Открытый урок, к рассказу "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Рабочий материал по литературному чтению для 3 класса к рассказу "Капалуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chtenie.docx30.81 КБ
Файл kapaluha_kniga.docx18.62 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой 3-1 класс

Учитель: Петрашкевич И.В.

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: В. П Астафьев «Капалуха»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.

Задачи:

  1. обогащение и уточнение словаря;
  2. прививать интерес и любовь к природе, ее секретам и тайнам;
  3. учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает;
  4. развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;
  5. развивать умение самостоятельно определять жанр и тему произведения- (составлять модель-обложка),различные виды моделей по содержанию произведения:
  6. развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор;
  7. развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
  8. воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости.
  9. учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем

Оборудование:

презентации

правила поведения в лесу;

иллюстрации к тексту;

портрет автора;

раздаточный материал;

опорные слова;

карточки для самооценки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организатор - фасилитатор

разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий

Определять жанр, тему, формулировать основную мысль произведения; сравнивать произведения по жанрам; осмысленно читать текст вслух и про себя; давать характеристику героям; формулировать вопросы по тексту и уметь давать полные ответы на вопросы товарищей; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; давать оценку своей работе, работе своей группы, оценивать работу на уроке других групп.

Личностные УУД:

Знание основных правил отношения к природе, осознание того, что человек – часть природы, воспитание любви к матери, умение работать в группах, распределять роли, вести диалог;

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах, парах сменного состава; умение представлять высказывания в письменной и устной форме; умение вести диалог в группе, учитывая разные мнения;

Познавательные УУД:

Поиск информации

( биография автора, сообщение о глухарях, работа со словарём), открытие этих знаний всем детям; выбор эффективных способов решения задач

( распределение на группы не только по определению жанра, но и по значку; составление пословиц: первая часть написана с заглавной буквы);

Регулятивные УУД:

Умение оценивать свою работу, работу своей группы, оценивать работу других групп на уроке; контроль работы, распределение время на выполнение заданий.

1.Оргмомент

Ты улыбкой ,как солнышком, брызги.

Выходи поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого жизни

Предостаточно бед и забот!

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

Давайте, ребята, улыбнемся друг другу, нашим гостям. Приятного вам дня.

2.Актуализация и введение в тему:

Сегодня мы продолжим чтение рассказов из раздела «ЛЮБИ ЖИВОЕ» и отправимся в удивительную зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. И у нас есть все для этого путешествия:

-НОГИ, чтобы идти

-УШИ, чтобы слышать

-ГЛАЗА, чтобы видеть

- И СЕРДЦЕ, чтобы все это понять.

Пусть эпиграфом к уроку будут слова великого руководителя кукольного театра С.П.Образцова(слайд 2)

«Самое главное – видеть, чувствовать и любить все живое. Только так можно вырастить в сердце любовь..»

А теперь загадка:

ДОМ СО ВСЕХ СТОРОН ОТКРЫТ,

ОН РЕЗНОЮ КРЫШЕЙ КРЫТ.

ЗАХОДИ В ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ –

ЧУДЕСА УВИДИШЬ В НЕМ…….(ЛЕС)

4.СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДОВ

  • У каждого человека с самого раннего детства есть любимый уголок природы: у одного это берег реки, у другого – поляна в лесу или просто маленький садик. Слайд 3,4,5

  • Но есть в природе такой уголок, который привлекает своим величием и красотой, великодушием, свежестью, заманчивостью, таинственностью. Это – лес.

  • Лес красив во все времена года!

Зимой лес спит под снежным покрывалом. Слайд 6

Весной оживает, наполняется ароматом первых цветов. Слайд 7

Летом – угощает нас душистыми ягодами. Слайд 8

А осенью становится разноцветным, волшебным, удивительным. Слайд 9

  • Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Для зверей и птиц лес – это дом, в котором они живут, поэтому они берегут лес, ухаживают за ним.

Человек, который не любит лес и наносит ему вред, никогда не станет лесу другом и не узнает его удивительных лесных тайн и историй.

(2 минуты)

УЧИТЕЛЬ

На уроках окружающего мира мы с вами изучали правила поведения в лесу.

Перед вами на партах лежит конверт с зелёным кружком с правилами поведения. Из предложенных правил выбирайте только те, которые мы станем соблюдать в лесу!

не опаздывай

не разоряй птичьих гнёзд

нельзя ходить без необходимости в автобусах

 не нарушай тишины

не мешай лесным жителям

не оставляй мусор

Не ходи по проезжей части

не разговаривай с полным ртом

не разводи костров

не шуми в лесу

Слайд 10

Молодцы , вы знаете Правила поведения в лесу.

Сегодня мы побываем в самом большом лесу , который называется тайга

Тайга –это огромный, дикий и труднопроходимый лес. В котором растут в основном хвойные деревья. Слово тайга означает «дремучий лес».(слайды 11)

А на физической карте России тайга выглядит так (слайд12), по площади она занимает 2150км.

А теперь возьмите в руки конверты с синим кружком – это пословицы. Соберите их. На одной карточке начало пословицы, а конец – на другой. Ваша задача соединить начало и конец пословиц, чтобы получить верные высказывания.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Всякая птица тепла ищет.

Всякая птица к своей стае летит

Большой птице большое гнездо нужно.

Всякая птица своим пером красуется.

Каждая птица кричит по-своему. (чтение учащимися получившихся пословиц)

-Что объединяет все эти пословицы?

Посмотрите небольшой отрывок фильма и скажите о какой птице идет речь?

Запись токования глухаря

Сообщение о глухарях(ученик)

ГЛУХАРЬ (слайд 13)– одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах. Гнездятся прямо на земле.(слайд 14) Обычно, держатся тех мест, где вывелись. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Малыши едва обсохнув, ходят за матерью и вскоре начинают кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же и учит их добывать корм и прятаться в минуты опасности.

Глухарка (слайд 15)светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда самец-глухарь поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это его и прозвали ГЛУХАРЕМ.

3.Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о глухаре? Откройте учебники на странице 101, прочитайте название произведения. Кого так называют, как вы считаете? Капалуха –так сибирские охотники называют самочку глухаря. А написал это произведение Виктор Петрович Астафьев.( Слайд 16)+ биография

4.Словарная работа

В тексте встретятся трудные слова(слайд 17,18)

  • При-бли-жа-лись
  • К аль-пийс-ким
  • По-ко-роб-лен-ные
  • Ред-ко-ла-пых е-лей
  • По-ше-ве-ли-ва-ли
  • Блед-но-лист-ным
  • До-цве-та-ю-щим
  • Чер-нич-ни-ком
  • Рас-пу-щен-ны-ми
  • За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
  • За-рож-да-ю-щий-ся
  • По-до-шед-ший

Встретятся непонятные, незнакомые слова

Просека – полоса в лесу ,очищенная от деревьев. (слайд 15)

Валежник –сухие сучья, деревья, упавшие на землю.(слайд 16)

Черничник – заросли черники.(слайд 17)

ФИЗМИНУТКА (слайд 18)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

В лес сегодня мы пришли,

Ягодки в лесу нашли.

Ягод много наберём,

И гостям своим снесем..

(Угостить ягодами)

5.Чтение учителем текста (3минуты)

Задание перед чтением –по ходу чтения определить жанр и тему произведения, составить обложку. 

Сравнение обложек, обоснование.

6. А теперь поработаем над содержанием данного произведения:

На партах у вас конверты с вопросами. Сейчас вы будете читать текст  и отвечать на вопросы, которые будут читать вам ребята. Читайте внимательно, чтобы дети поняли, о чем говорится в вашем отрывке.

Работа по 1-й части рассказа.

От слов –Мы приближалиь к альпийским уральским лугам…

до слов Я поспешил к бугорку…

Вопросы:

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

Б) Работа по 2-й части рассказа.

Чтение от слов Я поспешил к бугорку…

До слов Капалуха металась в стороне…

Вопросы:

1. Что обнаружили дети на бугорке?

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?

В) Работа по 3-й части рассказа.

Чтение от слов Капалуха металась в тороне…

До слов И все весело побежали от капалухиного гнезда.

Вопросы:

1.Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

2.При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).

3. Какой матерью была капалуха?

4.Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»

5.Почему крылья птицы «закостенели»?

6.Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?

7.Почему же брюшко у птицы было голое?

Г) Работа по 4-й части рассказа.

Чтение от слов И все весело побежали от капалухиного гнезда.

До конца рассказа

1. Как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

2. Сравните поведение капалухи до встречи с людьми и после?

3. Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?

Читает один человек, остальные отвечают.

8.Прочитайте последний абзац.

-Почему именно им завершает произведение Астафьев?(автор еще раз хочет показать волнение и беспокойство птицы, ее заботу о своем потомстве ;он хочет напомнить, что скоро появятся 4 новые маленькие жизни, которые по счастливой случайности не погибли).

А теперь я бы хотела, чтобы вы составили модель-рассуждение ,свое отношение и чувства, которые вы испытываете к капалухе-маме.

Не только людям присуща забота за своими детьми. Многие животные так же бережно и нежно опекают своих детенышей, дарят им свою любовь и учат всему, что знают, чтобы те смогли выжить в диком мире. А маленькие зверята также сильно любят своих мам...

Материнская любовь, это самое высокое чувство, которое существует на нашей планете, с этим навряд ли кто может поспорить. Конечно же, в каждом правиле есть свои исключения, но зачастую они встречается все чаще у людей, чем у животных. В доказательство этому, мы подобрали самые интересные фотографии, где показана материнская любовь у животных к своим детям.

Посмотрев эти снимки, мы надеемся, что вы прочувствуете искренность чувств и эмоциональную связь между малышом и матерью, а это поистине впечатляющее зрелище! Презентация о материнской любви.

10.РЕФЛЕКСИЯ

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Чему учит этот рассказ?(КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, ЗАБОТИТЬСЯ О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ)

-Что вам захотелось сделать после этого урока?

-А с каким еще рассказом мы знакомились, где говорится о материнской любви среди животных.(«Еще раз про Мальку»Белова)

ИТОГ УРОКА

Кого бы вы хотели похвалить за работу на сегодняшнем уроке? (оценки)

-Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. В образе капалухи автор воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе:

Мама – это значит нежность,

Мама – это ласка, доброта,

Мама – это безмятежность,

Мама – это радость, красота!

Мама – это на ночь сказка,

Мама – это утренний рассвет,

Мама – в трудный час подсказка,

Мама – это мудрость и совет!

Мама – это зелень лета,

Мама – это снег, осенний лист,

Мама – это лучик света,

Мама – это значит ЖИЗНЬ!

СПАСИБО ЗА УРОК! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд 19)



Предварительный просмотр:

В. Астафьев

«Капалуха»

Характеристика главных героев рассказа:

Рассказчик-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Капалуха -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика второстепенных героев:

Учитель - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная  мысль произведения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания по произведению В.П. Астафьева "Капалуха"

1. К чему приближались герои  рассказа?
    А)   ---   к густому лесу
    Б)   ---   к болоту
    В)   ---   к альпийским уральским лугам
    Г)   ---   к деревне

2. Что они делали?
    А)   ---   гнали скот с пастбища в деревню
    Б)   ---   гнали скот на летнюю пастьбу
    В)   ---   первый раз за вену выгоняли скот на пастбище

3. Как цветет черника?
    А)   ---   скромно, чуть заметно
    Б)   ---   красивыми крупными белыми цветами
    В)   ---   мелкими ярко-красными цветами

4. Почему поднялся шум у черничного бугорка?
    А)   ---   над ним кружилась стайка птиц
    Б)   ---   над ним кружилась птица капалуха
    В)   ---   по нему бегала птица капалуха

5. Кто такая капалуха?
    А)   ---   утка
    б)   ---   глухарка
    В)   ---   сова
    Г)   ---  куропатка

6. Почему сердце автора забилось от испуга?
    А)   ---   он знал, что капалуха может быть очень опасна
    Б)   ---   ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо
    В)   ---   ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают

7. Что предложил один из мальчишек?
    А)   ---   взять яйца из гнезда
    Б)   ---   разбить яйца
    В)   ---   поймать птицу
    Г)   ---   подстрелить птицу из рогатки

8. Что ответил ему автор?
    А)   ---   А что будет с капалухой?
    Б)   ---   Зачем тебе это нужно?
    В)   ---   Ты откуда такой жестокий взялся?

9. Где у птицы был выщипан пух?
    А)   ---   на спине
    Б)   ---   на боках
    В)   ---   на животе
    Г)   ---   на крыльях

10. Что сделала капалуха, как только люди отошли?
    А)   ---   вновь стала высиживать яйца
    Б)   ---   полетела добывать добычу
    В)   ---   стала чинить гнездо

Пословицы к произведению

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

не опаздывай

не разоряй птичьих гнёзд

нельзя ходить без необходимости в автобусах

 не нарушай тишины

не мешай лесным жителям

не оставляй мусор

Не ходи по проезжей части

не разговаривай с полным ртом

не разводи костров

не шуми в лесу

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Всякая птица тепла ищет.

Всякая птица к своей стае летит

Большой птице большое гнездо нужно.

Всякая птица своим пером красуется.

Каждая птица кричит по-своему.

ГЛУХАРЬ (слайд 13)– одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах. Гнездятся прямо на земле.(слайд 14) Обычно, держатся тех мест, где вывелись. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Малыши едва обсохнув, ходят за матерью и вскоре начинают кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же и учит их добывать корм и прятаться в минуты опасности.

Глухарка (слайд 15)светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда самец-глухарь поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это его и прозвали ГЛУХАРЕМ.

Вопросы:

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

Вопросы:

1. Что обнаружили дети на бугорке?

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?

Вопросы:

1.Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

2.При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).

3. Какой матерью была капалуха?

4.Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»

5.Почему крылья птицы «закостенели»?

6.Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?

7.Почему же брюшко у птицы было голое?

Вопросы.

1. Как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

2. Сравните поведение капалухи до встречи с людьми и после?

3. Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...