Программа курса "Смысловое чтение" на основе авторской методики Беденко М.В. для 2-4 классов
учебно-методический материал по чтению (2, 3, 4 класс)

Донская Снежана Степановна

Курс "Смысловое чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_smyslovoe_chtenie.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»

Пояснительная записка

          Направленность дополнительной образовательной программы Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе     авторской  методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения»,  Беденко М. В. 2-е изд.   – М.:ВАКО,- 2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа),   на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.       Предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному  направлению во 2-4 классах общеобразовательной школы.  

Актуальность программы. 

     Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Новизна программы.

      Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового

 Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя.  

Педагогическая целесообразность программы 

       Смысловое  чтение – это такое   чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой   сторон

 произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.     Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. 

               

         Продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет    ребёнку найти из большого объема  информации

 нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.  

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель программы:   создание   условий для развития  читательских умений и интереса к чтению книг у детей. 

Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

 ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;   воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8-10 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 3 года.  Количество часов в неделю – 1. За год - 34 часа.  За год: во 2 классе - 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе – 34 часа.

Всего реализуется в объеме 102 часов.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью до 45 минут.

Форма проведения занятий – групповая.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы организации внеурочной деятельности: учебное занятие, викторина,  КВН, виртуальное путешествие , литературная игра,  конкурс – кроссворд, читательская конференция,   просмотр видеофильмов, коллективно-творческая работа.

Планируемые результаты освоения    курса внеурочной деятельности

  Личностные, метапредметные  результаты освоения  курса «Смысловое чтение»

Личностные УДД:  

-Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

-Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

-Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

       -формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой    деятельности;

       -эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального        уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УДД: 

 -уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

-уметь самостоятельно работать с новым произведением;

-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

       - возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала,    ,      выбирать книги.

Познавательные УДД:

-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного,    сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

 -соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

         -ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.  

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.   

Способы  отслеживания ожидаемых результатов: 

Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

   Метапредметные УУД:  наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.

  Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Содержание изучаемого курса

      Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с   авторской  методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. 2-й   - Москва,2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

       Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся   и методическими рекомендациями для учителя.

      Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

    Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и  других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Календарно-тематическое планирование и характеристика деятельности учащихся

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

1

Снег круглый год.

 Дома в скалах.

Айсберг.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

2

Почему плачет крокодил.  Как отпугнуть крокодила.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

3

Сколько соли в море?

Как прячется осминог.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

4

Против ветра.  

Попутный ветер.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

5

Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого.

6

 Кошки в древнем Египте. Такса.

Формулируют тему  текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

8

Как рыбаки помогают рыбе зимой?  

Необычные дрова.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

9

Собаки-водолазы.

Как охотятся львы.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

10

Старинные автомобили. Далеко.

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

11

Солнечные автомобили. Парус.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

12

 Ночной праздник. Шкура леопарда.

Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

13

Самая прочная нить.

Морской еж.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему  текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

14

Бумажные стены.

Дом на ножках.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

15

Дикие грибы.

Ледник.

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Новогодняя коллекция.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».

17

Помощник шахтеров.  Бесстрашные жуки-солдатики.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

18

Бегуны по воде.

Постель в дождевом лесу.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

19

Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

20

Соляные деньги.

Снежки в Новой Зеландии.

Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

21

Фианит.

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

22

Все пальцы.

Погода в Англии.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

23

Огни на высоте. Книга рекордов.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого.

24

 Древние книги.

Строители мостов.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

25

Рубль. Денежка.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

26

Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

27

Консервированный воздух.

Праздник воды.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему  текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

28

Праздник воды.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

29

Дома из снега. Ловля акул.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Прогнозируют содержание читаемого.

30

Нежинские огурчики.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

31

Празднование Нового года 1 января.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

32

Часы.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Формулируют тему  текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

33

Керамика.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

34

Филин. Зимородок.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

1

Дорогие чашки. Молочное стекло.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

2

Соликамск, Солигорск и Зальцбург.

Читать  текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

3

Как едят в космосе. Подземные лечебницы.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

4

Крылатые металлы. Дорогой алюминий.

Читать  текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

5

Коломенская верста. Новгород.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

6

 Новгород - город старинный.

Города- побратимы.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

7

Планета вода. Галька.

Читать  текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.  Конструирование текста из двух частей.

8

Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный  номер.

Читать  текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.  Конструирование текста из двух частей. Принимать участие в викторине.

9

Кого не любят разные народы. Древний компас.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам.

10

Белые ночи. Байкал.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам.

11

Базальт и пемза. Алмаз и графит.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

12

Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам.

13

Самый мягкий трон. Ядовитый водопад.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

14

Первый мультик. Лечение весельем.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

15

Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам.

16

Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

17

Бетон - искусственный камень? Приливы  и рыбалка.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

18

Одно время года. Антарктида. Почему коньки?

Читать  текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.  

19

Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

20

Пальма и елка. Почему еловые

ветки лапами называются?

Читать  текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Письменно пересказывать текст.

21

Торнадо. Ветер.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

22

Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце?

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме.

23

Спящие вулканы. Почему растут сосульки?

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

24

Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам?

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам.

25

Почему кактусы толстые? Маленькие строители.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

26

Все цвета радуги. Как разгоняют облака?

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

27

Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам.

28

Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

29

Акваланг. Осьмируки.  Огонь. Вода и газ.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. 

30

Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам.

31

Футбол и регби.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам.

32

Кайра.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Письменно пересказывать содержание текста.

33

Придумать самолет.

Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения.  Составлять список ключевых слов, письменно пересказывать текст по ключевым словам, самостоятельно дописать концовку текста.

34

Язык змеи.

Читать вслух, про себя, «вприглядку».  Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Письменно пересказывать содержание текста.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

1

Квадратные колеса. Магнитные поезда.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют  тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

2

Круглые окна. Воздушная подушка.

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют  тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

3

Порхающий полет. Почему греет юбка.

Читают, отвечают на вопросы.  Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют  тестовые задания. Сравнение текстов «по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

4

Когда резина становится стеклом. Тамагочи.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Письменный пересказ текста. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

5

Частота крокодильих обедов. История зеркала.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого.

6

 Кривые зеркала. Увеличительные стекла.

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Строители земли. Строители морского берега.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями.

8

Пчелиный улей. Невидимый свет.

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

9

Неслышимый звук. Почему ночью все кошки серы?

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

10

Пиноккио и Буратино. Шум вредный и шум полезный.

Читают, отвечают на вопросы.  Письменный пересказ текста. Выполняют  тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

11

Вьюнок.

  Составление рассказа по картинке,  письменный пересказ по ключевым словам.

12

Письмо картинами в современной России. Ключики вкуса.      

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют  тестовые задания

13

Зачем нам ключики вкуса? Вкусно, но не еда.

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

14

Ода японской бане. Ода русской печке.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

15

Голубиная почта. Бутылочная почта.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Взрывчатка без взрывчатки. Три минуты молчания.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

17

Сухой лед. Катамаран.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

18

Корабли на подводных крыльях. Орден улыбки.

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

19

Цветы-капканы. Сэндвич.

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

20

Какая змея главнее? Узоры на окнах.

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

21

Вода, которая разрывает камень. Почему у насекомых шесть ног?

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

22

Почти одноразовая обувь. Дом из старых бутылок.

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

23

Древние надписи.

Сочинение по картинке.

24

Летучие рыбы Джорджа Кейли. Чайная церемония.

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

25

Вечная мерзлота-вечный холодильник. Неподвижный транспорт.

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

26

Зачем нам два уха и два глаза? Сверхзвуковая скорость-инструмент пастуха.

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

27

Компьюторный мультфильм, как научное пособие. Надувайся и ты победишь!

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

28

Летоисчисление.

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла  Выполняют  тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам.

29

 Куры и гуси. Раз – и вымыт глаз.

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

30

Птичьи консервы. Тюлени и неуклюжие, и ловкие.

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого.

31

Как придумали буквы? Китайская грамота.

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

32

Тормоза для корабля. Марсианские шоферы.

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

33

Умелый пекарь.

Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

34

Выставка творческих работ.

 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Наименование  объектов  и средств  материально – технического  обеспечения

Количество

Примечание

1.

Печатные  пособия

1.1

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.-Москва,2013 г

20шт

1.2

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. Авторская методика: 3-й класс.-Москва,2013 г

20шт

1.3

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва,2013 г

20шт

1.4

Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //

1

1.5

Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов- н Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.

1

1.6

Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008.

1

1.7

Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.

1

1.8

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

1

1.9

Детские книги

1.5

Экранно – звуковые  пособия

2.

Аудиозаписи художественного исполнения  изучаемых произведений

2.1

Видеофильмы

2.2

Технические средства  обучения

3

Классная магнитная  доска

3

3.1

Мультимедийный проектор

3

3.2

Компьютер

3

3.3

Сканер

1

3.4

Принтер лазерный

1

3.5

Экран

3

3.6

Цифровые и электронные  образовательные  ресурсы

4.

http:/umk-garmoniya.ru/literat/

4.1

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru

4.2

Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

4.3

http://www.nachalka.com/

4.4

http://www.zavuch.info/

4.5

Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph

4.6

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

4.7

-Методический центр:   http://numi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год.

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы  Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год, которая разработана в соответствии с   Федеральным гос...

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Рабочая программа, составленная на основе авторской программы (Лутцева Е.А.).Технология. 2 класс. УМК "Школа 21 век"

Рабочая программа по предмету технология авт. Лутцева Е.А. УМК "Школа 21 век"...

Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке Начальная школа 21 века 4 класс

Рабочая   программа Литературное чтение на родном русском языке...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...