Литературное чтение в 4 классе на тему "А.С.Пушкин - великий русский писатель. Стихотворение "Няне"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект для 4 класса на тему: А.С.Пушкин - великий русский писатель. Стихотворение "Няне"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

                                                           

Конспект пробного урока

по литературе

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс III, группа 4

Руководитель: Соловей Н.В.

Дата:                                                                                        Оценка:

Подпись учителя:                                                                   Подпись методиста:

Подпись методиста:

                                                                                                   

Трубчевск

2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 22.09.2022

Школа: МБОУ Трубчевская гимназия им.Калашникова

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: литературное чтение

ОС: Школа России

Студент: Усикова Екатерина Александровна

Класс: 4

Тема: А. С. Пушкин- великий русский писатель. Стихотворение «Няне»

Цели:

Содержательная: повторение сведений о жизни и творчеством А.С.Пушкина

Деятельностная: формирование умения определять отношение поэта к няне

Задачи:

Образовательные:

Развивать умение выразительно читать стихотворение.

Формировать умение характеризовать лирического героя стихотворения.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умение составлять рассказ о герое.

Развивать умение находить выразительные средва языка (эпитеты, сравнения, метафоры).

Развивающие:

1. Развивать умение определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

2.Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

3. Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

4. Формировать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

5. Признавать возможность существования разных точек зрения.

6. Корректно и аргументировано высказывать свое мнение.

7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные: 

 1. Воспитывать понимание ценности и значимости литературы для сохранения русской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение выразительно читать стихотворение.

2. Умение характеризовать лирического героя стихотворения.

3. Понимание значения новых слов.

4. Умение составлять рассказ о герое .

5. Умение находить в тексте выразительные средства языка.

Личностные:

1.  Проявление личностных качеств, таких как трудолюбие, доброта.

2.  Интерес к творчеству А. С. Пушкина .

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

2. Умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

Регулятивные:

1. Умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Коммуникативные:

1. Умение признавать возможность существования разных точек зрения.

2. Умение корректно и аргументировано высказывать свое мнение.

3. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: карточки, жетоны.

Образовательный ресурс:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.Ч.1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина]. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – С. 21-29.

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Викторина по произведениям А.С.Пушкина.

2.2. Повторение сведений об А.С.Пушкина.

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1 Антиципация по названию стихотворения.

3.2. Формулирование проблемы урока.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели и задачи урока.

5. Этап реализации построенного проекта.

5.1. Биография А.С. Пушкина

6. Этап анализа произведения. Чтение и анализа стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

6.1. Беседа о стихотворении «Няне»

6.2. Словарная работа

6.3. Чтение стихотворения

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. «Угадай сказку»

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

 

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я.

1.2. Работа с пословицей

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Что означает эта пословица?

Потрудитесь сегодня на уроке и всё у вас получится

Чтобы съесть рыбку, нужно ее поймать.

Фронтальная

Беседа

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Викторина попроизведениям А.С.Пушкина

- Ребята, послушайте внимательно следующие отрывки из стихотворений.

1)Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

2)Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день

Лесов таинственная сень

-Что объединяет эти строки?

Верно, ребята — это стихотворения одного автора А.С.Пушкина.

Давайте проверим как вы знаете его творчество

Я читаю отрывки, а вы должны вспомнить название

1)В свете ж вот какое чудо

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт,

Да, орешки всё грызёт,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

Верно, это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

2) Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

3) Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

4)Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;

2.2 Повторение сведений о жизни и творчестве А.С.Пушкина

Что вы знали или запомнили о жизни и творчестве поэта?

Сегодня мы продолжим знакомится с произведениями Александра Сергеевича Пушкина

2.3. Работа с портретов Арины Родионовны

Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о этой женщине?

Как вы думаете кто это?

Это замечательная женщина Арина Родионовна, которая являлась няней Александра Сергеевича

2.4. Чтение и анализ письма Арины Родионовны Пушкину  

Давайте познакомимся с письмом которое написала няня своему воспитаннику

«Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю!  Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы он дал свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько... Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна»

Как она относилась  к своему воспитаннику

Зачитайте эти моменты

Арина Родионовна вынянчила всех детей в семье Пушкиных, в том числе и родившегося в 1799 году Александра. Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Это было то время, когда молодой Александр жадно впитал в себя нянины сказки, песни, народные былины.

Это стихотворения А.С.Пушкина

Это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Фронтальная

Индивидуальная

фронтальная

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация по названию стихотворения

Прочитайте название стихотворения на стр.

Предположите, кому оно посвящено

Чтобы вы хотели узнать на уроке?

Из прочитанного письма, в котором няня обращается к Александру Сергеевичу мы узнали, как она обращается  к поэту .

3.2. Формулировка проблемы урока

А чего мы не знаем?

Ответы детей

Мы не знаем как А.С.Пушкин обращался к своей няне

Фронтальная

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

-Какова же тема нашего урока?

4.2 Формулирование цели и задач урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Что мы будем делать, чтобы её достичь?

Узнать какие чувства испытывает поэт к своей няне и как он их описывает

Фронтальная

К1

5. Этап реализации построенного проекта.

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Прослушивание стихотворения

Давайте прослушаем стихотворение в аудиозаписи

5.2. Проверка первичного закрепления

Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение?

 Дети слушают стихотворение

Грусть и тд.

Фронтальная

Фронтальная

Пр1

К1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.2. Словарная работа

Какие слова вам были непонтяны при прослушивании?

Обратитесь в словарь чтобы вам было понятно значение этих слов

Обратите внимание на слайде показано как эти слова обьяснены в толковом словаре

6.2. Работа с иллюстрацией

Пушкин красиво рисовал и некоторые зарисовки помещал к своим стихотворениям

Давайте рассмотрим, какие рисунки помещены в учебнике

Что вы видите на картинке, что там изображено?

Как вы считате, помогает ли эта иллюстрация понять местность в которой живет няня Арина Родионовна?

Обратите внимание на картинку справа, здесь изображена няня Арина Родионовна

Это не просто портрет, а барельеф который Максим Горький подарил Пушкинскому Дому

6.3. Перечитываение стихотворение по строфам с беседой

Давно давно…

Как называется прием эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.

Найдите эпитеты в этой строфе которую мы прочитали

«голубка дряхлая»,

Как подчеркинвает одиночество няня

С какой интонацией прочитать эти строки

Грустно, потому что няня груститт, да и поэт грустит без нее

Руках..

Эпитет-«наморщенные руки»

Сравнение -это сопоставление двух предметов/явлений

Какие сравнения вы нашли в этой строфе

Посмотрите на слайд, я выделила для вас это сравнение

Как это горюешь, будто на часах

Что она делает?

Да, она ждет его как часовой на посту

Почему наморщенных руках, какие это руки?

Почему поэт употребил именно это слово?

Наморщенные, это руки труженицы

Она, наверное, ждет его и вяжет  что-то

Как автор передал ее чувства ?

Она горюет по нему

Как мы прочитаем эту часть ?

(последние строчки)

Эпитеты- «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».

почему забытыет ворота

они давно не открывалимь, значит к няне никто не приходил в гости очень давно

черный отдаленный путь, это какой путь?

Скорее всего это означает, что в это время Пушкин был в очередной ссылке и находился очень далеко от Арины Родионовны

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой.

«тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

какие чувства испытывает няня ?

тоска

с каким настроением мы прочитаем этот отрывок

После нашего небольшого анализа с каким настроением, как мы будем читать это стихотворение?

Она его ждет

Няня горюет по Пушкину, поэтому тоже грустно

Фронтальная

Индивидуальная

К1

Пр2

Пр1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение в парах

А сейчас давайте вы прочитаете стихотворение друг другу

7.2. Чтение стихотворения по строфам

Кто готов поднимите руку.

Сейчас давайте почитаем стихотворение по строфам, то есть по четверостишиям.

Теперь давайте выберем еще троих чтобы прочитать это стихотворение

7.3. Чтение стихотворения полностью

Вы потренеровались в чтении этого стихотворения, теперь давайте прочитаем его целиком

Прочитает нам ...

7.4. Знакомство с памятником Александру Сергеевичу Пушкину и няне Арине Родионовне

А сейчас, мне бы хотелось познакомить вас с памятниками Александра Сергеевича и Арины Родионовны

Находятся они в городе Псков и Санкт-Петербург

Были ли вы в этих городах?

Если были, то видели ли вы эти памятники?

Давайте я вас познакомлю с ними

Этот памятник находится в городе Псков.

Удивительно, но в городе Пскове очень долгое время не было ни одного памятника А.С. Пушкину, который именно на этой земле вырос в гениального русского поэта. В псковском селе Михайловском были написаны лучшие его произведения, занимающие высочайшее место в сокровищнице русской литературы. Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня».Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко. Отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см.Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера.

А этот памятник находится в городе Санкт-Петербург.

Памятник Арине Родионовне Яковлевой открыт на ее родине 27 мая 2010 года в селе Воскресенское. Памятник отлит из бронзы и представляет собой скульптурное изображение Арины Родионовны высотой 1,6 метра, которая стоит рядом с будущим гением русской поэзии. Весит памятник порядка 500 кг. Автор памятника – скульптор Валерий Шевченко. На создание монумента у скульптора ушло около 2 лет. 

Кому понравились эти памятники, поднимите руку.

7.5. Составление текста о няне

А теперь  давайте составим текст про эту замечательную женщину.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них чтобы получился текст.

Кем является Арина Родионовна?

Как вы считает гордилась ли няня творчеством Пушкина?

Чем занимались Арина Родионовна и маленький Пушкин по вечерам ?

Где установлены памятники Арине Родионовне и А.С.Пушкину?

Арина Родионовна - няня Пушкина … она гордилась его творчеством ..

7.6. Обощающая беседа

Какова роль няни в жизни Пушкина ?

Какие чувства испытывает пушкин к няне?

Какие художественные выразительные средва помогают понять его чувства эпитеты метафора , сравнениие

помогают понять чувства поэта к няне

Индивидуальная

П1

Пр1

П2

К1

Пр4

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней работы на уроке.

- Какова была цель нашего урока?

- Что вы нового для себя узнали?

- Были ли у вас затруднения на уроке?

- Чем понравилось стихотворение?

- Спасибо вам, ребята за активную работу на уроке

- До свидания.

Фронтальная

Беседа

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.

Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы....

Тест по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" по теме "Русские писатели"

Тест по литературному чтению 2 класс УМК ШКОЛА РОССИИ по теме "Русские писатели"...

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Сравнение стихов русских поэтов о зиме"

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, используется для сравнения два стихотворения И.Бунина и К.Бальмонтапри помощи критериев, разработанных детьми на уроке совместно с учите...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» по учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»...

Конспект урока чтения в 3 в классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»

Конспект урока чтения, проведённого  в 3 классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»». Основная цель урока: вспомнить и обобщить знания о жизни и о тво...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс). Тема: М. М. Зощенко "Великие путешественники" 1 ч. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование умения анализировать героев произведения М.М. Зощенко «Великие путешественники».Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять главную мысль ...