплекс упражнений в парах.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

Дети выполняют упражнения.

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью

4. Анализ произведения

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Учитель раздаёт сравнительные таблицы.

- Давайте определим, как будем достигать поставленную цель, как будем работать. У нас два стихотворения (вспомните два карандаша).

Слайд. Презентация.

Предлагаю разделиться на группы, так как мы сидим, по рядам.

- 1 группа – над стихотворением “Зимнее утро”,

- 2 группа – над стихотворением “Зимний вечер”.

- Результаты проведённой работы будем записывать в таблицу. 

Приложение 1. 

- А затем сравним результаты,  подведём итоги нашей работы и сделаем вывод.

Дети высказывают предположения.

Познавательные: построение внутренней логической цепи рассуждений.

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью

6. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Работа с учебником

Учитель разъясняет задания.

- 1 задание – Укажите, какое время года описывает поэт.

- 2 задание – Укажите время суток.

- 3 задание – Укажите (подчеркните в тексте), состояние природы.

- 4 задание - Найтите в текстах стихотворений слова-обращения.

В стихотворениях “Зимний вечер” и “Зимнее утро” встречаются обращения, ваша задача, понять, к кому обращается автор и как он относится к этим людям.

- Можете приступать к работе.

- Подведём итоги этой работы.

- Чем же похожи эти произведения?

Учитель обобщает ответы детей.

1. Время года – зима. Описание состояния природы.

2. Обращение к собеседнику.

3. Присутствуют слова - положительно окрашенные и слова - отрицательно окрашенные.

- Чем отличаются?

Учитель обобщает ответы детей.

1. Разные время суток.

2. Разные собеседники.

3. В стихотворении “Зимнее утро” больше положительно окрашенных слов, а в “Зимнем вечере” больше негативно окрашенных слов.

4. Разное внутреннее состояние автора стихотворений.

Учитель поясняет разное состояние поэта.

Стихотворение “Зимнее утро” было написано поэтом в селе Павловском (под  Петербургом). Там Александр Сергеевич гостил зимой у родственников, общался с друзьями.

Стихотворение “Зимний вечер” А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился два года, не имея права выезжать. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа - Арина Родионовна, няня поэта. (Презентация)

- Мы закончили сравнительный анализ.

Работа в группах.

Делают записи в таблицах.

Дети рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

Дети рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Физкультурная

минутка

Упражнение «Качели»

- Станьте прямо, ноги врозь, руки на поясе. Качаться, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки под счет учителя («раз» - на носки, «два» - на пятки. 10 раз).

Дети выполняют упражнения.

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания.

Творческая работа

- Перед вами абсолютно одинаковые картинки. Приложение 2.

- Предложите задание.

Ваша задача – по­разному их раскрасить.

1­ую – как иллюстрацию к стихотворению “Зимнее утро”,

2­ую – как иллюстрацию к стихотворению “Зимний вечер”.

Подумайте, какие краски вы выберите для этого.

- Чем ваши работы будут отличаться?

- Помогла ли в этом проделанная нами сегодня работа по сравнению стихотворений Пушкина?

Дети высказывают предположения.

Дети высказывают предположения.

- Настроением, цветом.

Дети высказывают предположения.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подведение итогов урока. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия

Домашнее задание

- Подведём итоги работы:

- Какая перед нами стояла цель? 

- Удалось нам это?

- Почему так считаете?

- А теперь оцените свою работу на уроке.

Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»  (учащимся даётся карточка). Приложение 1.

Рефлексия «Благодарю»:

- Выберите в классе того ученика (учеников), кому хотите сказать «спасибо» и поясните, за что благодарите.

- Я тоже хочу поблагодарить вас за работу!

- Закончить рисунки. Выбрать строки из стихотворения, которые больше всего соответствуют картинкам, подписать их под рисунком.

- Выучить наизусть (по желанию) одно из стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер» по выбору.

- Сравнить стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Дети рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

Дети анализируют свою работу на уроке, заполняя индивидуальную карточку

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Самоанализ урока литературного чтения

1. Характеристика класса:

В 3-ем классе шесть человек: …. мальчика, … девочки. … детей  в классе 2010 года рождения, … ребёнок – 2009 г.р. Все дети из социально благополучных семей.

Уровень развития обучающихся:

- хороший – 33 % .. человека),

- средний – 33 % (… человека),

- низкий – 17 % (..человек).

Один ребёнок (……) обучается по адаптированной образовательной программе для детей с УО.

Высокий уровень учебной мотивации имеют – 33 % (… человека), средний –

33 % (… человека), низкий – 34 % (…. человека).

2.

Учитель: Космачева Анна Владимировна

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Предмет: литературное чтение

Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ.

Место и тип урока в изучаемой теме: 3-ий урок, урок систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: обучение умению видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные художественные образы.

Задачи:

  • создать условия для обучения умению видеть в поэтическом тексте подлинные чувства, жизненные переживания и самые яркие впечатления поэта, которыми он делится с читателем; выразительно читать стихотворный текст;
  • создать условия для выявления сходства и различий стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер” и “Зимнее утро”;
  • содействовать активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, вести диалог, устанавливая причинно-следственные связи в тексте, сравнивать стихотворные тексты, находить средства выразительности; получат возможность научиться читать осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • Метапредметные: научатся активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; получат возможность научиться  слушать собеседника и вести диалог; пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературного текста с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова;
  • Личностные: научатся успешному сотрудничества с учителем и обучающимися класса при работе в парах, группах; получат возможность научиться понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта.

Дидактические средства:

- для учителя – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013; мультимедийная презентация;

- для обучающихся – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская и др.). – М.: Просвещение, 2013.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, акустическая система, презентация, таблица для сравнения стихотворений,  раскраски для творческой работы.

Методы обучения: исследовательский.

Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии; технология оптимального чтения; технология интегрированного обучения.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

3. Анализ содержания и организации учебного процесса на уроке

«Поэтапный» анализ

Первый этап (самоопределение к учебной деятельности) способствовал быстрому включению всех обучающихся в деловой ритм урока, что обеспечило необходимую положительную мотивацию. На этапе речевой разминки, проговаривая  скороговорку с разной интонацией, тренируя речевое дыхание, дети эмоционально включились в учебную деятельность.

 Плавному "вхождению" в тему урока способствовал следующий этап, где при помощи иллюстративного материала,  дети вышли  на тему и цель урока в сотворчестве с учителем. Учебные задачи обучающиеся определили при направляющей помощи учителя.

Обучающиеся показали хорошие навыки работы с речевым материалом 9скороговорка), литературным текстом, умение выразительно читать стихотворения, находить сходства и различия в поэтических текстах. Проблемные ситуации разрешались путём практической работы со словом, вопросов и заданий учителя, способствующих актуализации жизненного опыта обучающихся.

Интеграция с изобразительным искусством на заключительном этапе урока способствовала первичному закреплению с применением нового знания.

Время урока использовалось рационально. Учитывая возрастные особенности детей, в урок включены две динамические паузы: упражнения для туловища, шеи, рук, ног; дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика.

Этап актуализации знаний и этап рефлексии показали, что у обучающихся сформирована оценочная самостоятельность.

Общий анализ

В основе урока лежит системно-деятельностный подход к обучению. На  уроке использовались здоровьесберегающие технологии, технология активного обучения и соответствующие методы, приёмы: обучение через деятельность, метод удивления, диалог, полилог. Задания, упражнения подобраны согласно индивидуальным особенностям детей и класса в целом.

В ходе урока я опираюсь на опыт обучающихся через пропедевтические задания, через работу в малых группах. Все виды заданий соответствуют теме, цели, учебным задачам урока и направлены на формирование УУД (см. выше).

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная работа, работа в малых группах постоянного состава.

Обучающиеся в ходе урока выступали в разных ролях, в разных позициях. Позиция учителя также менялась: эксперт, координатор, консультант, собеседник.

Взаимоотношения с обучающимися на уроке можно охарактеризовать как сотрудничество и сотворчество.

Обратная связь происходила на основе диалога, знаковых обозначений.

Домашнее задание носит дифференцированный характер.

Общие выводы

  • Считаю, что я точно и конкретно сформулировала цель и определила задачи учебной деятельности; подобрала оптимальную структуру деятельности  для достижения запланированных результатов; применяла как традиционные, так и интерактивные методы, приёмы и формы обучения. Считаю, что результаты урока свидетельствуют о достижении поставленной цели.

  • Продолжить работу в данном направлении, чтобы совершенствовать умение проводить сравнительный анализ литературных произведений.

Создавать и в дальнейшем условия для развития у обучающихся умений планировать учебное сотрудничество, осуществлять взаимодействие и управлять коммуникацией в группах как постоянного, так и сменного состава, чётко распределяя роли, формулируя собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее утро. Зимний вечер.

Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер"....

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий"....

Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."...