Рабочая программа литературное чтение "Начальная школа 21 века" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Ханалыева Талшин Кубайдулловна

Рабочая программа 3 класс "Литературное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_po_literaturnomu_chteniyu.docx390.45 КБ

Предварительный просмотр:

E:\сканы 3 класс\рабочие программы\литература.jpg

                                                                                       Пояснительная записка.

                 Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе :

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

                  -«Примерных программ начального общего образования» ;

-Авторской программы программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2010г.(УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

            На изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится    136учебных часов в год, в объеме  4 часа в неделю.

     Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

     Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширить круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике  «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

                                                              

     Специфика предмета

     Специфические особенности курса литературного чтения в 3 классе являются следующие:

  • сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;
  • работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения;
  • формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Общая характеристика курса литературного чтения в 3 классе.

     Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка    

        В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:

  • системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
  • эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
  • эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
  • преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

     При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:

  • содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
  • развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
  • системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;
  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.

       Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устно речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).     Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Литературное чтение».

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся 3-х классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты освоения курса «Литературное чтение».

     Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

     Предметные результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  2. формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

                                                                                                             учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Устное народное творчество

                  13

2

Басни

                   4

3

Былины

                   5

4

Произведения А.С. Пушкина

                   9

5

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета

                   4

6

Произведения Л.Н. Толстого

                   7

7

Произведения Н.А. Некрасова

                   6

8

Произведения А.П.Чехова

                   7

9

Сказки зарубежных писателей

                   5

10

Стихи русских поэтов

                   5

11

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

                   5

12

Произведения А.И. Куприна

                   6

13

Стихи С.А.Есенина

                   7

14

Произведения К.Г. Паустовского

                   13

15

Произведения С. Я. Маршака

                   3

16

Произведения Л. Пантелеева

                   5

17

Произведения А.П. Гайдара

                   9

18

Произведения М.М. Пришвина

                   6

19

Произведения зарубежных писателей

                   16

ИТОГО

                   136

                                                                                               

                                                                                              Календарно-тематический план

№. п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во ча сов

Вид занятия

УУД

Вид контроля                Измерители

Дата проведения

 план

 факт

1-2

Устное народное творчество         (13ч)

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль "Старик-годовик"

2

Вводный урок

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

личностные:

-понимание успеха/неуспеха результатов свое деятельности

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

3

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение из хрестоматии: "Загадка", "Пословицы"

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

4 -5

Русские народные сказки. "Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую".

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Творческая работа.

 

 

6

Дополнительное чтение: "Лиса и Котофей Иванович," "Дрозд Еремеевич"

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Пересказ.

 

 

7-8

Сказки с загадкам "Дочь-семилетка". Русская народная сказка

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

9-10

Волшебные сказки.«Царевич Нехитёр-Немудёр».  Русская народная сказка

2

Комбинирован ный урок

Тематический Литератур ный диктант.

 

 

11

Дополнительное чтение: народные сказки "Елена Премудрая", "Умная внучка"   (в пересказе А.Платонова)

1

Урок слушания

Текущий. Пересказ.

 

 

12

Скороговорки. Повторение: малые жанры фольклора

1

Урок обобщения знаний

Текущий. Литературная викторина.

 

 

13

 Обобщение по теме: "Устное народное творчество" «Проверь себя». Проверка навыка и осознанности чтения.

1

Урок контроля знаний и навыков

Входной контроль.

 

 

14 -15

Былины.          (5ч)

Былины. «Добрыня и Змея». «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2

Урок изучения нового материала

 регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий.      Фронтальный опрос, разгадывание     кроссворда.

 

 

16

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Пересказ.

 

 

17

"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи Муромца", "Алеша Попович".

1

Комбинирован ный урок

Текущий.               Работа с детскими книгами.

 

 

18

Обобщение по теме: "Былины" «Проверь себя»

1

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический. Самостоятельная работа.

 

 

19

Басни Эзопа и  И. А. Крылова     (4ч)

Эзоп. «Лисица и виноград». И.Крылов. «Лиса и виноград»

Урок изучения нового материала

 коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные:    выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Выразительное чтение.

 

 

20

И.Крылов. "Ворона и Лисица". Дополнительное чтение. Эзоп "Ворон и Лисица"

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Самооценка.

 

 

21-22

Дополнительное чтение: басни Эзопа "Голубь, который хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин и Чиж"

2

Повторно-обобщающий урок

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

23

Произведения А.С. Пушкина       (9ч)

«У лукоморья дуб зеленый...». Дополнительное чтение: Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", "Бой Руслана с головой..."

1

Урок изучения нового материала

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке; 

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по пл регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

24-25

«Сказка о царе Салтане...»

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

26 -27

«Сказка о царе Салтане...»

2

Комбинирован ный урок

Текущий.      Фронтальный опрос, разгадывание     кроссворда.

 

 

28

Дополнительное чтение: "Сказка о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина и "Там лес и дол видений полны..." Э.Бабаева

1

Повторно-обобщающий урок

Текущий. Работа с детскими к

нигами.

 

 

29

А.С.Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя,...", "Зимний вечер",

1

Комбинирован ный

Текущий. Групповая работа, взаимопроверка.

 

 

30

А.С.Пушкин. «Няне».

1

Комбинирован ный

Текущий. Выразительное чтение, самостоятельная работа.

 

 

31

Обобщение по теме: "Произведения А.С. Пушкина" «Проверь себя» Проверка навыка и осознанности чтения.

1

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Промежуточный контроль.                          Навык чтения.

 

 

32

Стихи русских поэтов:             Ф.И. Тютчева,         А.Н. Майкова,  А.А. Фета              (4ч)

Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»

1

Комбинирован ный урок

 коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Выразительное чтение.

 

 

33

А.Майков. Осень

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

34

А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поет, глаза прищуря...»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение.

 

 

35

Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам.

1

Контрольный урок

Тест.

 

 

36

Произведения Л.Н. Толстого              (7ч)

Анализ контрольной работы. «Два брата». Сказка «Белка и Волк». Басня

1

Комбинирован ный урок

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, ис коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;полнителя.

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, и регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;                регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Творческая работа.

 

 

37

Дополнительное чтение: Л.Н.Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан"

1

Комбинирован ный

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.

 

 

38

"Лебеди","Зайцы", Дополнительное чтение: "Лев и собачка"

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение.

 

 

39

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок».

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

40

Былина «Как боролся русский богатырь»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Групповая работа, взаимопроверка.

 

 

41

Дополнительное чтение: "Ореховая ветка" А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах"

1

Урок слушания

Текущий. Работа с детскими книгами.

 

 

42

Обобщение по теме: "Произведения Л.Н.Толстого" «Проверь себя»

1

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический. Самостоятельная работа.

 

 

43

Произведения Н.А.Некрасова   (6ч)

«Крестьянские дети»(отрывок). «Мужичок с ноготок». Статья К.И.Чуковского «Мужичок с ноготок»

1

Комбинирован ный урок

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану.

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке.

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

Текущий. Выразительное чтение.

 

 

44

Дополнительное чтение: стихотворение (полный текст) Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

1

Урок обобщения знаний

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

45

«Славная осень...».

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение, самостоятельная работа.

 

 

46

Дополнительное чтение: «Зеленый Шум». Статья К.И.Чуковского «Зеленый Шум»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

47

«Мороз-воевода» (отрывок)

1

Комбинирован ный урок

Тематический.   Литературный диктант.

 

 

48

Обобщение по теме: "Произведения Н.А.Некрасова"               «Проверь себя»

1

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тематический. Самостоятельная работа.

 

 

49-50

Произведения А.П.Чехова                 (7ч)

Рассказ «Степь». Дополнительное чтение: "Белолобый". И.С.Тургенев «Лес и степь»

2

Комбинирован ный урок

 познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной.регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

Текущий.       Самостоятельная работа, беседа.

 

 

51-52

«Ванька»

2

Комбинирован ный урок

Текущий.       Самостоятельная работа, беседа.

 

 

53

Дополнительное чтение:            Н. Шер "О рассказах А.П.Чехова", Л.Андреев "Кусака"

1

Комбинированный урок

 

 

54-55

Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам.          Проверка навыка и осознанности чтения.

2

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Промежуточный                     Тест.

 

 

56-57

Сказки зарубежных писателей.               (5ч)

Ш. Перро. «Подарки феи»

2

Урок изучения нового материала

 коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Творческая работа.

 

 

58-59

Ц.Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение: Ц. Топелуис. "Зимняя сказка"

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Работа в парах.

 

 

60

Урок-утренник «В мире сказок»

1

Урок творчества

Текущий. Творческая работа.

 

 

61

Стихи русских поэтов.                         (5ч)

И.С.Никитин "Русь"

1

Урок изучения нового материала

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке.

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). познавательные УУД

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Выразительно чтение, самостоятельная работа.

 

 

62

И.С.Никитин "Утро"

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Литературная викторина.

 

 

63

И.Суриков. «Детство»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение

 

 

64

С.Дрожжин. «Привет», «Зимний день»                                        Дополнительное чтение: Ф.Н.Глинка "Москва"

1

Комбинирован ный урок

Текущий.             Чтение стихотворения наизусть

 

 

65

Обобщение по разделу «Проверь себя»                         Конкурс "Выразительное чтение стихов русских поэтов"

1

Урок-конкурс

Тематический.  Конкурс чтецов.

 

 

66

Произведения   Д. Н. Мамина-Сибиряка.                     (5ч)

«Приемыш»

1

Комбинирован ный урок

 коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, и коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;сполнителя).

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке.

познавательныеУУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Самооценка.

 

 

67

«Приемыш»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение.

 

 

68

Сказка «Умнее всех»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Пересказ.

 

 

69

«Постойко»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

70

Обобщение по теме: "Произведения   Д. Н. Мамина-Сибиряка" «Проверь себя»

1

Повторно-обобщающий урок

Тематический. Самостоятельная работа. Пересказ

 

 

71

Произведения А.И. Куприна.         (6ч)

«Синяя звезда»

1

Комбинирован ный урок

 познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке.

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану.

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- существлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

72 -73

«Синяя звезда»

2

Комбинирован ный урок

 

 

 

74

«Барбос и Жулька». Дополнительное чтение: "Собачье счастье"

1

Комбинирован ный урок

Тематический.   Литературный диктант.

 

 

75

Дополнительное чтение: «Ю-ю»

1

Повторно-обобщающий урок

Текущий. Работа с детскими книгами.

 

 

76

Обобщение по теме: "Произведения А.И. Куприна" «Проверь себя»

1

Контроля и коррекции знаний, умений

Тематический. Самостоятельная работа.

 

 

77

Стихи                  С.А. Есенина            (7ч)

Стихи о Родине (отрывки)

1

Комбинирован ный урок

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке.

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

78

«Нивы сжаты, рощи голы...»

1

Урок изучения нового материала

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

79

Стихи о березе (отрывки). «Береза»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение.

 

 

80

«Бабушкины сказки»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

81-82

Обобщение по теме: "Произведения С.А. Есенина" "Проверь себя". Конкурс выразительного чтения стихов С.А.Есенина

1

Урок обобщения знаний

Тематический.  Конкурс чтецов.

 

 

83

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов.

1

Практический урок

Текущий. Работа с детскими книгами.

 

 

84

«Проверь себя»

1

Повторно-обобщающий урок

познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тематический. Самостоятельная работа.

-85 -86

Произведения К.Г. Паустовского           (13ч)

«Стальное колечко»

2

Урок изучения нового материала

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

познавательные УУД- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

Личностные:

-понимание успеха/неуспеха результатов свое деятельности

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

коммуникативные-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий. Самооценка.

 

 

87

Дополнительное чтение: «Заячьи лапы»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Пересказ.

 

 

88

Дополнительное чтение: «Заячьи лапы»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный индивидуаль ный опрос.

 

 

89 -90

«Кот-ворюга»

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Творческая работа.

 

 

91

«Какие бывают дожди?»

1

Комбинирован ный

Текущий.       Беседа

 

 

92

Дополнительное чтение: «Теплый хлеб»

1

Урок обобщения знаний

Тематический.   Литературный диктант. 10 мин.

 

 

93

Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. Проверка навыка и осознанности чтения.

1

Контроля и коррекции знаний, умений

Прмежуточный. Тест.

 

 

94

Анализ контрольной работы. В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Самостоятельная работа, самооценка

 

 

95

Слушание и работа с детскими книгами о природе: Н.Сладков, Г.Скребицкий, Э.Шим, В.Бианки и др.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.       Работа с детскими книгами

 

 

96

Дополнительное чтение: И.С.Тургенев "Перепелка", «Воробей"

1

Комбинирован ный урок

Текущий.       Самостоятельная работа.

 

 

97

Урок-утренник «Моя любимая книжка»

1

Урок творчества

Текущий. Творческая работа.

 

 

98

Произведения С.Я. Маршака           (3ч)

«Урок родного языка»

1

Комбинирован ный урок

коммуникативные-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке.

регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану.

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

Текущий. Выразительно чтение, самостоятель ная работа.

 

 

99

«Ландыш»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение наизусть

 

 

100

Дополнительное чтение:           С.Я. Маршак «Кошкин дом».

1

Повторно-обобщающий урок

Текущий. Работа с детскими книгами.

 

 

101

Рассказы Леонида                Пантелеева                  (5ч)

«Честное слово»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный опрос.

 

 

102

«Камилл и учитель»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

103

Дополнительное чтение: Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.

 

 

104 -105

Обобщение по теме: "Произведения С.Я.Маршака, Леонида Пантелеева" «Проверь себя»

2

Повторно-обобщающий урок

Тематический. Самостоятельная работа.

 

 

106-107

108

Произведения (               9ч)

«Горячий камень»

3

Урок изучения нового материала

 регулятивные:-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;- учиться работать по плану. коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.

 

 

109-110

«Тимур и его команда» (отдельные главы)

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуаль ный опросы.

 

 

111

«Тимур и его команда»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.

 

 

112-113

С. Михалков. «Аркадий Гайдар».                                           К. Паустовский.«Об Аркадии Петровиче Гайдаре» Дополнительное чтение: С.В.Михалков

Ошибка"

2

Урок обобщения знаний

Текущий. Фронтальный, индивидуаль ный опросы.

 

 

114

«Проверь себя»

1

Повторно-обобщающий урок

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять

Тематический. Самостоятель ная работа

115

Произведения М.М. Пришвина (6ч)

«Моя Родина» Дополнительное чтение: «Двойной след»

1

Комбинирован ный урок

 регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

Текущий.       Рассказ.

 

 

116 -117

«Выскочка»

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.

 

 

118

«Жаркий час»

1

Комбинирован ный урок

Текущий. Пересказ.

 

 

119

Дополнительное чтение: В. Бианки «По следам»

1

Комбинирован  ный

Текущий. Работа с детскими книгами.

 

 

120

«Проверь себя»

1

Повторно-обобщающий урок

коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль.

Тематический. Самостоятельная работа.

121-122

Произведения зарубежных писателей.                   16 ч)

Джек Лондон. «Бурый волк»

2

Комбинирован ный урок

регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке .

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

коммуникативные:-выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Личностные:

-понимание успеха/неуспеха результатов свое деятельности

регулятивные:- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий. Групповая работа, взаимопроверка.

 

 

123 -124

Джек Лондон.

«Бурый волк»

2

Комбинирован ный урок

Текущий.           Чтение наизусть.

 

 

125 -126

Э.Сетон-Томпсон. «Чинк»

2

Комбинирован ный

Текущий.   Выразительное чтение.

 

 

127 -128

Э.Сетон-Томпсон. «Чинк»

2

Комбинирован ный урок

Текущий. Выразительное чтение

 

 

129-130

131

Дополнительное чтение: Дж.Чиарди "Джон Джей Пленти и кузнечик", "Об удивительных птицах". Статья Р.Сефа "О стихах Джона Чиарди"

3

Библиотечный урок

Текущий. Работа с детскими книгами. Пересказ

 

 

132

Итоговый административный контрольный срез. Проверка навыка и осознанности чтения. "Проверь себя"

1

Контрольный урок

Итоговый.                 Навык чтения.

 

 

133

Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам.

1

Контроля и коррекции знаний, умений

Текущий.                     Тест.

 

 

134

131136

Анализ контрольной работы. Библиотечный урок «Летнее чтение»

3

Уроки обобщения и систематизации знаний

Текущий. Самооценка.

 

 

      Содержание программы.

     Виды речевой и читательской деятельности

     Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

     Изучение произведений одного и того же жанра или произведения одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

     Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

     Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

     Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения. 

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

     Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношение к Родине, друг другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).

     Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

     Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правдой над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

      Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

     Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

     Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

     Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие фактической информации.

     Литературоведческая препедевтика.

     Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

     Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

     Творческая деятельность учащихся.

     Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

     Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

     Чтение: работа с информацией.

     Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

     Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

     Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Формы организации учебного процесса.

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, уроков-экскурсий, уроков по развитию связной речи учащихся, уроки-викторины, библиотечные уроки, уроки-путешествия, обобщающие уроки.

Формы контроля.

     В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:

- тестовые работы

- дидактический материал для самостоятельной работы

- карточки контроля теоретических знаний

- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)

-диагностики.                                                                                                                                                                                                                   Технологии, методики

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
  • с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 3 КЛАССА

По окончанию 3 класса  учащиеся должны:

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
  • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  • самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
  • пользоваться библиотечным фондом;
  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • пользоваться справочной литературой

Перечень учебно-методического обеспечения:

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2010г.

Учебники

Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013

Учебные

Пособия

Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013

Инструментарий определения УОУ

Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.:  Вентана – Граф, 2011. – 416 с.

 

Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.:  Вентана – Граф, 2011.

Методические пособия для педагогов

Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007

Литературное чтение:  3 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Список литературы:

1.Поурочные планы М.И.Байкова  2010

2. Методические пособия для педагогов - Беседы с учителем. Методика обучения: 3  класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф,  Оценка знаний. Литературное чтение, 3 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа. Литературное чтение. Школа 2100

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального об...

Рабочая программа литературному чтению. Школа России

Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение»....

рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс

рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс...

Рабочая программа Литературное чтение 1-4 класс Школа России

В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы....

Рабочая программа "Литературное чтение" Школа России 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...