Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Решетова Галина Анатольевна

В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над  анализом  произведения  взят приём "Семь шляп критического мышления."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_4_klass_i.s._nikitin.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

Литературное чтение.

4 класс.

Тема: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.

- КЛАССИКА (пауза).  Дети, а что такое классика?

Вывешиваю слово КЛАССИКА на доску.

(дети дают ответы)

- А что обозначает само слово КЛАССИКА?

(выходим на этимологию этого слова: классика-класс-классно)

- Посмотрим, какое объяснение значения этого слова даёт толковый словарь.

Слайд1: классика – это образец

- Значит, классическое произведение – это образец, эталон, на все времена и народы.

III. Прослушивание музыкального произведения (аудиоряд)

- В каких видах искусства встречаются классические произведения?

(ответы детей)

Вывешиваю слово МУЗЫКА на доску

Слайд 2: портрет П.И. Чайковского

-Один из классиков в музыке Петр Ильич Чайковский, о его творчестве мы говорили на уроках.

- Давайте прослушаем небольшой отрывок из известного произведения Чайковского.

Слайд 3: портрет Чайковского, аудиозапись «Времена года. Октябрь.»

- Какая картина вам представляется, когда вы слышите эту музыку?

(ответы детей)

(грустная, печальная, прощальная, спокойная, тихая, мирная, светлая)

  1. Беседа по картине И.И. Левитан «Золотая осень» (видеоряд).

Слайд 4: картина И.И. Левитана «Золотая осень»

- А эта картина подходим под эту музыку?

(ответы детей)

- Произведение П.И. Чайковского, которое мы сейчас слышали называется «Времена года. Октябрь.»

- Эта картина «Золотая осень».

-  Кто написал эту картину?

(ответы детей)

- Можно ли это произведение назвать классическим?

- К какому жанру искусства относится?

Вывешиваю слово ЖИВОПИСЬ

- Что вы можете рассказать об этой картине.

  1. Подготовка к восприятию произведения.

- Кто из известных людей жил в нашем краю и дружил с Левитаном?

Слайд 5: картина Чехов и Левитан.

- Мы читали произведения Чехова, много говорили о нём и посвятили ему наш кластер.

(показать кластер)

- Можно ли Чехова назвать классиком?

- В каком жанре искусства он творил?

Вывешиваю слово ЛИТЕРАТУРА

- Чайковский, Левитан, Чехов жили в одно время: в 19 веке.

  1. Первичное восприятие произведения.

- Послушайте ещё одно произведение.

YouTube 21 марта 2012 г.

Слайд 6: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» с музыкальным сопровождением.

- Мы слышим современную музыку в современном исполнении.

- Можно ли это произведение отнести к классике?

(ответы детей)

- Обратите внимание на слова. Это стихотворение русского поэта классика И.С. Никитина.

Слайд 7: портрет И.С. Никитина.

- И.С. Никитин жил в одно время с Чайковским, Левитаном, Чеховым.

  1. Знакомство с произведением.

- Давайте поближе познакомимся с этим произведением. Сейчас я его прочитаю, а вы будете следить по учебнику.

(чтение учителем)

  -Какие чувства вы пережили?

 -Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?    

  1. Словарно-лексическая работа.

- Почему ваши ответы очень близки между собой?(риторический вопрос)

-  Потому, что вы поняли то, что хотел нам сказать Никитин. Поэт словом сумел донести до вас свои чувства, мысли, настроение.

- Значение всех ли слов вам понятно? Давайте уточним значение некоторых из них.

Слайд 8: словарная работа

(дети читают самостоятельно)

- Давайте уточним, как вы поняли значение слов. Я даю объяснение, а вы называете это слово.

Слайд 9: 1. Отсвет пожара, пламени, огней и т. п. на небе; сияние зари

                  2. Узкая полоса необработанной земли.

                   3. Церковь

                    4. Воображать желаемое.

Ответы:

1..отсвет пожара, пламени, огней и т. п. на небе; сияние зари (зарево)

2. узкая полоса необработанной земли (межа)

3. церковь (храм)

4. воображать желаемое (грезит)

  1. Физкультминутка

  1. Анализ стихотворения.  Исследовательская работа в группах.

- Чтобы понимать поэзию нужно не только понимать лексическое значение слов, но и понимать язык поэта, т.е. понять, что хотел донести до нас автор через слово. Для этого мы используем наш приём шести шляп.

На доске: 6 шляп (белая – факты, зеленая – креатив, красная – чувства, желтая – позитив, черная – критика, синяя – итог)

- Исследовательскую работу будем проводить в группах. Каждая группа получаем свою шляпу и задание.

(белая – о чём это стихотворение, назовите основные поэтические образы; (облака, туман, вечер, колос, месяц, звёзды);

красная – какие чувства вызывают поэтические – облака, туман, вечер, колос, месяц, звёзды; зеленая – что бы вы добавили в стихотворение;

желтая – что понравилась;

черная – что не понравилось;

синяя – о чем оно заставляет задуматься).

-  Итог вашей работы – мини-проект. Подготовьте выступающего от каждой группы.

(дети рассаживаются по группам и начинают работу)

  1. Подведение итогов исследовательской работы.

- Представитель каждой группы выходит со своим мини-проектом и защищает его (рассказывает, что изобразили). Мини-проект вывешивается на доску.

- Посмотрите итог моей исследовательской работы.

(под каждым мини-проектом учащихся учитель вывешивает свой мини-проект с небольшими комментариями)

- Совпало ли у нас видение этого стихотворения?

- Давайте разберемся, почему?

- Музыкант пишет произведение, используя кисть – звука, художник кисть –краски, поэт – кисть ? (слово).

р и с у н к и  кистей

- Что это за кисти у слова? (средства художественной выразительности)

  1. Работа над средствами художественной выразительности.

Слайд 10: олицетворение

                эпитет

                сравнение

                метафора

индивидуальная работа: -Найдите олицетворение.

- Проверьте.

Слайд 11: грезит колос

                лес обдает

- Есть ли у вас вопросы и замечания?

Работа в парах: найдите эпитеты. Назовите.

-в синем небе

-золотыми краями

-красным заревом

-золотое сиянье

-в чистом поле

Работа в парах: найдите сравнение. Назовите.

-стою точно в храме

Фронтальная работа: - А теперь все вместе найдем метафоры. Это пока нам сложно. Я вам попробую помочь. Метафора – это загадка слова, скрытое сравнение. Я говорю вам слово, а вы попробуйте найти в стихотворении, как Никитин «загадал» это слово.

-месяц красного цвета – огненный шар

-звенящая тишина при заходе солнца – вечер прозрачно-румян

  1. Работа над синквейном.

(учитель пишет на доске)

Синквейн

  1. Вечер
  2. Теплый, тихий
  3. Успокаивает, завораживает, настраивает.
  4. Точно в храме стою я в тиши.
  5. Покой.

  1. Постановка задачи на следующий урок.

- Мы с вами разобрали стихотворение. Но чтобы донести до слушателя мысли, чувства, настроение поэта, что еще нужно? (выразительно прочитать

- Вот этим мы займемся на следующем уроке. Для этого дома вы еще раз перечитаете и подготовите партитуру стихотворения.

Слайд 12. Партитура стихотворения

  1. Итог урока.

- С какого слова мы начали урок?

- Над каким классическим произведением мы работали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

Слайд 13. Лист самооценки.

(индивидуально у каждого)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."

Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:  Иван Саввич Никитин  «В синем небе плывут надполями…». Школа России....

Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."

Цель урока:  продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формироват...

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»»

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»». Урок разработан в с...

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»

Цель Познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями…», развивать связную монологическую и диалогическую речь, во...

Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."

Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."...