Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Тема: "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кутепова Дарья Анатольевна

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомиться с рассказом Н.Носова  «Живая шляпа»
  2. Формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

Развивающие:

  1. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;
  2. Развивать умение обобщать и делать выводы через устные формы работы с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность)
  2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературное чтение

Дата: 25.02.2022

Школа: 148

Класс: 2 в

Урок: 2

Время: 13:25 - 14:05   Кабинет: 212

Студент: Кутепова Дарья Анатольевна

Группа: 34

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Живая шляпа»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения содержания произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомиться с рассказом Н.Носова  «Живая шляпа»
  2. Формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

Развивающие:

  1. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией; 
  2. Развивать умение обобщать и делать выводы через устные формы работы с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность)
  2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником. 

Оборудование: презентация, учебник, шляпа.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Анатольевна и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Садитесь на свои места.

-Повернитесь друг другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы! А мы начинаем наш урок.

-Ребята, прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним правила работы на уроке. Какие правила вы знаете?

-Молодцы, ребята!

  1. Приветствуют, желают друг другу хорошей работы;

  1. Вспоминают правила поведения на уроке:

- Не разговаривать, отвечать по поднятой руке, не отвлекаться.

Р: волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

К: планирование

учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками

Слайд 1

Слайд 2

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности

-Давайте мы с вами проведем небольшую речевую разминку!

-Посмотрите на слайд. Предлагаю вам сначала прочитать ее про себя.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…

-Теперь предлагаю прочитать его вслух. Давайте вместе со мной. Выразительно, в медленном темпе.

-Давайте теперь побыстрее и также с выражением.

-И последний раз быстро все выговаривая. Не забываем про выразительность.

-Молодцы, ребята! А сейчас, перед нашим большим путешествием, предлагаю вам поработать в парах и провести экспресс-опрос.

-Перед вами лежит карточка на которой есть небольшая таблица. В ней 3 колонны: Фраза, главный герой и название произведение. Фразы  и главные герои уже прописаны. Ваша задача прочитать фразу, прочитать, кто является главным героем и вспомнить какое это произведение.

Фраза

Главный герой

Название произведения

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой…»

Федора

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

— Что ты? — спрашивает.

— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Петя и Валя

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее …»

Вадик и Вовка

-Ребята, время выполнения задания вышло. Давайте с вами проверим.

-Расскажите мне пожалуйста про первую строчку. Что это за произведение?

-Да, все верно. А второе какое произведение?

-Ребята, вы абсолютно правы! вы знаете, про какое произведение говорится в 3 строчке?

-А хотите узнать?

-Тогда вам нужно внимательно-внимательно меня слушать.

  1. Выполняют речевую разминку;

  1. Проводят экспресс-опрос в парах;

  1. Выполняют проверку по эталону..

-Федорино горе.

-Затейники.

-Нет.

-Да.

К: планирование

учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Р: оценка, контроль.

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

К: планирование

учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Р: оценка, контроль.

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Слайд 3

Слайд 4

Карточка  №1

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины

затруднения, постановка цели урока

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Загадку и стихотворение.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

-Да, все верно. А вот послушайте еще стихотворение.

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-Ребята, а вы знаете, где можно найти значение слова?

-Ну конечно, ребята! Значение любого слова, можно найти в словаре. Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).

- Ребята, какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Ребята, а как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

-Да, вы правильно предположили. А какую цель мы можем поставить на наш урок?

-Да, все правильно. А теперь на основе анализа темы и цели урока, составим с вами план урока. Чем мы будем заниматься на нашем уроке?

-Да, все верно ребята.

-А бывают или нет живые шляпы мы узнаем, когда прочитаем рассказ.

-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

- Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

  1. Разгадывают загадку:

-Кошка

-В словаре.

-Мужские и женские; маленькие и большие.

-Нет

-“Живая шляпа”

-Познакомиться с рассказом “Живая шляпа”

-Узнаем факты об авторе; прочитаем “Живую шляпу”; почитаем по ролям; выполним самостоятельную работу.

П:структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознано и правильно строить речевые высказывания.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Изучение детьми свойства противоположных прямоугольников

-Ребята, сейчас я вам интересные факты о Николае Николаевиче Носове.

  1. Николай Николаевич пришел в литературу случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки.  “Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа”
  2. В раннем возрасте Николай Носов мечтал научиться играть на скрипке. Однако заполучив долгожданный инструмент он понял, что учиться музыке очень сложно. По этой причине он больше никогда не брал в руки скрипку.
  3. Интересен факт, что первый рассказ Носова под названием «Затейники» был издан в 1938 г.
  4. Интересен факт, что Носов нередко отправлял по почте свои книги тем людям, которые не имели возможности купить их в магазине.

-Ребята, вот мы сейчас узнали интересные факты про автора. Как вы думаете, каким человеком был Николай Николаевич Носов? Какими качествами он обладал?

-Да, действительно. Данные качества ему присуще.

-Ребята, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа».

-Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

-Понравился ли вам рассказ?

-Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

-А вы догадывались?

-А как? (в начале рассказа подсказка автора).

-Ребята, а какой мы можем сделать вывод?

-Щедрый; добрый; талантливый.

7. Читают рассказ

-Смешной; страшный.

-Да; нет.

-Как вели себя ребята, а жалко было кота.

-Да.

-Да

-В начале рассказа автор дал подсказку.

-У автора интересные и смешные рассказы. Что не нужно бояться, когда не знаешь, что происходит.

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессв и результатов деятельности.

Р: оценка,контроль.

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов.

Л: нравственно-эстетическая ориентации

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Динамическая пауза

И

Руки кверху поднимаем, (Руки вверх)

А потом их опускаем, (Руки вниз)

А потом их разведем (Руки в стороны)

И к себе скорей прижмем, (Руки вниз прижать к бедрам)

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши)

  1. Выполняют разминку.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового свойства прямоугольника

-Ребята, вы огромные молодцы! А сейчас я вам предлагаю прочитать этот рассказ по цепочке. Не забываем про выражение, четкость, громкость и внятность.

- Как звали кота?

- Где сидел Васька? (на полу возле комода)

- Кого увидел Васька на шляпе? (муху)

- Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)

- Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку)

- Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась)

- Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)

- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).

- Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)

- Кого увидели  мальчики? (котенка)

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)

-Это веселый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

-Давайте сделаем вывод. Ребята, а в чем заключалась главная мысль рассказа?

8. Читают рассказ по цепочке.

-Васька.

-На полу возле комода.

-Муху.

-Ловил муху

-Володя и Вадик.

-Кочергу и лыжную палку.

-Лежала возле стола и не двигалась.

-Спугнуть. Стучать по полу кочергой.

-Кидать картошкой в шляпу.

-Вадик.

-Котенка.

-Веселым

-Страх

-К рассказу.

-Юмористический

-Не нужно бояться чего-либо, если не знаешь что это.

П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и правильно строить речевые высказывания.

Р: оценка, контроль.

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания

Самостоятельная работа

(4-5 мин)

Интериоризация нового свойства прямоугольника

Практический: выполнение самостоятельной работы.

-Сейчас вам нужно взять карточку 2. Ваша задача соотнести слово с его значением.

  1. Кочерга
  2. Комод
  3. Шляпа
  4. Треснуть

-И так ребята, время вышло. Давайте займемся проверкой. Проверять будем самостоятельно, обмениваться листочками ни с кем не нужно.

-На слайд указаны правильные ответ.ы.

9. Выполнение самостоятельной работы.

10. Выполнение самопроверки.

К: умение выражать свои мысли…

Карточка №2

Слайд 18

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Интериоризация нового свойства прямоугольника.

-Ребята, а давайте мы с вами немного поработаем в с иллюстрацией к данному рассказу. Ваша задача назвать, что вы видите на иллюстрации и подкрепить это фразой из текста.

-Посмотрите на слайд, внимательно посмотрите на нее. Выберете сюжет и подкрепите фразой из текста, например: На иллюстрации изображены мальчики стоящие на диване, а посередине комнаты шляпа. И фраза из текста “— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

-Попробуйте вы. посмотрите на экран

- Иллюстрация: ребята бегут из комнаты на кухню. Текст: — Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.

-Иллюстрация: мальчики бросают в шляпу картошку. Текст: — Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

К: умение выражать свои мысли…

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

-Ребята, наш урок близится к завершению.

-Какая тема урока у нас сегодня была?

-Все верно, ребята! А какая цель была? Мы достигли нашу цель?

-А мы поработали над каждым пунктом нашего плана?

-Ребята, мне нужна будет ваша помощь!

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики.

- Какая пословица подходит к содержанию рассказа?

- Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

-Ребята, а чему учит нас этот рассказ?

-Ну что, ребята. Я предлагаю вам оценить наш урок и свою работу на нем.

-Сейчас вам понадобятся карандаши цветные.

-Поднимите зеленый карандаш, если вы все поняли, у вас все получилось, было интересно и вы активно работали.

-Поднимите желтый карандаш, если вы не так активно работали, местами вам было не интересно, есть то, что вы не совсем поняли.

-И поднимите красный карандаш, если вы ничего не поняли, у вас ничего не получилось и не работали на уроке.

-Живая шляпа

-Познакомиться с рассказом “Живая шляпа”; Да,достигли

-Да

-Волков бояться - в лес не ходить.

-Не бояться. Сначала разобраться, а потом уже можно бояться.

11. проводят оценку урока

К: оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Л: смыслообразование

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"...