Смысловое чтение
картотека по чтению (3 класс)

Кащаева Галина Александровна

Задания по смысловому чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_smyslovomu_chteniyu.docx282.76 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по смысловому чтению

Работа с ключевыми словами.

Ниже приведём один из примеров опыта работы с ключевыми словами:

Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».

- Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.

- Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

(Г.Сапгир)

«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.

Инсёрт 

Приводим пример фрагмента урока по окружающему миру в 4 классе по теме: « Природные зоны. Тундра» на этапе усвоения новых знаний. Обучающимся предлагается текст на тему  «Что такое тундра?»

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками :

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Учитель:

-Ребята прослушайте  инструкцию для  работы  с карточкой №1.

 -Если уже знал об этой информации, то в тексте отмечаем  цифрой 1

 -Если узнал новое  отмечаем цифрой 2

-Если думал  иначе отмечаем цифрой  3

- Если не понял, есть вопрос  отмечаем цифрой 4

На данную работу 2 минуты

Проверка:

Ребята кто из вас уже знал эту информацию  отметил цифрой 1.

Спросить одного из ребят. (Зачитывает ответ).

Ребята кто из вас узнал новое и отметил  цифрой 2  поднимите руки. (Зачитывает ответ).

Ребята кто думал иначе и отметил  цифрой 3  поднимите руки

Почему ты думал иначе (Зачитывает ответ).

Ребята не понял, есть  вопрос  отметил цифрой 4

Зачитывают вопросы.  Дети задают вопросы

Что такое Тундра?

уже знал

Узнал новое

Думал иначе

Не понял, есть вопрос

1

2

3

4

Конструктор решения задач 

Карточки из картона 30см на 10см.

  1. Ключевые слова задачи, где полоска это предполагаемое слово, а квадратик –число.

                

2)Ключевые вопросы к задаче.

                                                                           

                                                                           

   Количество карточек по содержанию может увеличиваться, комплект должен быть как демонстрационный, так и индивидуальный.  Современные технические условия позволяют вывести «конструктор» и на интерактивную доску.

      Как работать с конструктором?

Например, дана задача « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?». Задачу конструктором можно выложить так:

        

     Дополнительные задания:

  • наращивание: добавляются  данные, чтобы задача решалась в 3, 4  действия;
  • изменить главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
  • разбить составную задачу на простые задачи;
  • найти на странице учебника задачу к модели;
  • составить задачу по заданной модели;
  • найти ошибки в модели задачи и другое.                                                                      

   «Ромашка Блума» помогает учить  детей задавать вопросы. «"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

 

romashka

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования "Ромашки  Блума" на занятиях.

Приложение 1

Тема: Борис Житков. “Цветок”

  Жила девочка Настя со своей мамой. Раз Насте подарили в горшочке цветок. Настя принесла домой и поставила на окно.

— Фу, какой гадкий цветок! — сказала мама. — Листья у него точно языки, да ещё с колючками. Наверное, ядовитый. Я его и поливать не стану.

Настя сказала:

— Я сама буду поливать. Может быть, у него цветки будут красивые.

Цветок вырос большой-большой, а цвести и не думал.

— Его надо выбросить, — сказала мама, — от него ни красы, ни радости.

Когда Настя заболела, она очень боялась, что мама выбросит цветок или не будет поливать и он засохнет.

Мама позвала к Насте доктора и сказала:

— Посмотрите, доктор, у меня девочка всё хворает и вот совсем слегла.

Доктор осмотрел Настю и сказал:

— Если б вы достали листья одного растения. Они как надутые и с шипами.

— Мамочка! — закричала Настя. — Это мой цветок. Вот он!

Доктор взглянул и сказал:

— Он самый. От него листья варите, и пусть Настя пьёт. И она поправится.

— А я его выбросить хотела, — сказала мама.

Мама стала Насте давать эти листья, и скоро Настя встала с постели.

— Вот, — сказала Настя, — я его берегла, мой цветочек, и он меня зато сберёг.

И с тех пор мама развела много таких цветов и всегда давала Насте пить из них лекарство.

Размышление над текстом:

На доске цветок с 6 лепестками. Каждый лепесток – вопрос.

Первый вопрос простой, на него отвечаем односложно.

Второй вопрос уточняющий, он начинается словами

Если я правильно понял…

Далее – интерпретационный (объясняющий вопрос)

Почему?

Теперь вопрос творческого характера. Попробуем сделать предположение, прогноз.

Пятый вопрос – оценочный

Чем … отличается от …

Шестой лепесток - практический вопрос: свяжите теорию с практикой, дайте совет, рекомендацию.

Вопросы по осмыслению прочитанного текста

- Кто главные герои рассказа Б.Житкова “Цветок”?

- С чего началась данная история?

- Что случилось с Настей?

- Докажите, что данный цветок – это алое

- Как цветок помог вылечиться девочке?

- Как ещё можно использовать этот цветок?

- Сравните этот цветок с другими цветами. Что вы можете сказать в пользу этого цветка?

- Сравните отношение мамы к цветку вначале и в конце рассказа

Задание к группам:

- Распределите вопросы по типам. Определите, какие вопросы относятся к вашей группе.

        Приложение 2

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.

Саня взял сучок и что – то написал на снегу.

Ваня посмотрел, прочитал:

- «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.

Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал: «Ваня».

- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

- Ну и дурак! – сказал Саня.

-Почему?

-Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня. (По С.А. Баруздину)

На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:

  1. Простые.

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

  1. Уточняющие.

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3.  Интерпретационные.

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

4.  Творческие.

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5.  Практические.

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные.

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

        

Приложение №3

         Учитель:

- Я предлагаю вам прочитать рассказ Григория Горина. "Ёжик". (2-3 мин). 

Сегодня мы будем работать с «Ромашкой Блума».  Вы будете работать в группах, каждая группа будет работать по своему вопросу (вопросы можно выбрать по жеребьевке или по усмотрению учителя).

Ведущий дает время на составление вопросов и обсуждение. (1 мин.)

После обсуждения группа выбирает самый удачный вопрос, зачитывает его всем, заслушивает ответ других участников и прикрепляет вопрос на лепестке (или прикрепляет сам лепесток).

 И таким образом отвечают все остальные группы.

Участники.

(Примерные вопросы по тексту)

1. Простой вопрос. Назовите главных героев.

2. Уточняющий вопрос. Правильно ли я поняла, что папа грустит по счастливому времени своего детства?

3. Интерпретационный вопрос (объясняющий). Почему папа рассердился, когда узнал,  что сын обменял лотерейный билет на ежа?

4. Творческий вопрос. Что было бы, если бы билет оказался действительным?

5. Практический вопрос. Как бы вы поступили на месте папы?

6. Оценочный вопрос. Как вы относитесь к поступку папы?

    Далее выбираю самые интересные вопросы, которые можно включить при обобщении раздела.

III. Рефлексия (5 мин)

Как бы вы назвали этот рассказ?

Полное название этого рассказа  Г.Горина «Ёжик. История о напрасной суете»

Оцените, пожалуйста, этот  прием работы с текстом.

Прошу вас приклеить ромашки, выбирая вазу по фону листа

Обучающие  приклеивают цветы.

Первый раз слышу       -        оранжевый

Слышала                       -        зеленый

Было интересно            -       коричневый

Буду применять            -       синий

Применяю                     -       красный

                                                                                                                     

Григорий Горин. "Ёжик"

         Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше.

Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:

— Пап, смотри!

Папа отложил газету и осмотрел ёжика. Ёжик был курносый и симпатичный. Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. Кроме того, папа сам любил животных.

— Хороший ёж! — сказал папа. — Симпатяга! Где достал?

— Мне мальчик во дворе дал, — сказал Славик.

— Подарил, значит? — уточнил папа.

— Нет, мы обменялись, — сказал Славик. — Он мне дал ёжика, а я ему билетик.

— Какой ещё билетик?

— Лотерейный, — сказал Славик и выпустил ёжика на пол. — Папа, ему надо молока дать..

— Погоди с молоком! — строго сказал папа. — Откуда у тебя лотерейный билет?

— Я его купил, — сказал Славик.

— У кого?

— У дяденьки на улице... Он много таких билетов продавал. По тридцать копеек... Ой, папа, ёжик под диван полез...

— Погоди ты со своим ёжиком! — нервно сказал папа и посадил Славика рядом с собой. — Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?

— Он выиграл, — сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.

— То есть как это — выиграл? — тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. — Что выиграл?

— Холодильник! — сказал Славик и улыбнулся.

— Что такое?! — Папа как-то странно задрожал. — Холодильник?!.. Что ты мелешь?.. Откуда ты это знаешь?!

— Как — откуда? — обиделся Славик. — Я его проверил по газете... Там первые три циферки совпали... и остальные... И серия та же!.. Я уже умею проверять, папа! Я же взрослый!

— Взрослый?! — Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. — Взрослый?!.. Меняешь холодильник на ёжика?

— Но я подумал, — испуганно сказал Славик, — я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет...

— Замолчи! — закричал папа и вскочил с дивана. — Кто?! Кто этот мальчик?! Где он?!

— Он в соседнем доме живёт, — сказал Славик и заплакал. — Его Сеня зовут...

— Идём! — снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. — Идём быстро!!

— Не пойду, — всхлипывая, сказал Славик. — Не хочу холодильник, хочу ёжика!

— Да пойдём же, оболтус, — захрипел папа. — Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю...

— Нет... — ревел Славик. — Не купишь... Сенька и так не хотел меняться, я его еле уговорил...

— Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа. —  Ну, быстро!..

Сене было лет восемь. Он стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нёс Славика, а в другой —  ежа.

— Где? — спросил папа, надвигаясь на Сеню. — Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет!

— У меня нет билета! — сказал Сеня и задрожал.

— А где он?! — закричал папа. — Что ты с ним сделал, ростовщик? продал?

— Я из него голубя сделал, — прошептал Сеня и захныкал.

— Не плачь! — сказал папа, стараясь быть спокойным. — Не плачь, мальчик... значит, ты сделал из него голубя. А где этот голубок?.. Где он?..

— Он на карнизе засел... — сказал Сеня.

— На каком карнизе?

— Вон на том! — И Сеня показал на карниз второго этажа.

Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.

Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.

Два раза папа срывался, но потом всё-таки дополз до карниза и снял маленького жёлтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.

Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад.

        Приложение 4

Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

— О, — говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку — бух носом!

— Ого! — говорит. — Скользкая!

Поднялся и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» — думает. Думал, думал — и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше, взобрался на самый верх.

— Вот теперь, — говорит, — скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

— Как же теперь по песку кататься? И полез вниз на четвереньках.

Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана.

— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

— Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

— Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

— Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

— Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

— Ну, я не знаю, — говорит Котька.

— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

— Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

— Вот теперь, — говорят, — замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

http://www.io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/romashka.png?itok=gFUuBXPH

Приём «тонких» и «толстых» вопросов

Простые вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно…?

Сложные вопросы

Дайте объяснение, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем разница…?

Предложите, что будет, если…?

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…?

Репка ( тонкие вопросы )

  • Кто посадил репку?
  •  Что выросло?
  •  Когда можно убрать репку?
  •  Может, стоит позвать внучку?
  •  Согласны ли вы, что без мышки не справятся?
  •  Верно ли тянули репку наши герои?

Урок русского языка в  2 классе по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов» 

Тонкие вопросы

  • Что такое приставка?
  • Для чего нужна приставка?
  • Где пишется приставка в слове?
  • Как обозначается приставка?

Толстые вопросы

  • Почему приставка так называется?
  • Чем приставка отличается от суффикса?
  • В чём отличие приставки от предлога?
  • Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Литературное чтение. Н.Носов «Огурцы»

На уроках литературного чтения – ответы на тонкие вопросы – опора на текст, ответы на толстые вопросы – постижение тайн текста.

Тонкие вопросы

Кто главный герой рассказа?

Что произошло с мальчиком?

Когда происходит действие рассказа?

Толстые вопросы

Дайте объяснение, почему мама отправила мальчика обратно7

Почему вы думаете, что мальчик совершил плохой поступок?

Предположите. Что будет. Если мальчик не вернет огурцы?

    

Задача. «В классе стоит несколько парт. Если за каждую парту сядут по 1 ученику, то 5 учеников останутся без места, если же за каждую парту сядут по 2 ученика, то 10 парт останутся свободными. Узнай число учеников и количество парт в классе.»https://idfedorov.ru/images/_user/images2/Table_.jpg

    Решение. По условию задачи известно, что если посадить учеников по 1-му, то 5-ти ученикам не хватит мест, а если по 2 ученика, то 10 парт останутся лишними, и еще 5 у нас лишних. Значит, 15 учеников садятся по двое. 
Вычислим количество учеников: 2 * 15 = 30 (уч.). Узнаем количество парт: 15 + 10 = 25 (п.).
ПРОВЕРКА: Если сажать по 1-му ученику, то сядут только 25 учеников, 
30 – 25 = 5 (уч.) – останутся без места.
Ответ: 30 учеников, 25 парт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....