Конспект урока по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», система Л.В. Занкова, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochnost_poeticheskih_obrazov.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина  «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева  «Чародейкою Зимою...»

Цель темы

 Создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …».

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- уметь принимать и анализировать стихотворения;

Личностные:

- формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником.

Познавательные:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

Коммуникативные:

- формировать умения видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения;  

Тип урока

ОНЗ

Ресурсы

Система Л.В. Занкова Учебник Литературное чтение 3 кл., автор В.А. Свиридова, пособие к учебнику, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация

- Здравствуйте, меня зовут Ольга Сергеевна. И сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Присаживайтесь.

Личностные:

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Введение в тему

УЗУ: Выявить знания детей о зиме.

УЗу: Ребята, давайте узнаем, какая бывает зима в мире поэзии.

СУЗ:

- Ребята, поднимите руки, кому нравится зима. А почему вы любите это время года?  

-Сегодня зимнюю тему рассмотрим в поэзии.

- А что такое поэзия?

- Поэзия – это мир чувств и настроений.

- Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постарались создать такую особую зимнюю атмосферу.

- Много эпитетов у Зимы: Зима-красавица, Зимушка снежная, Зима морозная, Зима лютая. Мы же на нашем уроке посмотрим на Зиму с другой стороны.

- Красота чувств и т.д.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

Личностные:

- формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Постановка целей и задач урока

Подготовка к восприятию

УЗУ: Сообщить цели и задачи урока учащимся, настроить их на работу.   

УЗу: Ребята, тема нашего урока:

ПЗ: Посмотрите на слайд и прочитайте.

СУЗ:

«Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина«Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...».

- Давайте определим задачи урока.

УЗУ: Вспомнить средства художественной выразительности.

УЗу: Ребята, для того чтобы лучше почувствовать настроение стихотворения, нам необходимо вспомнить средства художественной выразительности.

ПЗ: Для этого поработаем в парах.

СУЗ: Задание «Найди соответствие».

ОРД: На слайде вы видите определения средств выразительности,  вы должны правильно соотнести цифры (1,2,3,4) с названием средства выразительности.

1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.

2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа. 3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. 4.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

КВ: На слайде дети проверяют как они правильно соотнесли средства выразительности.

ИВ: Молодцы, ребята! Это нам поможет при дальнейшей работе на уроке.

- Учиться выразительному чтению, познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина, читать стихи о Зиме других поэтов.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Регулятивные:

- сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.

Коммуникативные:

- формировать умения видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения;  

Восприятие

УЗ№1: Первичное восприятие (чтение учителем)

УЗУ: Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Вот север,  тучи нагоняя …»

УЗу: Начнем работу со стихотворения А.С. Пушкина «Вот север,  тучи нагоняя …».

СУЗ: Текст стихотворения.

ОРД:

- Послушайте стихотворение.

УЗ№2: Беседа по целевому вопросу.

УЗУ: Выявить уровень эмоционального восприятия стихотворения.

УЗу: Итак, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение?

СУЗ:-Какие картины зимы вы  увидели ?

УЗ№3: Словарная работа.

УЗУ: Снять речевые трудности в чтении стихотворения.

УЗу: Давайте прочитаем это стихотворение еще раз, но перед этим отчитаем незнакомые вам слова и объясним их значение.

ПЗ: Работаем все вместе.

СУЗ: В стихотворении встретились слова:

- клоками

- брега

- пеленою

- недвижная река

- Объясните их значение.

УЗ№4: Повторное восприятие текста стихотворения (чтение учащимися).

УЗУ: Обеспечить самостоятельное чтение стихотворения, подготовиться к анализу.

ПЗ: Прочитаем его самостоятельно.

ОРД: Даша, прочитай выразительно стихотворение. Остальные слушают и внимательно следят.

СУЗ: текст в учебнике.

КВ: Учитель контролирует правильность чтения стихотворения, исправляет речевые ошибки.

3) Самостоятельное чтение стихотворения учениками.

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Чувство тревоги, а  потом волшебство, сказка

- Хмурые тучи, вьюга. Что осень не хочет уступать Зиме.

- Клоками- лоскут, обрывок.
-Брега- берега ( старая форма слова)
- Пеленою- покров, покрывало.
- Недвижная река – неподвижная.

Регулятивные:

- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Личностные:

- развитие эстетических чувств;

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой (Встали.) 
Скачут весело вороны: (Прыгаем.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) 
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) 
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) 
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.) 

Осмысление

Подготовка к восприятию

Восприятие

Осмысление

УЗУ: Подвести к осознанию прочитанного в процессе анализа стихотворения.

УЗу: Сейчас пришло время поработать над осознанием прочитанного.

ПЗ: Для этого проведем беседу по содержанию стихотворения.

ОРД: Отвечайте полными предложениями.

СУЗ:

- Как поэт относится к зиме?

- Как он ее называет?

- В стихотворении нарисована сказочная или реальная картина зимы? Почему?

- С помощью какого поэтического приема А.С. Пушкин создает образ грозного севера, несущего холод?

- Найдите олицетворения в тексте.

- С какой целью поэт использует олицетворение?

- Какие еще художественные средства есть в стихотворении?

- Прочитайте.

- Что значит пухлой пеленою?

- Для чего поэт использует эпитеты?

- А какие еще художественные средства помогают нам в этом?

- Назовите метафоры в стихотворении.

- Сделайте вывод.

УЗУ: Подготовить учащихся к восприятию стихотворения.

УЗу:  Давайте познакомимся с биографией Ф.И.Тютчева. Посмотрите на портрет писателя.

ПЗ: Послушайте о нем небольшой рассказ.

СУЗ: Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор.Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался.Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широкому кругу читателей. Пушкин один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет.

УЗ№1: Первичное восприятие (чтение учителем)

УЗУ: Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»

УЗу: Давайте поработаем со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»

СУЗ: Текст стихотворения.

ОРД:

- Послушайте стихотворение.

УЗ№2: Беседа по целевому вопросу.

УЗУ: Выявить уровень эмоционального восприятия стихотворения.

УЗу: Итак, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение?

СУЗ:

- Какие картины зимы вы представили в своем воображении?

УЗ№3: Словарная работа.

УЗУ: Снять речевые трудности в чтении стихотворения.

УЗу: Давайте прочитаем это стихотворение еще раз, но перед этим отчитаем сложные слова.

ПЗ: Работаем все вместе.

СУЗ: Вам встретилось незнакомое слово.

- Мещет- устаревшая форма слова метать, что значит бросать, кидать, сейчас мы говорим мечет.

УЗ№4: Повторное восприятие текста стихотворения (чтение учащимися).

УЗУ: Обеспечить самостоятельное чтение стихотворения, подготовиться к анализу.

ПЗ: Прочитаем его самостоятельно.

ОРД: Кристина, прочитай выразительно стихотворение. Остальные слушают и внимательно следят.

СУЗ: текст в учебнике.

КВ: Учитель контролирует правильность чтения стихотворения, исправляет речевые ошибки.

УЗУ: Подвести к осознанию прочитанного в процессе анализа стихотворения.

УЗу: Сейчас пришло время поработать над осознанием прочитанного.

ПЗ: Для этого проведем беседу по содержанию стихотворения.

ОРД: Отвечайте полными предложениями.

СУЗ:

-Под снежной бахромою... Что это за средство выразительности? 

-А что такое бахрома?

-А здесь снежная бахрома у леса, как вы это понимаете?

-Какой названа жизнь зимнего леса ? 

-Как вы понимаете слово немая? Какое это средство выразительности?

-Чудная жизнь... От чего образовано это слово? 

-А что оно обозначает? 

-Подберем слова - синонимы: 

- Какие выразительные средства вы заметили в стихотворении? Назовите их.

- Сделайте вывод.

- Волшебница зима, матушка зима.

- Сказочная.

- Олицетворение

- Север дохнул, завыл; зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла.

- Чтобы показать Зиму живой.

- Эпитеты.

- Волшебница зима, волнистыми коврами, недвижною рекою, матушка зима, пухлой пеленою.

-  Воздушной, пушистой пеленою.

- Чтобы лучше представить образы.

- Метафоры.

- Клоками, коврами, пеленою.

- Используя художественные средства, А.С. Пушкин передал свои чувства, настроение, нарисовал зимнюю картину.

- Волшебство, загадочность…

- Метафора

- Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.

- Снежной бахромой поэт переносно называет покрытые снегом ветки деревьев, которые переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры.

- Неподвижная, немая, чудная жизнь.Эпитет. Не имеющая способности говорить, высказать словами свои мысли и чувства.

- Чудо

- Что-то очень красивое, необычное. Зимнее чудо совершается в состоянии сна.

- Прекрасная, удивительная, волшебная.

- Эпитеты: неподвижная, немая, чудная (жизнь), волшебным (сном), лёгкой, пуховой (цепью), косой (луч), ослепительной (красой).

Олицетворения: чародейка Зима, лес стоит, лес очарован, околдован, окутан; солнце мещет

Метафоры: снежной бахромою, цепью пуховой, лес вспыхнет, заблещет.

- Используя художественные средства, Ф.И Тютчев передал свои чувства, настроение, нарисовал зимнюю картину волшебной.

Познавательные:

осуществлять различные формы при работе с текстом (выразительное чтение);

Коммуникативные:

слушать и понимать речь одноклассников, учителя, соблюдать правила приличия;

Регулятивные: сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.

Регулятивные:

- сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.

Личностные:

- развитие эстетических чувств;

Познавательные:

осуществлять различные формы при работе с текстом (выразительное чтение);

Коммуникативные:

слушать и понимать речь одноклассников, учителя, соблюдать правила приличия;

Регулятивные: сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.

Закрепление

УЗУ: Провести сравнительный анализ стихотворений.

УЗу: Ребята, давайте сравним стихотворения двух поэтов.

СУЗ:

- Что объединяет эти два стихотворения?

- Чем стихотворения похожи, а в чем их различия?

- Как Тютчев  показывает зиму в своем стихотворении?

- В каком стихотворении автор показывает зиму живой, докажите словами из стихотворения.

- Тема зимы.

- В двух стихотворениях речь идет об одном и том же времени года, отличаются они тем, что Пушкин показывает ее живой, волшебницей, показывает всю прелесть стихотворения, а Тютчев наоборот, что с приходом зимы все уснуло.

- Немой, неподвижной, околдованной.

- Идет волшебница зима.

- Пришла,рассыпалась.

Регулятивные: сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.

Рефлексия

- Вот и подошел к концу наш урок, какое впечатление у вас осталось?

- Что вам очень понравилось?

- Хотели бы вы продолжить этот урок?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

открытый урок во 2 классе по литературному чтению по теме: "Стихи Пушкина. "Вот север тучи нагоняя"

Задачи урока: формирование УУД в процессе работы с литературным источником, осознание важности исследовательских навыков, отслеживание нравственного аспекта обучения. Применяются норвые формы и методы...

Конспект интергрированного урока литературного чтения и русского языка "Произведения о природе А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…». Учимся писать письма"

Тема: Произведения о природе. А.С. Пушкин  «Вот север, тучи нагоняя…». Учимся писать письма.Цель:  создать условия для ознакомления с произведениями А. С. Пушкина; способс...

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение

На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать  и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...

Краткий конспект урока по знакомству с лирическим произведением. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Представлен конспект урока по знакомству с лирическим произведением А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Цели и планируемые результаты реализовались через аспекты: словесно...