Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по чтению

Патлина Надежда Леонидовна

Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_korrektsionnyh_uprazhneniy_.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Учитель:Патлина Н.Л.

Виды коррекционных упражнений для работы с детьми с ОВЗ на уроках чтения

Формирование навыков чтения у детей с проблемами в развитии осуществляется  замедленными темпами.  У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
     Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания, нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
    Отмечается, что многие ученики часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков, так называемым «причитыванием» (в-вх-вхо-д  - вход). Распространёнными ошибками чтения являются замены звуков и слогов. Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя её паузой от другой согласной того же слова.
     Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (в-бе-жа-л, лю-бу-й-ся).

    Данные упражнения выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

1. Развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений:

¬ Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? ( А-а-а…) или как дрожат от холода? (В-в-в…).

¬ Игра “Кто больше?”Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б ] (береза, булка, баран, батон, бабочка).

¬ Игра “Кто внимательный?” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. (Ответ: Даша.)

¬ Звук заблудился. Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей). 

¬ Узнай звук. Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в     слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук [т] (книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля). 
2.Развитие  зрительного восприятия.

Виды упражнений:

¬ Найди лишнее.

Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.

Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.

Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.

¬ Слоговое лото.
На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например: 
Га – газета, газель.
Гу – гуси, гудок.
Гру – груша.

¬ Лесенка.
На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей  на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской. 
бак зуб 
бант зола
булка загар 
блузка звонок 
бабочка зеленый 
больница землянка

¬ Превращение слов – волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса (коза), дверь (зверь).

¬ Из одного слова – несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

¬ В эту же группу включены  специальные карточки –горки и карточки –столбики.

3.Развитие дикции. 

Чтение шепотом и медленно: Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца арла – арча 
Арта – арда арча – аржа

Чтение громко и уверенно:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь 
Чтение  четко и быстро.
гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь 
вол – вой – волк
ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР 
вес – весь – весть – вещь 

Отчетливое произнесение  слогов: громко – тихо, тихо – громко.
ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
фи – фэ – фа – фо – фу – фы 
ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА

4.Развивитие   смысловой догадки.

 Допиши в словах окончания. Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость.
Мягк… игрушка
Звонк … хлопушка
Стар… подушка
Бел… снежинки

  Доскажи строчку.

Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить.
Ло-ло-ло – как на улице … . (светло) 
Ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул) 
Мама Милу мыла мылом, 
Мила мыло не … .(любила)

 Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово? 
. лесень . вёкла
. лакат . калка 
. ровод . колько

 Занимательные модели.
- е – (мел, сел, лес).
Е – – (еда, ели, ела). 
Е – – – (енот, езда, ерши). 
– е – – (леса, села, пела).

Слова – неведимки.
– Я толстоногий и большой. С - - - 
-Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
-На мене кузнечики звенят. С - - - 
-А я конечный результат. - - - -
(Ответ: слон, стон, стог, итог.) 
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

5.Развивитие  навыка  периферического зрения. 

 Игра “Фотографирование предметов”.Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом    даётся  команда: “Приготовились! Внимание! Фотографируем!”

Числовые и буквенные пирамиды. Цель этого упражнения – фиксация зрения на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов. Например: 
М ! а
м _!_ о
м __!__ у
м ___!____ и
м _____!______ е
м _______!_______ ы

Эти упражнение даются   на начальном этапе обучения чтению.

Буквенные  таблицы

Памятка для работы с таблицей.

Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

Таблица, состоящая из ряда слов не связанных по смыслу.

Щавель

Холод

ветерок

Километр

Компас

Фанера

Шофёр

Арбуз

Договор

Свёкла

Магазин

Банкир

 

Задания:

 прочитать и запомнить последнее слово во втором столбике;

o  прочитать слова, которые содержат букву  « р »

o  прочитать слова, которые начинаются на букву « к »;

o  прочитать слова из 6 букв.

6.Развитие артикуляционного аппарата.

Цель  заданий и упражнений шестой группы -развитие артикуляционного аппарата.  Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задачу- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

 Работа с чистоговорками:

Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро. 
По семеро в сани уселись сами.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения. 
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.

 Работа со скороговорками.
1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку.
Лара у Вали играла на рояли.
2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось? 
Иней лег на ветки ели, 
Иглы за ночь побелели.

  Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно
Используя на уроках пальчиковую гимнастику, педагоги отмечают высокую эффективность и в плане подготовки руки ребенка к письму, формировании почерка, и в плане  тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической коррекции. Педагоги-практики считают, что у многих пальчиковых игр нет возрастных границ.

 7.Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти осуществляется с помощью заданий включающих в себя запоминание слов за определенный отрезок времени, зрительные диктанты.

 Выработка правильного чтения.

1.Звуко-буквенный анализ слов: 
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын,лось дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил 
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

2.Задания на узнавание и вычленение согласного звука:
а) узнавание начального звука в слове; 
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

3. Игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
4. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ро -жа, - ма, –та,- га

5. Игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
6. Игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
7. Ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться? 
8. Игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв. 
9. Игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К
Беглость чтения
- неоднократное перечитывание текста на уроке. - выборочное чтение,
- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,
-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания; 
- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. 
- чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом. 

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются: 
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировки басен, сценок.

Сознательность чтения 

- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков).
Словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел — понял».

Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.
е) работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация;

озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
и) пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
к) разбор жизненных ситуаций;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Презентация с методическими рекомендациями при работе с детьми с ОВЗ. С данной презентацией выступала на окружном методическом совете....

Методические рекомендации для работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Данная информация поможет учителям и родителям в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждени...

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ...

Рекомендации по работе с детьми с ЗПР

Методическая разработка...