Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Accенгеймер Наталья Николаевна

Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.tolstoy_kotyonok.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения во 2 классе на тему:

«Л.Н.Толстой.Котёнок»

УМК «Школа России»

Цели:

- создание условий для успешного ознакомления с произведением Л.Н.Толстого «Котёнок»;

- отслеживание уровня усвоения изученного материала.

 Задачи:

 Образовательные:

 - организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение содержания поучительного рассказа и его основной мысли, и выработку умения анализировать текст.

Развивающие:

 - содействовать развитию речи учащихся на основе обогащения словарного запаса ;

- развитию критического мышления на основе прогнозирования содержания текста;

 - развитию слухового и зрительного внимания на основе выборочного чтения и просмотра иллюстраций. 

Воспитательные:

 - способствовать формированию положительных нравственных качеств, воспитанию эстетических чувств и бережного отношения к животным. 

 Тип урока  -   урок ознакомления с новым материалом.

Планируемые результаты УУД:Личностные: - формирование положительных качеств к учению, чтению и познавательной деятельности; - формирование умения осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сопереживать; - оценивание жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: - формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; - формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: - формирование критического мышления ; - формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: - формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - овладение диалогической и монологической речью; - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные: - развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития ( чтения вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста); - использование разных видов чтения; - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; - участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

 

2.Актуализация знаний.

А) Игра «Вспомни и ответь»

Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. (слайд 3) Одно«почему» меж деревьями мчится, (слайд 4) Летит по пятам за неведомой птицей. Другое пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. «Что»мышкой ныряет под листьями в норку,«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зелёном листке,«Куда» полетело верхом на жуке,«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень. Вопрос за вопросом и так целый день. Пойдём – ка, дружок, по тропинке втроём Ответы искать под зелёным шатром.

- Ребята, у меня есть волшебный сундучок, в нём то и находятся вопросы для нашей игры. Предложения –вопросы начинаются с выделенных слов стихотворения и составлены они к изученным рассказам Л.Н.Толстого. У меня трёхцветный кубик, а у вас разноцветные кружочки. Подбрасывая кубик, я определяю цвет , следовательно определяю водящего. А вопрос выбираете вы.

1.Почему Филиппок взял старую отцовскую шапку, чтобы идти в школу? (Своей не нашёл)

2.Что нечаянно разбил мальчик играя? ( Дорогую чашку)

3.Кто отогнал собак, которые бежали за Филиппком? (Мужик)

4.Отчего заплакали муж с женою, поглядев друг на друга? (От стыда, что обидели старика)

5.Куда посадил учитель Филиппка, вошедшего в класс? ( На лавку возле брата)

6.Зачем Миша мастерил лоханку для батюшки с матушкой? ( Чтобы в старости их из неё кормить)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с моим заданием. Скажите, а какие произведения мы вспомнили? («Филиппок», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже»)

Б) Обобщение, работа с таблицей.

- Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н.Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Давайте вспомним, чему же нас научили рассказы Л.Н.Толстого.

- А вот и следующее задание для вас из моего сундучка. На карточках находиться таблица, в левом столбике – заголовки рассказов, в правом – главная мысль. Найдите соответствие между данными, укажите их с помощью стрелок.

Заголовок

Главная мысль

« Филиппок»

Не лгать

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

«Правда всего дороже»

Уважать старших

- Ребята, посмотрите на экран (слайд 5) , проверьте свою работу, если есть ошибки исправьте. А теперь оцените свою работу. Если вы правильно выполнили задание - поднимите карточку с ( !), если допустили ошибку – (+), если ничего не угадали – (?)

3.Решение проблемы, определение темы и целей.

- Куда мы дальше попадём узнаете вы скоро. В известном мультике найдём помощника весёлого. ( Слушаем музыкальное произведение)(слайд 6)

- Что это за произведение? ( Это песня «Дождик босиком» из мультфильма «День рождение кота Леопольда») (слайд 7)

- О чём эта песня? Назовите её главные слова? ( Если добрый ты – то всегда легко) (слайд 8)

-Подумайте, почему я предложила вам послушать именно эту песню? ( Она связана с темой нашего урока)

- Да. Попробуйте определить тему нашего урока. ( Если тема определена не правильно, то загадываю детям загадку: Он первым входит в дом и живёт подолгу в нём. То мяучет, то играет, то исчезает далеко, А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно, Пьёт парное молоко). (Будем читать рассказ о котёнке)

- Всё правильно. Мы будем знакомиться с новым рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок».(слайд 9)

-Можно ли на основании названия произведения предположить о чём это произведение? (Нет).

- Можно ли отнести произведение «Котёнок» к группе ранее названных поучительных рассказов, где героями были люди? (Нет).

- Точно и однозначно пока ответить не можем. Надо прочитать. Какова цель нашего урока? ( Узнать о чём это произведение, определить является ли оно поучительным). (Слайд 10)

4.Физминутка.

 

5.Ознакомление с новым материалом.

А) Первичное восприятие . Слушание аудио текста с остановками. Словарная работа.

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. – Как вы думаете куда пропала кошка? ( Она потерялась, убежала гулять…)

Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала: – Нашёл? Нашёл?

- Куда залез Вася? Что такое амбар? Где можем найти значение этого слова? ( В словаре ) (слайд 12)

- Объясните почему Катя не полезла искать кошку вместе с Васей? ( Она была маленькая, боялась высоты…)

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: – Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. – Посмотрите на экран (слайд 13) и скажите, а сколько котят было у кошки?

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. - Если бы выбирать котёнка пришлось вам, какого выбрали бы вы? (слайд 14) Посмотрите на экран и расскажите о своём выборе.

- Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати? - Прочитайте и выберите подходящую из списка на экране? (слайд 15)

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним… Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. - Ребята, давайте предположим, что могло произойти с котёнком во время прогулки? ( Потерялся, заблудился, спрятался в траве..)

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Б) Выборочное чтение.

- Совпали ваши предположения с содержанием? - Куда пошли дети? – Как котёнок остался один? - Какая опасность угрожала котёнку? - Кто спас котёнка? - Волновались ли вы когда слушали рассказ? - За кого волновались больше ?

6.Работа по теме урока.

А) Игра «Редактор» ( работа с иллюстрациями, характеристика героев) .

- Ребята в моём волшебном сундучке есть ещё игра для вас. А называется она «редактор». - Слышали ли вы это слово? Что оно означает? - Где можно найти его значение? - Посмотрите на экран ( слайд 16)

«Редактор» - это специалист, который занимается проверкой, исправлением и составлением содержания для печати. Редакторы бывают художественные, текстовые, музыкальные и т.д.

- Я предлагаю вам сначала попробовать себя в роли художественных редакторов. Всем вместе подумать и распределить иллюстрации к рассказу в правильном порядке, а затем проверить свою работу. ( слайды 17 и 18)

- Молодцы, у вас всё получилось, вы работаете как дружная команда. Ну а теперь попробуйте свои способности в роли текстовых редакторов. Я даю вам конверт, в котором находятся слова и выражения для описания характеристики главных героев: Кати и Васи.

(Выполняют работу пока звучит песня «Кошка беспородная»)

Проверьте свою работу. (слайд 19)

Б) Аналитическая беседа.

- Ребята, что испытывала Катя, раз она испугалась, закричала и убежала? - Если вам трудно назвать это слово, я вам помогу. Посмотрите на экран, (слайд 20).. Страх – это эмоция, включающая там, где отсутствует информация или её слишком мало. Это среднее , между тревогой и ужасом.

- Как вы думаете, а Вася испытывал страх, ведь он тоже ребёнок как и сестра? - А о чём думал он в момент опасности? - Можно сказать, что он свой страх поборол, если бросился на спасение? - Скажите а добро помогает побороть страх?

- А вам это знакомо? Вы испытывали страх в своей жизни? Вы побороли его в себе?

- А с вами могла произойти такая история?

- Зачем же Л.Н.Толстой поведал нам эту историю? (Чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах) - Так можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов?

7.Рефлексия.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» - эта фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери из рассказа «Маленький принц» и есть ваш урок на сегодня.(слайд 21)

- А вот какие слова сказаны немецким философом Артуром Шопенгауэром «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (слайд 22)

- А Л.Н.Толстой говорил так, «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (слайд 23)

-А вот сейчас слово Вам. Пусть каждый из Вас напишет свое слово о доброте. Вспомните, когда Вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое. От чего другому человеку стало приятно, а у Вас на душе светлее. Не может быть, чтобы Вы никогда никому не сделали ничего доброго – ни человеку, ни растению, ни животному.
- Перед каждым из Вас волшебный листок. Напишите на нем кратко, какое доброе дело Вы совершили за свою жизнь, от которого Вам и окружающим Вас людям стало радостно. Я предлагаю нашим гостям тоже присоединиться.
-Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: «Кто добр поистине, добро творит в молчании». (слайд 24)
- Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
(
Из разноцветных лепестков на доске складывается цветок под мелодию песни «Лети, лети , лепесток»

- Ребята на какие вопросы нашей радуги вы бы ответили? -Ваше настроение по сравнению с началом урока стало лучше или хуже? - С воздушным шариком какого цвета вы его можете сравнить?

(Звучит мелодия песни «Хорошее настроение»).

8. Подведение итогов. Награждение.
- Ребята, я хочу поблагодарить Вас за работу на уроке, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми. Так как урок был немного необычным, то и награды сегодня у Вас не в форме оценок, а медалей за внимательность, любознательность и ответственность. А ещё на память вот такие блокноты с котёнком.

9.Домашнее задание.

- Составить и записать сообщение в блокнотики о своём любимце, и другие интересные факты из жизни кошек и котят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе ,На тему Л.Н.Толстой "Лев и собачка " по программе УМК "Школа России"

Открытый урок по литературному чтению  в 3 классе ,На тему Л.Н.Толстой "Лев и собачка " по программе  УМК  "Школа России"...

"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " И.А.Крылов. Басни. Ворона и лисица", по программе "Школа России"

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением И.А.Крылова "Ворона и лисица" ,продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней....