Урок по чтению 4 класс коррекционной школы для учащихся с ОВЗ "Однажды утром"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кабакова Ольга Ивановна
Урок чтения разработан по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В него включены задания для учащихся 2 варианта СИПР, предмет  Речь и альтернативная коммуникация.
Коррекционно – развивающие задачи урока: - развивать устную речь учащихся, воображение, внимание, память; -пополнять словарный запас; разввать словесно – логическое мышление, лексико – грамматический строя речи, память, устойчивость и концентрацию внимания.
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель, ОУ

Кабакова Ольга Ивановна, учитель начальных классов ГКОУ школы № 8 г.Лабинска

Ассистент Журавлёва А.А., воспитатель ГКОУ  школы № 8 г.Лабинска

Программы обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предмет

Чтение

Речь и альтернативная коммуникация (2 вариант СИПР)

Класс

4

Кол-во уч-ся, особенности

контингента

По уровням освоения программы

1 вариант:Алёна С., Татьяна П., Даниил П.- 1 уровень; Дима Б., Степан С.-2 уровень; Дарья П., - 3 уровень;

вариант 8.3 - Максим; 2 вариант СИПР: Салим, Евгений.

Тема урока

Произведение М. Пляцковского «Однажды утром»

Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (2 вариант СИПР)

Тип урока

Комбинированный

Цель

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, накоплению читательского опыта.

Задачи

Образовательные:

Коррекционно – развивающие:

Воспитательные:

-учить выразительно читать, текстпо ролям, используя интонационные оттенки речи;

-учитьнаходить в тексте диалогическую речь;

-расширять словарный запас через понимание и умение употреблять в речи новых слов.

- развивать устную речь учащихся, воображение, внимание, память.

-пополнять словарный запас.

Развитие словесно – логического мышления, лексико – граммати-ческого строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения.

-прививать умение слушать и воспринимать эмоциональную вырази-тельность речи;

-воспитывать интерес к изучению животных;

-воспитывать дисциплину труда;

-воспитывать чувство коллективизма;

Методы и формы обучения

Методы: Словесные, наглядные, практические.

(диалог, беседа; работа с наглядным материалом, использование электронных пособий; работа с учебной литературой)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Формируемые БУД 1 вариант

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Предметные

Познавательные:

Активно включаться в общую деятельность;

эмоционально откликаться на произведения литератур-ного творчества;

гордиться школьными успехами и достижениями [1]собственными и своих товарищей по классу

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных учебных ситуациях взаимо-действия; уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; уметь использовать разные виды речевых высказываний (задавать вопросы, отвечать на вопросы); использовать средства и источники получения информации

Принимать цели и задачи решения учеб-ных задач; поиск средств для их осущес-твления. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вста-вать при ответе)

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабо-чее место

Воспринимать на слух текст про-изведения; выборочно перес-казывать текст; аргументированно высказывать своё отношение к прочи-танному, к героям,

 понимать и опреде-лять свои эмоции.

Работать с инфор-мацией (понимать инструкцию, изобра-жение). Сравнивать, анализироватьот-дельные части текстана доступ-ном вербальном материале.

Формируемые БУД

вариант 8.3

Овладевать элементар-ными навыками комму-никации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;развивать мотивацию к обучению;

формировать навыки сотрудничества со свер-стниками и со взрослыми

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; обращаться за помощью и принимать помощь; изменять своё поведение в соответствии с объективными требова-ниями учебной среды; взаимодействовать с людьми  из ближайшего окружения

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следо-вать предложенному плану и работать в общем темпе; соотно-сить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.

Воспринимать на слух текст короткого произве-дения; делать прос-тейшие обобщения, классифицировать на наглядном мате-риале; понимать изображение, текст, устное высказывание предъявленные на бумажных и элект-ронных носителях.

Выделять некоторые существенные, об-щие и отличитель-ные свойства хорошо знакомых предметов; наблюдать за пред-метами и явлениями окружающей действительности

Формируемые БУД

2 вариант

СИПР

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Предметные

Познавательные:

Принятие роли обуча-ющегося; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;личностное само-определение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потреб-ностей; положительное отношение к окружа-ющей действительности.

Умение слушать и вступать в диалог;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах    деятельности; договари-ваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликт-ных или иных ситуациях взаимодействия с окружа-ющими; владение элемен-тарной диалогической речью.

Умение выполнять инструкции учителя;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

использование в учебно-познавательной дея-тельности сохранных анализаторов; умение адекватно запра-шивать и принимать необходимую практи-ческую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.

Установление зрительного контак-та с собеседником, учет эмоциональ-ного состояния собе-седник; ответы на вопросы взглядом, жестом, словом.

Умение слушать учебные тексты;

усвоение элементарных общих понятий.

Образовательные ресурсы

Учебник: Чтение.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеобразоват. программы.

 Ч. 2 (авт.-сост. С.Ю.Ильина,) М.: Просвещение, 2018

Учебник: Чтение.2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеобразоват. программы.

 Ч. 2 (авт.-сост. С.Ю.Ильина,) М.: Просвещение, 2018

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Основные этапы организации учебной деятельности.Цели.

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

Организационный момент.

Цель:

Организовать обучающихся на основную учебную деятельность.

Дневник, учебник

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начался урок.

На уроке не скучать,
А работать и читать!

Слушают учителя

Садятся на свои места.

Проверяют свою готовность к уроку.

Обучающиеся будут уметь: организовывать рабочее место для предстоящей учебной деятельности; психологически настраиваться на освоение предметной области

Проверка домашнего задания.

Цель:

Выявить знания учащихся по изученной теме.

Задачи: Развитие словесно – логического мышления, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения.

Фронтальный опрос

Выборочное чтение

Учебник 4 кл.

Составные из 3 частей картинки с подписями «котёнок», «собака»

для варианта 8.3

карточка с заданиями

Картинки: котёнок,  щенок.

Картинки: собака, щенок, кот, котёнок.

Учебник 2 кл.

- Вспомните дети, какой раздел мы с вами читаем.

- Как называлась весёлая история, которую вам задавали на дом?

- Кто автор сказки?

- Я вам прочитаю слова из этой сказки, а вы скажите, какому герою они принадлежат.

-Я тебя не зову, это я так лаю: «Гав!»

- Где же они, эти неприятности? Если они меня ждут, надо идти.

-Кто предупреждал котёнка о неприятностях?

- Ах, ты ещё дразнишься?

Задание ученику варианта 8.3

Подчеркни правильный ответ

-Что мальчик хотел получить в подарок: книжку со сказками, учебник, раскраску?

- Кто должен подарить мальчику эту книгу? (Мама, учитель, волшебник)

- Что мальчик хотел бы делать, когда у него будет волшебный учебник? (читать, отдыхать, учиться)

Задания на карточках для учащихся 3 уровня

Меня так зовут: котёнок  Гав.

Я тебя не зову. Это я просто лаю. «Гав».

Задания для учащихся 2 варианта СИПР

- Покажи, где большая собака, а где щенок. Покажи, где котёнок, а где большой кот. Как гавкает собака? Как мяукает котенок?

Задание для ученика варианта 8.3

- прочитай, стихотворение «Петя мечтает»

Задание для учеников 1 варианта.

-Прочитайте выразительно разговор собаки с котёнком. Слова собаки надо читать грубым низким голосом, а слова котёнка тоненьким, высоким.

-Что могло произойти с котёнком, если бы собака догнала его?

-Почему котёнок так и не понял, что во дворе его ждут неприятности?

Оценивание домашнего задания

(смайлики)

-Мы читаем раздел «Весёлые истории»

-«Одни неприятности»

-Написал ее Григорий

Остер.

-Это слова щенка.

-Слова котёнка, которого звали Гав.

-Котёнка предупреждал чёрный кот.

- Это слова собаки.

ученик читает вопрос на карточке (если он не понял смысл вопроса, то читает тьютор)

Ученик подчёркивает правильный ответ.

Уч-ся 3 уровня - складывают разрезанные картинки и читают подпись.

Уч-ся 2 варианта – показывают на картинке и отвечают на вопросы учителя.

Максим Т. читает с тьютором стихотворение Б.Заходера «Петя мечтает»

Выборочное чтение учащимися 1,2 уровней отрывка сказки по ролям.

-Собака, возможно, покусала бы котёнка.

-Котёнок ещё маленький и не знает значение слова «неприятности». Думает, что это друзья.

Будут уметь:

анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Проявлятьпознавательный интерес к изучаемому предмету.

Высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваться мнениями; достигать договорённости и согласования общего решения.

(2 варианта СИПР) Будут уметь: 

Установление зрительного контак-та с собеседником, учет эмоционального состояния собеседник; ответы на вопросы взглядом, жестом, словом.

(вариант8.3) Будут уметь:

Воспринимать на слух текст короткого произведения; делать простейшие обобщения, понимать  текст, предъявленный на бумажном  носителе.

Гимнастика для глаз

Цель:

Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью физкультминутки

Картинка «Солнышко» на палочке.

Смотрите за солнышком и повторяйте движения:

Лучик солнца золотой,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Вверх посмотрим, глянем вниз.

Взгляд налево отведем,

Лучик солнца мы найдем.

Теперь вправо посмотрите,

Солнца лучик вы найдите.

Закрываем мы глаза,

Открываем мы глаза, вот такие чудеса

Дети следят глазами за движущимся элементом

Дети моргают глазами.

Круговые движения глазами

Смотрят вверх, вниз,

вправо, влево

Закрывают, открывают глаза

Будут уметь:

чередовать учебный труд и отдых.

Актуализация  новыхзнаний.

Цель:

Вовлечь учащихся в работу по изуче-нию новой темы, формировать мотивационный компонент.

Записи песен (отрывки) на слова Михаила Пляцковского.

Песня «Улыбка», «Учат в школе».

Слайд презентации с портретом М. Пляцковского

- Прежде, чем сформулировать тему урока, я предлагаю вам послушать песни и сказать известны они вам или нет.

- Песни, которые вы прослушали – это песни на слова известного поэта Михаила Пляцковского.

- Он писал не только стихи к песням, но и сказки для детей.

Дети отвечают на вопросы учителя:

- Нам знакомы эти песни

«Улыбка», «Чему учат в школе».

Будут уметь:

анализировать, сравнивать, сопоставлять; проявлять познава-тельный интерес к изучаемому предмету, уметь использовать разные виды речевых высказываний (отвечать на вопросы); использовать средства и источники получения информации; участвовать в коллективной деятельности.

Сообщение темы и цели урока.

Цель:

обеспечить восприятие и осмысление обучающимися темы урока.

Презентация с иллюстрацией сказки.

Работа с учебником.

-На сегодняшнем уроке мы познакомимся со сказкой М. Пляцковского «Однажды утром».

-Посмотрите на текст учебника. Какую

особенность текста вы заметили? Что означают «тире» в начале строки?

-Какую цель мы поставим для себя на уроке?

- В тексте есть речь между героями сказки.

-Мы будем учиться читать диалоги, читать по ролям.

Будем учиться читать с  правильной интонацией, с выражением.

Будут уметь: проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, осознавать ответственность за общее дело. 

Изучение нового материала

Цель:

Вовлечь учащихся в работу по изучению новой темы, формировать мотивационный компонент.

Картинки, изображающие героев сказки.

Учебник.

Карточки с кличками животных (К/крячик, Ф/фью, Т/тявка)

Учебник 2 класса.

- Ребята, я сейчас прочитаю текст сказки. Вы должны внимательно слушать и запомнить героев, их имена. Обратите внимание на интонацию героев.

Учитель читает текст сказки

- Назовите героев этой сказки.

На доске карточки с героями сказки, а под ними написаны имена.  Проверьте, правильно ли они написаны.

- С какой буквы пишутся клички животных? Вспомните правило, которое мы изучали на уроке русского языка

Задание для учащегося 8.3

Тьютор, индивидуально, читает рассказ В. Витка «Мёд в кармане»

Ученик читает рассказ под контролем тьютора.

Дети слушают.

утёнок Крячик, цыплёнок Фью, щенок Тявка

Ученики 2 варианта выходят к доске и показывают картинки с героями (на доске)

Дети выходят к доске, проверяют правильность написания слов.

Клички животных (имена собственные) пишутся с большой буквы

Максим  показывает ответы на вопросы по иллюстрациям учебника.

Будут уметь:

активно включаться в общую деятельность.

Эмоционально откликаться на произведения литературного творчества.

Структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

Высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваться мнениями (К)

Ориентироваться в учебнике; контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи (Р)

Высказывать своё отношение к прочитанному, к героям,  понимать и определять свои эмоции (П)

(вариант 8.3)  Будет уметь:

Воспринимать на слух текст короткого произведения; делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; понимать изображение, текст, устное высказывание предъявленные на бумажных  носителях

Работа с учебником (ролевое чтение)

Учебник.

Карточка с текстом (для ученицы 3 уровня)

Задания для уч-ся 2 варианта СИПР Карточки  с  изображением большого утёнка, маленького цыплёнка

- Прежде, чем начать читать поиграем в актеров. Произнесём слово утёнок с разной интонацией: ласково, обижено, с возмущением, позовем и т.д.

- А теперь, давайте почитаем эту сказку по ролям.

(Учитель обращает внимание на интонацию, с которой дети должны читать свою роль, чтобы передать характер своего героя).

Работа под контролем учителя 2 варианта СИПР

Учитель, совместно с детьми с детьми распределяют роли.

Автор – Таня П.;

Утенок – Алёна С.;

Цыплёнок – Дима Б;

Щенок – Даниил П.

Мама – Даша П.

Ученики читают сказку по ролям.

Ученик работает по карточке с изображением утёнка и цыпленка. Наклеивает на картинки большой и маленький комбинезон.

Отвечает на вопросы учителя с помощью жеста и голоса.

Будут уметь:

вступать и поддерживать коммуникацию в разных учебных ситуациях взаимодействия; уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Сравнивать, анализировать отдельные части текста на доступном вербальном материале.

(вариант 8.3) Будут уметь: 

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах    деятельности; установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседник; отвечать на вопросы взглядом, жестом, словом.

Физкультминутка

Цель:

Соблюдать на уроке охранительный режим

Слайд презентации

Ребята, я вижу вы уже устали. Давайте отдохнём.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

     А нечистым

     Трубочистам -

     Стыд и срам!

     Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

     И полотенце пушистое,

     И зубной порошок,

     И густой гребешок!

     Всегда и везде -

     Вечная слава воде!

Выполняют движения

(Учащиеся выполняют движения соответствуют словам стихотворения)

(Наклоны из стороны в сторону)

(Движения соответствуют словам стихотворения)

(Прыжки и хлопки руками над головой)

Будут уметь: 

чередовать учебный труд и отдых; осознавать ответственность за общее дело.

Закрепление.

Цель:

Закрепить знания по теме; научить учащихся работать самостоятельно и в парах.

Карточки с изображением героев сказки (для учащихся 3 уровня, 2 варианта)

Карточки –фразы на доске

-Сейчас закрепим знания, полученные на уроке.

- Кто главный герой сказки?

- Почему ему дали такое имя?

- Что не любил делать Крячик?

- Кто решил проучить утёнка?

- Скажите, почему друзья не здоровались с утёнком? Что означает слово «Здравствуй» - Как же можно пожелать кому-то здоровья я, если он не моется, ходит грязный и от этого может заболеть.  

Давайте составим пословицы и поговорки о чистоте:

Чистота – залог здоровья.

Чисто жить – здоровым быть.

Кто аккуратен – тот людям приятен.

Кто чисто умывается, тому солнце улыбается.

В то время, когда дети работают самостоятельно у доски, учитель опрашивает ученика (вариант 8.3):

-Назови имена мальчиков, которые пошли в лес.

- Что мама налила Юре в дорогу?

- Кто прилетел на мёд?

Главный герой сказки утёнок Крячик. (дети 3 и 4 уровня показывают карточки –ответы)

Ему дали имя Крячик потому, что когда он шел, то переваливался с ноги на ногу и был похож на мячик, при этом он крякал.

Крячик не любил умываться и купаться.

Друзья решили его проучить.(уч-ся 3-4 уровня показывают карточки –ответы)

Слово «здравствуй - это пожелание здоровья

Ученики работают у доски: подбирают по карточкам подходящие по смыслу  продолжение пословицы.

 Ученик может найти ответ на вопрос в 1 предложении текста или назвать сам.

-Мама  налила мёд.

-На мёд прилетели пчёлы.

Будут уметь:

активно включаться в общую деятельность; эмоционально откликаться на произведения литературного творчества(Л).

Уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; уметь использовать разные виды речевых высказываний (отвечать на вопросы); использовать средства и источники получения информации (К).

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать при ответе).

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место (Р).

Воспринимать на слух текст произведения; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции (П).

(вариант 8.3) Будет уметь:

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; обращаться за помощью и принимать помощь; делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; понимать изображение, текст, устное высказывание предъявленные на бумажном носителе.

Подведение итогов

Цель:

учить подводить итог учебной деятельности (самоанализ); определять уровень успешности.

Карточки смайлики.

-Давайте оценим свою деятельность.

Ученики оценивают свою деятельность смайликами.

Учащиеся подают дневники учителю для выставления отметок.

Будут уметь:

объективно оценивать свои результаты работы на уроке. гордиться школьными успехами и достижениями собственными и своих товарищей по классу (Л)

Рефлексия

Цель:

-учить анализировать: что получилось, что не получилось.

Ребята, как вы думаете, были ли решены задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока?

Учащиеся дают анализ уроку, что у кого получилось.

Будут уметь:

 делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся.

Домашнее задание

Цель:

закрепить знания, полученные на уроке, через  самоорганизацию учебной деятельности.

Учебник, дневник

 вариант1 – 3.Учебник 4 класса:

 стр. 26-27, выразительно читать.

Пересказывать сказку по иллюстрациям учебника.

-Урок окончен. Спасибо за активную работу!

вариант 8.3. Учебник 2 класса:

стр. 16, 17, читать, отвечать на вопросы, с помощью иллюстрации учебника

вариант 2 СИПР. Различать и показывать жестом и звуком предметы «больше, меньше»

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Будут уметь: самостоятельно применять полученные на уроке знания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

Урок в первом классе коррекционой школы VIII вида "Мыльные пузыри"

Цель: Обучение совместной деятельности. Задачи:>  снятие эмоционального напряжения и агрессии;>  преодоление стрессовых состояний у детей с СДА;>  снижение излишней ...

Интегрированный урок в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.

Урок обучения грамоте и логопедии для учащихся с легкой умственной отсталостью 1 класса коррекционной школы....

Урок математики. 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Треугольники.Построение треугольников по трем вершинам".

« Треугольник. Построение треугольника по трем вершинам» Цель урока: "Учить построению треугольника по трем вершинам.", которая реализуются с помощью образовательной, коррекционной, воспитательной зад...

Урок рисования 2 класс (коррекционная школа)

Тема урока: "Рисование веточки ели"...