Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников на уроках обучения грамоте средствами «Дидактического материала» Галины Геннадьевны Мисаренко
статья по чтению (1 класс)

Захаренкова Елена Эдуардовна

В статье представлены различные приёмы работы и даны рекомендации их использования по развитию навыка чтения у учащихся 1 класса с помощью дидактического пособия "Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе" Г.Г.Мисаренко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ читательской самостоятельности

младших школьников на уроках обучения грамоте средствами «Дидактического материала» Галины Геннадьевны Мисаренко

Захаренкова Елена Эдуардовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1

им. Н.М. Пржевальского»,

г. Смоленск, ул. Ленина, д. 4,

pregik.sm@mail.ru

В статью включен опыт работы педагога в период обучения грамоте по развитию техники чтения, как важного составляющего компонента читательской самостоятельности.

 «Чтение – вот лучшее учение…», так говорил в одном из писем знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин, и с этим трудно не согласиться. Но многое зависит от того, что читать и как читать.

Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования, к концу 4 класса по учебному предмету «Литературное чтение» у выпускника начальной школы  должна быть сформирована положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества. А также, он должен овладеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).

То есть, в младших классах у школьника должны быть сформированы личностные мотивы, побуждающие его постоянно обращаться к миру книг для выбора нужной ему конкретной книги и ее последующего полноценного прочтения, затрачивая на этот процесс минимальное количество времени и усилий.

Это, по мнению выдающегося русского писателя, книговеда, теоретика и практика библиотечного дела Николая Александровича Рубакина, и есть читательская самостоятельность.

Следует напомнить, что основная масса деток на момент поступления в учебное заведение читает, в лучшем случае, по слогам. А школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Значит, для ученика начальной школы техника, темп чтения, осознание прочитанного - основные составляющие его продвижения к литературному образованию и развитию читательской самостоятельности. Как писал В.А. Сухомлинский, «книга имеет большое значение в духовной жизни детей, но только при условии, что ребёнок уже умеет хорошо читать. Что означает «читать хорошо»? Это изначально владение простейшим умением – техникой чтения».

Об этом говорит и Светлана Ивановна Дорошенко, доцент кафедры педагогики Владимирского государственного университета, которая утверждает, что читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умение слушать, воспринимать и осознавать прочитанное.

Таким образом, в период обучения грамоте, да и в последующее время, в рамках формирования читательской самостоятельности, необходима организация целенаправленной и последовательной работы над всеми составляющими навыка чтения.

В своей работе с детьми над формированием и совершенствованием навыка чтения дополнительно к Азбуке я использую пособие Галины Геннадьевны Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе».

Сейчас, в век цифровых технологий, в свободном доступе можно найти электронный вариант пособия, поэтому саму книгу родители для детей не покупали. Вместо книги я распечатываю каждому ребёнку страничку из электронного сборника. С этим листочком (что соответствует одной странице пособия) мы работаем в течение недели - полутора, то есть четыре - шесть уроков. Продолжительность работы зависит от степени готовности класса, сложности языкового материала. Так, короткие слова из двух – трёх букв на первой странице группы прочитываются довольно легко и быстро. А вот слова из семи – девяти букв требуют уже более тщательной проработки. Да и незнакомых слов там, как правило, больше. Упражнения с «Дидактическим материалом» стараюсь проводить регулярно, отводя время в начале урока. Они занимают от 7 до 10 минут. В день использую не более трёх видов упражнений по степени увеличения их сложности.

Как правило, на первом уроке осуществляется знакомство со словами одного столбика, хоровое или жужжащее чтение с последующим выявлением незнакомых слов. Значение слов, которые не удалось объяснить на уроке, предлагаю выяснить дома: спросить у родителей, найти с помощью взрослых в толковом словаре, обратиться (опять же с привлечением взрослых) к системе поиска в Интернете. Также при первом знакомстве можно прочитать слова цепочкой или «за ведущим» (хорошо читающим ребёнком), а затем потренироваться читать слова дома.  На следующем уроке, когда языковой материал стал более знакомым, можно организовать более сложные виды работы: чтение слов в паре или группе, соревнование между девочками и мальчиками, по рядам, чтение через слово, чтение под счёт. Большой интерес и энтузиазм вызывают такие формы работы, как чтение «по ниточке», «вверх ногами», с прикрыванием линейкой нижней половины букв. Работа с «Дидактическим материалом» в период обучения грамоте прекрасно «ложится» на языковой материал, изучаемый на уроке, например можно прочитать слова на изученную букву или с заданным звуком, построить звуковую модель третьего слова снизу, разделить первые пять слов на слоги, а в следующих трёх обозначить ударение. В дальнейшем на словах из столбиков отрабатываются грамматические признаки слов, например, предлагается найти слова называющие предметы, признаки или действия; слова, про которые можно сказать «он», «она» и т.д.

Это техническая сторона вопроса. Второе направление работы – расширение словарного запаса через обязательное включение слов в речь: составление словосочетаний, предложений, придумывание вопросов, осуществление поиска слов по фонетическим, морфологическим или лексическим признакам. Особенно нравится ребятам упражнение на чтение слов голосом какого-то персонажа: старухи Шапокляк, Карлсона, хитрой Лисы и т.п., что позволяет работать над выразительностью речи. Заканчивается каждая группа наборами словосочетаний, предложений, небольшими текстами. Встречающиеся здесь выражения, например «зелёная горошина», «золотые руки», или предложения «На озере жили белые лебеди», «Гуси-лебеди полетели в село и утащили Ванюшу», фрагменты текстов уже можно использовать для выявления круга читательских интересов первоклассников: предложить вспомнить, в каких произведениях ребята встречали такие фразы, чем данная сказка или рассказ интересны и поучительны.

Конечно, работа над техникой чтения не должна ограничиваться только уроком, а ещё и продолжаться дома. Поэтому коллективом учителей нашей параллели была разработана Памятка «Задания для работы с дидактическим материалом дома» (Приложение 1) с описанием возможных упражнений. В неё включены как виды упражнений, предложенных самим автором «Дидактического материала», так и задания, найденные учителями в других источниках.

Коротко остановлюсь на основных группах заданий, использованных при составлении Памятки.

Работа над правильностью речи, артикуляцией, дыханием. Сюда же можно отнести упражнения на формирование орфографический зоркости.

Задание 2. Чтение слов вслух орфографически, т.е. произносить слова так, как они написаны.

Задание 3. Чтение вслух орфоэпически, т.е. произносить  слова так, как мы говорим.

Задание 7. Чтение в режиме скороговорки (быстро, на одном дыхании, четко проговаривая слова).

Задание 10. Чтение слова слева направо, затем справа налево.

Задание 12. «На одном дыхании».  Сделать глубокий вдох и прочитать как можно больше слов вслух  до полного выдоха.

Работа над технической стороной речи, «антиципация», угадывание, расширение поля зрения. Это позволяет «домысливать» окончание слова, читать «боковым» зрением, тренирует умственную и зрительную память.

Задание 4. Чтение слов, закрывая линейкой нижнюю часть букв.

Задание 5. Чтение по ниточке. Ребёнок или взрослый берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву (первую или последнюю). Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением.

Задание 9. Чтение «вверх ногами» с поворотом учебника на 180º.

Формирование осознанного чтения, работа с незнакомыми словами. Задания направляют ученика к справочной литературе, приучают обращаться с толковым и орфоэпическим словарями. Включение таких слов в контекст создаёт предпосылки для развития связной речи.

Задание 1. Прочитать и найти неизвестные слова, узнать их значение.

Задание 11. Читая слова, составлять предложение с каждым пятым словом.

Задание 14. Читая слова, находи в словах «спрятанные» слова. Например: победа (обед, беда, еда).

В заключение я хочу привести слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом…»

 

Источники

  1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. Пособие. – 8-е изд. – М.: Институт инноваций в образовании Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2010.
  3. Пустосёлова М.Ю.Теоретические основы развития навыка самостоятельного чтения младших школьников [Офиц.сайт].URL:http://www.scienceforum.ru/2016/1379/22812
  4. Mishkova.pdf (bsu.edu.ru) 
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (garant.ru)


Приложение 1

Задания для работы с дидактическим материалом дома.

  1. Прочитать и найти неизвестные слова, узнать их значение.
  2. Чтение слов вслух орфографически, т. е. произносить слова так, как они написаны.
  3.  Чтение вслух орфоэпически, т.е. произносить  слова так, как мы говорим.
  4. Чтение слов, закрывая линейкой нижнюю часть букв.
  5. Чтение по ниточке. Ребёнок или взрослый берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву (первую или последнюю). Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением.
  6. «Голоса». Чтение текста, подражая  чьему- либо голосу  (старушки, взрослому, сказочному животному, литературному герою)
  7. Чтение в режиме скороговорки (быстро, на одном дыхании, четко проговаривая слова).
  8. Чтение  каждого 2 (3) слова вслух, остальные про себя.
  9. Чтение «вверх ногами» с поворотом учебника на 180º.
  10. Чтение слова слева направо, затем справа налево.
  11. Читая слова, составлять предложение с каждым пятым словом.
  12.  «На одном дыхании».  Сделать глубокий вдох и прочитать как можно больше слов вслух  до полного выдоха.
  13.  Читая слова, находи и подчёркивай заданную букву.
  14.  Читая слова, находи в словах «спрятанные» слова. Например: победа (обед, беда, еда)
  15. Чтение со счетом слов.
  16.  «Кенгуру»  (под счет: 1, 2, 3 фиксировать взгляд на начале, середине, конце предложения. Читать так предложение про себя. Сказать что запомнили, проверить, прочитав ещё раз.
  17. Чтение слов за 1 минуту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников на уроках обучения грамоте в 1 классе средствами «Дидактического материала» Г.Г. Мисаренко (из опыта работы) Подготовила учитель начальных классов Захаренкова Елена Эдуардовна

Слайд 2

«Чтение – вот лучшее учение…» А.С. Пушкин

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Раздел IV Предметные результаты по предметной области "Русский язык и литературное чтение" должны обеспечивать: 43.1.2. По учебному предмету "Литературное чтение": 1) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; 6) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Слайд 4

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов , побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков , дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Н.А. Рубакин Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения , умение слушать, воспринимать и осознавать прочитанное. С.И. Дорошенко

Слайд 7

Задания для работы с дидактическим материалом дома. Прочитать и найти неизвестные слова, узнать их значение. Чтение слов вслух орфографически , т. е. произносить слова так, как они написаны. Чтение вслух орфоэпически , т.е. произносить слова так, как мы говорим. Чтение слов, закрывая линейкой нижнюю часть букв. Чтение по ниточке. Ребёнок или взрослый берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву (первую или последнюю). Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, взрослому, сказочному животному, литературному герою) Чтение в режиме скороговорки (быстро, на одном дыхании, четко проговаривая слова). Чтение каждого 2 (3) слова вслух, остальные про себя. Чтение «вверх ногами» с поворотом учебника на 180º. Чтение слова слева направо, затем справа налево. Читая слова, составлять предложение с каждым пятым словом. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох и прочитать как можно больше слов вслух до полного выдоха. Читая слова, находи и подчёркивай заданную букву. Читая слова, находи в словах «спрятанные» слова. Например: победа (обед, беда, еда) Чтение со счетом слов. «Кенгуру» (под счет: 1, 2, 3 фиксировать взгляд на начале, середине, конце предложения. Читать так предложение про себя. Сказать что запомнили, проверить, прочитав ещё раз. Чтение слов за 1 минуту.

Слайд 8

Работа над правильностью речи, артикуляцией, дыханием . Формирование орфографической зоркости. Задание 2. Чтение слов вслух орфографически , т.е. произносить слова так, как они написаны. Задание 3. Чтение вслух орфоэпически , т.е. произносить слова так, как мы говорим. Задание 7. Чтение в режиме скороговорки (быстро, на одном дыхании, четко проговаривая слова). Задание 10. Чтение слова слева направо, затем справа налево. Задание 12. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох и прочитать как можно больше слов вслух до полного выдоха.

Слайд 9

«Антиципация», угадывание, расширение поля зрения– позволяет «домысливать» окончание слова, читать «боковым» зрением, тренирует умственную и зрительную память . Задание 4. Чтение слов, закрывая линейкой нижнюю часть букв. Задание 5. Чтение по ниточке. Ребёнок или взрослый берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву (первую или последнюю). Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением. Задание 9. Чтение «вверх ногами» с поворотом учебника на 180º . Задание 16. «Кенгуру» (под счет: 1, 2, 3 фиксировать взгляд на начале, середине, конце предложения. Читать так предложение про себя. Сказать что запомнили, проверить, прочитав ещё раз .

Слайд 10

Работа с незнакомыми словами – направляет ученика к справочной литературе, приучает обращаться с толковым и орфоэпическим словарями, а включение таких слов в контекст создаёт предпосылки для развития связной речи. Задание 1. Прочитать и найти неизвестные слова, узнать их значение. Задание 11. Читая слова, составлять предложение с каждым пятым словом. Задание 14. Читая слова, находи в словах «спрятанные» слова. Например: победа (обед, беда, еда).

Слайд 11

« Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир … Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда … начинается кропотливая работа над словом …» В . А. Сухомлинский

Слайд 12

Источники Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн . Пособие. – 8-е изд. – М.: Институт инноваций в образовании Л.В. Занкова : Издательство Оникс, 2010. Пустосёлова М.Ю.Теоретические основы развития навыка самостоятельного чтения младших школьников [Офиц.сайт].URL :http:// www.scienceforum.ru/2016/1379/228 12 Mishkova.pdf (bsu.edu.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока обучения грамоте «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами»

Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала.  Чтение и письмо предложений с изученными буквами". УМК "Школа Росси...

Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках обучения грамоте

Материал из опыта работы по учебнику Р.Н. Бунеева "Моя любимая азбука"...

Урок обучения грамоте. Закрепление изученного материала

Урок обучения грамоте, Закрепление изученного материала. Урок разработан к семинару, посвященному 60 летию учебного заведения...

Формирование грамотного письма младших школьников на этапе обучения грамоте.

Заниматься этой проблемой меня заставляет в современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основательно, и обоснованно с...

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...