Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: "Загадки. Песенки"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Цуканова Е.А.

учитель начальной школы

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Тема: Загадки. Песенки

Цель: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

По опорным словам учащиеся пересказывают сказку «Рукавичка».

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

II. Постановка цели урока.

Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.

Ответ: загадка.

Ответ: песенка.

– Какие слова у вас получились?

– Любите ли вы отгадывать загадки?

– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?

Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.

III. Изучение нового материала.

1. Отработка навыка чтения.

– Прочтите на одном выдохе слоги:

ста-сто-сты-сту-стё

сна-сно-сны-сну-снё

ска-ско-скы-ску-скё

2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.

Эвристическая беседа:

– Прочтите первую пару загадок.

– О чём эти загадки?

– С какими предметами сравнивается луна?

– На какие признаки луны указывают эти предметы?

– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?

– Прочтите вторую пару загадок.

– О чём эти загадки?

– Как вы узнали, как догадались?

– Какие действия предмета описываются в загадках?

– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?

– Что же такое загадка?

Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.

У тебя есть,                                         Что стучит без рук?

У меня есть,                                                             (Дождь.)

У дуба в поле,                                    

У рыбы в море.

(Тень.)

– Прочтите третью пару загадок.

– О чём они?

– Как вы догадались?

– Какие действия предмета описываются в этих загадках?

– Прочтите четвёртую пару загадок.

– О ком эти загадки?

– О каких особенностях ёжика говорится?

– Сравните эти загадки.

– В какой загадке слова рифмуются?

– Прочтите последние три загадки.

– О ком они?

– В каких загадках описываются признаки котёнка?

– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?

– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.

3. Игра «Кто это? Что это?».

– Отвечайте быстро, кто это или что это:

• Звонкий, быстрый, веселый –

• Вкусный, алый, сочный –

• Жёлтые, красные, осенние –

• Холодный, белый, пушистый –

• Бурый, косолапый, неуклюжий –

• Жёлтые, красные, зелёные –

• Старательный, послушный, вежливый –

• Зеленый, продолговатый, сочный  –

• Аккуратная, послушная, веселая –

• Ветвистая, зелёная, колючая –

• Новая, интересная, библиотечная –

• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –

• Красное, спелое, сладкое –

• Чистое, голубое, горное –

• Белый, пушистый, лесной –

• Пугливая, беленькая, маленькая –

• Белоствольная, высокая, стройная –

• Белое, пушистое, легкое –

4. Сочинение загадок.

– Как устроена загадка?

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.

– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.

– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)

– Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)

– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.

Запись загадки о сороке на доске:

По лесу летает,

Всегда всё знает,

Длиннохвоста, белобока,

А зовут её … (сорока).

Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.

Физкультминутка

IV. Закрепление изученного.

– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».

– Как в песенке названа весна? Почему?

– Как еще можно было назвать весну?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:

от-во-рил – отворил

при-гла-шай – приглашай

– Объясните значение выражений:

Отворяй-ка ворота – открывай ворота.

Солнце в терем приглашай – открывай окна.

Белый снег сошел – снег растаял.

– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?

– С какой интонацией надо читать эту песенку?

– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.

– Прочтите зашифрованные слова:

image

– Как их назвать одним словом?

– Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.)

– Прочтите самостоятельно вторую песенку – «Иди, весна».

– Объясните значения слов и выражений:

Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.

Снопок – связка стеблей с колосьями.

– Сравните эту песенку с предыдущей.

– Чем они похожи и чем отличаются?

– Какая из двух песенок похожа на закличку?

– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями мы познакомились?

– Зачем люди придумывают загадки?

– Как придумывают загадки?

– Для чего придумывают песенки?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цуканова Е.А.

учитель начальной школы

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Тема: ЗАГАДКИ. ПЕСЕНКИ

Цель: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

По опорным словам учащиеся пересказывают сказку «Рукавичка».

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

II. Постановка цели урока.

Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.

Ответ: загадка.

Ответ: песенка.

– Какие слова у вас получились?

– Любите ли вы отгадывать загадки?

– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?

Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.

III. Изучение нового материала.

1. Отработка навыка чтения.

– Прочтите на одном выдохе слоги:

ста-сто-сты-сту-стё

сна-сно-сны-сну-снё

ска-ско-скы-ску-скё

2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.

Эвристическая беседа:

– Прочтите первую пару загадок.

– О чём эти загадки?

– С какими предметами сравнивается луна?

– На какие признаки луны указывают эти предметы?

– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?

– Прочтите вторую пару загадок.

– О чём эти загадки?

– Как вы узнали, как догадались?

– Какие действия предмета описываются в загадках?

– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?

– Что же такое загадка?

Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.

У тебя есть,        Что стучит без рук?

У меня есть,        (Дождь.)

У дуба в поле,        

У рыбы в море.

(Тень.)

– Прочтите третью пару загадок.

– О чём они?

– Как вы догадались?

– Какие действия предмета описываются в этих загадках?

– Прочтите четвёртую пару загадок.

– О ком эти загадки?

– О каких особенностях ёжика говорится?

– Сравните эти загадки.

– В какой загадке слова рифмуются?

– Прочтите последние три загадки.

– О ком они?

– В каких загадках описываются признаки котёнка?

– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?

– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.

3. Игра «Кто это? Что это?».

– Отвечайте быстро, кто это или что это:

• Звонкий, быстрый, веселый –

• Вкусный, алый, сочный –

• Жёлтые, красные, осенние –

• Холодный, белый, пушистый –

• Бурый, косолапый, неуклюжий –

• Жёлтые, красные, зелёные –

• Старательный, послушный, вежливый –

• Зеленый, продолговатый, сочный  –

• Аккуратная, послушная, веселая –

• Ветвистая, зелёная, колючая –

• Новая, интересная, библиотечная –

• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –

• Красное, спелое, сладкое –

• Чистое, голубое, горное –

• Белый, пушистый, лесной –

• Пугливая, беленькая, маленькая –

• Белоствольная, высокая, стройная –

• Белое, пушистое, легкое –

4. Сочинение загадок.

– Как устроена загадка?

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.

– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.

– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)

– Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)

– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.

Запись загадки о сороке на доске:

По лесу летает,

Всегда всё знает,

Длиннохвоста, белобока,

А зовут её … (сорока).

Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.

Физкультминутка

IV. Закрепление изученного.

– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».

– Как в песенке названа весна? Почему?

– Как еще можно было назвать весну?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:

от-во-рил – отворил

при-гла-шай – приглашай

– Объясните значение выражений:

Отворяй-ка ворота – открывай ворота.

Солнце в терем приглашай – открывай окна.

Белый снег сошел – снег растаял.

– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?

– С какой интонацией надо читать эту песенку?

– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.

– Прочтите зашифрованные слова:

– Как их назвать одним словом?

– Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.)

– Прочтите самостоятельно вторую песенку – «Иди, весна».

– Объясните значения слов и выражений:

Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.

Снопок – связка стеблей с колосьями.

– Сравните эту песенку с предыдущей.

– Чем они похожи и чем отличаются?

– Какая из двух песенок похожа на закличку?

– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями мы познакомились?

– Зачем люди придумывают загадки?

– Как придумывают загадки?

– Для чего придумывают песенки?