Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Русская народная сказка "Петух и собака". Основная мысль произведения"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Гребенщикова Татьяна Анатольевна

В процессе обучения школьники научатся анализировать поступки и образы героев русского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Литературное чтение

1 класс

Учитель: Гребенщикова Татьяна Анатольевна

Тема: Русская народная сказка «Петух и собака». Основная мысль произведения

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со сказкой «Петух и собака» как жанром фольклора, научить анализировать поступки и образы героев.

Тип урока: открытие нового знания. На уроке  использована  «Технология развития критического мышления», «Технология продуктивного чтения», ИКТ. 

Планируемые результаты:

Предметные: научатся читать выразительно, плавно, целыми словами произведение устного народного творчества; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; получат возможность научиться: назвать героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

УУД:

Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров;  умение находить общие и отличие.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при  определении жанра и особенностей тем произведений фольклора, умение высказывать своё отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнёра.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими  произведениями.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная работа, работа в группах; объяснительно-иллюстративный метод, метод «Фишбоун» (Рыбий скелет)

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф Климанова; В.Г.Горецкий; выставка книг с произведениями устного народного творчества; компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

I этап урока: « Стадия Вызова» (4 мин).

(под лёгкую мелодию из балета «Жар-птица»)

Учитель:  «Во саду ли, в огороде

Жар – птица летала,

Во саду ли, в огороде

Цветочки собирала.

Один цветок принесла

И нам в класс передала»

(на доске появляется волшебный цветок).

-Лепестки на нашем цветке непростые, а волшебные. Мы должны помочь распуститься этому сказочному цветку русского фольклора.

-А для этого нам надо выполнить задания, которое приготовила Жар- птица.

-Вы готовы? (да).  Вспомним жанры устного народного творчества

1) -Продолжите фразу, поберите рифму

Мы не щёлкаем орешки,

А читаем на уроках

Интересные………(потешки)

- Молодцы! Вы справились с первым заданием и жар- птица открывает 1 лепесток.

2)  Иди, весна,    Следующее задание

Иди, красна.

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок.

Большой урожай

В наш край

- Как называется этот жанр народного творчества (песенка )

-Открывается 2 лепесток.

3) Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

-А как называется этот жанр? (небылица)

-Что такое небылица? ( это выдумка, это то, чего не бывает).

-Открывается 3 лепесток.

4) – На уроке мы ребятки,

Отгадали все ….. (загадки)     рифма

- Открывается ещё один лепесток.

- Кто догадался, название  какого жанра осталось на лепестке? Что ещё сочинял народ?

- Проверим предположения (сказка)

- Вот и раскрылся наш волшебный цветок устного народного творчества.

- Какие бывают сказки? (литературные, народные)

- Литературные сказки, это какие сказки?

- А народные сказки кто написал?

- Правильно, ребята. У народных сказок нет автора. Их сочиняли простые люди и рассказывали их друг другу, своим детям и внукам. Поэтому и получила сказка название от слова «сказывать», т.е. рассказывать. Народные сказки появились очень давно, они не записывались. Поэтому одни и те же сказки имеют разные варианты, изменения. Позже ученые ездили по деревням, слушали людей и записывали сказки. Так появились сборники русских народных сказок.

- Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

- Как вы думаете, какие сказки называются волшебными?

- А бытовыми?

II этап урока: «Стадия осмысления».

—        Отгадайте загадки.

Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек.

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака.)  - Какие слова помогли тебе её отгадать?

 Он носом в землю постучит,

 Взмахнет крылом и закричит.

 Кричит он даже сонный,

 Крикун неугомонный. (Петух.)    - Какие слова помогли тебе её отгадать?

—        Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть?   (лепесток)   (Ответы детей.)

—        Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О ком будет  это произведение?   (о животных)  

- О каких животных?

—        Прочитайте название произведения.

—        Кто  автор?  (Это народная сказка.)

     -  Определите тему урока.  - Какие умения будем формировать на уроке?

1) Подготовка к восприятию:

- Сказки –кладовая  народной  мудрости, каждое слово имеет своё, особенное значение.

      -Давайте обратим внимание на сложные для чтения слова  (читают по слогам).

Словарная работа:  Про- да- дим    Ис-пу- гал- ся    

                                 Рас-ска- зал       Раз- ли- ва- ет- ся

2) Первичное восприятие:

Чтение  русской  народной  сказки « Петух и собака» (учитель начинает, хорошо читающие дети).

-Какое впечатление произвела на вас сказка?  Выразите свои мысли. Что хочется сказать? (что удивило, взволновало, не понравилось)

- С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...) Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

- Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)

- Как жили старики? Бедно или богато?Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)

- Почему петух и собака ушли от старика со старухой?

- Где они решили заночевать?

- Что случилось утром?

- Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?

3) Вторичное восприятие текста.

(выборочное чтение)

- Перечитаем диалог лисы и петуха (с. 55 )

- Подумайте, каким голосом надо за них читать.

(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться...».)

 -Что можете сказать о лисе? Какая она? (хитрая, коварная, льстивая)

- А о петухе? (находчивый, сообразительный, умный)

- а о собаке? (смелая, ловкая)

- Определите, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?

4) Попробуем ответить на вопрос: Какая мысль в сказке самая главная, важная?

- Чему учит сказка? (составление на доске «Рыбьего  скелета»)

-  Почему Петух ушёл от старика со старухой? (испугался).

- К кому обратился за помощью? (к собаке)

- Как поступили герои? Что они сделали? (вместе ушли в лес)

- Можно ли собаку назвать настоящим другом?  Почему? (да).

- Почему лиса просила петуха слететь к ней? (хотела полакомиться им)

- С кем собрался петух идти в гости к лисе? (с товарищем)

- Кто опять спас петуха? (собака спасла петуха)

- Как заканчивается сказка? (петух с собакой остались жить в лесу)

- Чему учит сказка? (ДРУЖБЕ)

(Учит дружить, и тогда не страшна никакая беда, учит помогать друг другу. Друзья всегда помогут найти выход.)

В этом и заключается главная мысль

        С

П

обратился к собаке                                вместе ушли в лес

в гости с товарищем                          настоящий друг

      остались жить в лесу               опять          спасла петуха

5) Работа в парах

- Прочитайте пословицы.  Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. Поставьте стрелки.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.( К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)

Не рой другому яму - сам в нее упадёшь.( К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

собака

лиса

Не рой другому яму - сам в нее упадёшь

петух

старик

6)  Работа в группах

  1. Кому из героев сказки принадлежат  слова?

Заполни таблицу:

слова

герой

«Давай-ка петуха продадим».

старик

«Уйдём-ка в лес».

собака

«Пойдём ко мне в гости»

лиса

«Я не один, а с товарищем»

петух

«Давай его лучше зарежем и съедим».

старуха

 

  1. Расставь номера событий по порядку:

2   собака и петух решили уйти в лес

 5  лиса зовёт петушка в гости

1  старик со старухой решили зарезать петуха

 3 ночь в лесу

4 петушок поёт песни

6  собака расправилась с лисой

  1. Какая мысль самая важная в сказке? Отметь  галочкой.

□   старость не в радость

□  лесть и обман до добра не доведут

 с верным другом и беда не страшна        

III. Итог

-Какие умения формировали?

-Что дал этот урок?    (Я…)

VII. Рефлексия.

- Мы на примере сказок  рассмотрели, как нужно дружить. Я думаю, что вы, ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту. Как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно».

- У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"

Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Презентация к уроку литературного чтения, 4 класс Л. Н. Толстой - народный учитель

Презентация содержит фотографии Л. Н. Толстого, Яснополянской школы, сюжеты из жизни крестьянских детей....

Урок литературного чтения 2 класс по теме "Устное народное творчество"

Урок  - обощение по теме "Устное народное творчество" во 2 классе по программе "Школа России"....

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. Американские и английские народные песенки

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. Американские и английские народные песенки...

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....