Литературное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Донская Снежана Степановна

Конспект урока литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.n._mamin-sibiryak_priyomysh_2_urok.docx60.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. (2 урок). Программа «Школа России»

Составитель: Донская С.С. учитель начальных классов МБОУ Октябрьской СОШ Карасукского района Новосибирской обл.

Цели: создать условия для формирования читательской грамотности учащихся, совершенствования навыков чтения, формирования умения находить в тексте необходимую информацию, способствовать развитию связной речи, творческого воображения, образного мышления; содействовать формированию личностного отношения к окружающей действительности, природоохранного поведения, бережного отношения к животным, воспитанию интереса к чтению книг о природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- использовать приёмы анализа  текста (устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт

- проводить оценку с опорой на выработанные критерии

Метапредметные:

Познавательные:

 - анализ  художественного текста, выделение в нём основной мысли;

-  смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

-  самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения

Ход урока

Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащихся

Организационный момент

1) Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

2) Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Летели лебеди с лебедятами.

Над лесом с лисами и лисятами.

3) Мотивация учебной деятельности.

А) Эмоциональный настрой на восприятие литературного произведения.

Послушайте внимательно стихотворение и догадайтесь о чем оно.

Слово это серьезное, главное, важное,

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье  на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт,

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

- Что такое доброта? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?

Б) Ассоциативный куст.

- Какого же человека можно назвать добрым?

4) Постановка темы и задач урока.

С каким произведение мы познакомились на прошлом уроке?

Кто написал это произведение?

Он является примером добрых людей, этот человек не мыслил жизни без любви к природе.

Сформулируйте тему и задачи урока.

Читают скороговорку.

Слушают стихотворение, настраиваются на урок.

Вступают в диалог, подбирают ассоциации со словом добро, доброта.

Отвечают на вопрос.

Вступают в диалог, отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока.

Продолжим знакомиться с произведением Д.Н. Мамина – Сибиряка, будем его анализировать, находить главную мысль, давать характеристику героям.

Актуализация знаний

1) Фронтальный опрос.

- Определите жанр данного произведения.

- Определите тип текста.

- Давайте определим тему данного произведения.

- Главная мысль произведения.

2) Дополнительная информация о птице.

Лебедь- удивительная птица, хотелось бы вам узнать о ней побольше? Давайте виртуально перенесёмся на место событий расказа.  Для вас ребята приготовили информацию.

3) Проверка домашнего задания. Диференцированная работа.

На столах карточки: часть А – базовый уровень, часть В – повышенный.  

Какие возникли затруднения?

 Рассказ.

Повествование.

Взаимоотношение человека и природы.

Мамин-Сибиряк в своём произведении хотел донести читателям смысл связи животных, человека, мира, который их окружает. Люди должны задуматься о своих действиях, поступках и их последствиях. Нужно бережно относиться ко всему живому.

Выступление учащихся.

  1. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина тела

 до 180 см, весят до 13 кг. В Евразии, Америке и Австралии насчитывается 6 видов лебедей. В нашей стране обитают: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу. Лебеди обитают по берегам пресных водоёмов.

  1. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно

 назван царём птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывёт по гладкой поверхности воды.

  1. Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц,

 служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Очень верные птицы, создают пару один раз и на всю жизнь. Исключительно чуткие и осторожные птицы. В неволе белый лебедь быстро становится ручным.

Выбирают уровень, выполняют задание.

Высказывают мнение.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – на корточки присела,

На четыре – улетела.

Выполняют физкультминутку.

Организация познавательной деятельности

1)Анализ литературного произведения.

- Назовите главных героев.

- Какие отношения сложились между героями произведения?

2)Выборочное чтение.

- Как лебедь оказался у старого рыбака?

- Кто такой дедушка Тарас?

- Какие отношения сложились между Соболько и Приёмышем?

- Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей и Приёмышем?

- Как изменился Тарас когда улетел Приёмыш?

 

 - Найти отрывок, как Тарас доказывает охотнику, что он не одинок.

Прочитать его по ролям.

- Кто участвует в диалоге? (автор, Тарас)

- Как вы понимаете слова Тараса «я тут князь, князем живу»? (богато живу).

- Чем он богат? (Рыбой, птицей, травой… То есть природой, для него природа, дом родной. Это леса, поля, животные и птицы. Для него «природы никогда не будет много, она прекрасна всегда, она творенье Бога!»).

3)Фронтальный опрос.

- Дедушка Тарас – добрый человек?

- В каких словах и поступках проявляется доброта Тараса?

- Что вы чувствуете, когда лебедь улетает со стаей?

- Легко ли расставаться с друзьями?

4) Характеристика героев. Работа в группах.

Сейчас мы с вами выполним задание, объединившись в группы. Давайте повторим правила работы в группе.

1 группа – охарактеризовать дедушку Тараса.

2 группа – охарактеризовать Соболько.

3 группа – охарактеризовать Приёмыша.

Заполните кластер.

Сравните Приёмыша и Соболько. Что общего в жизни собаки и лебедя?

В своей работе вы доказали, что у всех героев произведения присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не возьмёшь в долг. Доброта – это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди.

5)Постановка проблемной ситуации. Исследование в группах.

У людей часто бывают ситуации, когда возникает проблема выбора.  Как поступить?

- Как вы думаете, правильно ли поступил Тарас, забрав лебедя к себе домой? Вы знаете, в одной статье приводится другой взгляд на поступок Тараса. В ней говорится, что Тарас поступил неправильно, взяв лебедя к себе. Эту проблему, как пишет автор статьи, можно было решить по-другому. Согласны ли вы с автором? Что вы об этом думаете?

А как по-другому можно было поступить на месте Тараса? Какие другие действия может предпринять человек в такой ситуации?

Вы предложили другие способы решения проблемы, описанной в рассказе. Значит, действительно можно было и по-другому помочь птице. Но как доказать автору статьи, что решение Тараса было самым лучшим? Как доказать, что тот или иной способ – лучше всего?

Чтобы вынести заключение, нам нужны объективные основания – критерии. Попробуем их выделить, для этого ответим на вопрос: какую проблему решал Тарас?

Что значит спасти птицу?

Что угрожает лебедю? Какие угрозы для жизни птицы зимой в дикой природе? При каких условиях птица сможет выжить? Чем нужно обеспечить птицу, чтобы она не погибла?

В ходе обсуждения на доске выписываются критерии и записываются в критериальную таблицу:

- тепло, корм, безопасность, быстрота решения проблемы (скорость достижения результата), участие человека, надёжность и т.д.

Выбранные способы решения необходимо записать в графу таблицы, важно занести и тот способ, который использовал Тарас.

Исследование в группах.

Каждая группа получает критериальную таблицу и оценивает один из возможных способов решения проблемы (забрать птицу домой, ухаживать за ней; отправить в зоопарк; оставить в естественной среде и приносить корм). Каждая группа обсуждает свой способ и заполняет знаками «+» и «-» графы таблицы. В графе «Итог» каждая группа фиксирует количество плюсов.

Обмен информацией.

Каждой группе предоставляется возможность представить своё заключение по рассмотренному способу решения проблемы.

Все графы «собираются» на доске в одну сводную таблицу.

Оценка информации.

Давайте посмотрим. Что у нас получилось. Какому из способов решения проблемы по итогам проведенной оценки присуждено более всего плюсов?

Обобщение. Вывод.

Что позволило нам сегодня провести объективную оценку наших идей? Благодаря чему мы сумели доказать автору статьи справедливость действий главного героя?

 

6)Работа с эпиграфом.

- На доске помещён эпиграф к нашему уроку.

«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Артур Шопенгауер (мыслитель, филосов)

 - Как вы понимаете это высказывание?

Вступают в диалог, отвечают на вопросы.

- Старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.

- Дружба человека с животными, дружба между животными.

Зачитывают ответы из произведения.

«Тут охотники наезжали…»

«Тарас жил на Светлом уже сорок лет…»

«Сперва-то боялся, а потом привык…»

«Мой-то Приёмыш сначала сторонился от других лебедей…»

«Старик действительно имел утомлённый вид…»

 

Стр. 80 Не скучно, тебе, дедушка? …).

Читают по ролям.

Вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Повторяют правила работы в группах.

- Слушай, что говорят другие.

- Говори спокойно, только по делу.

- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

- Выполняй возложенную на тебя роль.

Работают в группах. Заполняю кластер.

Презентация результатов работы группы.

Тарас: добрый, весёлый, искренний, умеющий любить, заботливый, отзывчивый, понимающий, бескорыстный.

Соболько: ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный.

Приёмыш: умный, гордый, особенный, вольный, благодарный, добрый.

Они одинаково нуждаются в заботе, любви, страдают от одиночества и тоски.

Предлагают возможные варианты. Например:

отравить птицу в зоопарк; регулярно приходить и кормить птицу; передать лебедя в школьный живой уголок и т.д.

В ходе обсуждения под руководством учителя учащиеся

Приходят к выводу, что необходимы специальные основания для оценки (критерии) каждого из вариантов решения проблемы.

- Как спасти птицу.

- Чтобы лебедь не погиб.

Проблема: спасение лебедя

Способ

решения

Критерии

Итог

Тепло

Питание

(корм)

Безопас-

ность

Быстрота решения

Участи человека

Надёж- ность

1

2

3

Представляют своё заключение по рассмотренному способу решения проблемы.

Учащиеся обращают внимание на тот факт, что максимальное число баллов присудили тому способу, которым решил описанную в рассказе проблему главный герой Тарас. Это решение является оптимальным в данной сложившейся ситуации.

Критериальная таблица и разработанные критерии и проведение оценки с учётом выделенных критериев.

Тарас выбрал самое лучшее решение для спасения птицы, он показывает пример заботливого отношения человека к братьям нашим меньшим. Человек должен творить добро, нести ответственность за хрупкий мир природы.

Читают, обсуждают эпиграф.

- Как человек относится к животным, так и будет относиться к людям.

Итог урока

-Что же Д.Н.Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил?

Сегодня на уроке мы говорил о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?

-А какие добрые дела вы совершали или можете ещё совершить?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь? (доброе сердце и добрую душу).

Он выбрал оптимальное решение для спасения птицы.

Пусть ваша душа и сердце будет добрым как у дедушки Тараса.

Вступают в диалог, определяют главную мысль произведения.

Рефлексия

- Я предлагаю высказать свое мнение в следующих предложениях:

Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства …

Рассказ помог понять …

Для меня было сложным …

Мне понравилось …

Домашнее задание

Ребята, как вы думаете, произойдёт ли в будущем встреча Тараса и лебедя? Как это может случиться? Как вы думаете, важно ли описать эту встречу? Почему? Напишите рассказ-продолжение о встрече друзей спустя некоторое время.

Высказывают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...