Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Зарипова Виолетта Васильевна

Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Скачать:


Предварительный просмотр:

02.02.2023                        

Литературное чтение 4 класс

Тема: Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Цели урока:   

  • познакомить учащихся с новым разделом ;
  • расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  • отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации;
  • развивать любовь к природе ;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить доказывать свою точку зрения.
  • Развитие умения  выразительно читать произведение  и отвечать на вопросы по содержанию.

 Развивающие:

  • Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • - Развитие умения  выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища,  обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
  • Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
  • Воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;
  • Воспитывать интерес к литературе;

УУД:

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, презентация, выполненная в программе PowerPoint, учебник Литературное чтение  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 часть

Формы  работы:         фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока:

Этапы

Показатели реального результата решения задачи

УУД

1

Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

Мотивация (эмоциональная , содержательная, социальная)

 

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сядьте ровно, выпрямите спину.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку: лежат ли у вас на партах учебники литературного чтения?

Хорошо.

-На партах у вас лежат лампочки зеленого и красного цвета, зеленый цвет – передаёт наше отличное настроение, значит - мы готовы к уроку, с нетерпением ждем изучение новой темы.

Красный цвет – мы немного устали, что-то нам немного грустно, но мы хотим изучить новую тему, чтобы к концу урока поднять своё настроение.

-А какого цвета ваше настроение, поделитесь пожалуйста. 

-Я надеюсь, что вашего хорошего настроения хватит на целый урок.

Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний (по мере необходимости).

Проверка домашнего задания

-На предыдущем уроке вы прошли тему «М.Цветаева, С.Есенин. Стихи» и завершили раздел.

Давайте вспомним, какое произведение Есенина читали?

+Бабушкины сказки.

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов.

3

Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока

- Ребята, мы переходим к изучению нового раздела, а как он называется попробуйте узнать прослушав музыкальное произведение.

- Чему будут посвящены произведения?

+Природе…

-Как вы предполагаете как будет называться новый раздел?

+«Природа и мы».

-Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе?

- о природе.

- Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг

- Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…»)

- Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк)  

-А чтобы узнать о ком или о чем мы будем сегодня читать, я вам предлагаю отгадать загадку:

Прекрасней птицы в мире нет.
Как благороден силуэт!
И верность этих птиц друг другу
Поэтами воспета всюду.

+Лебедь

-Как вы думаете, почему об этой птице?

+лебедь встречается героем в произведении.

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы.

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;

4

Решение учебной задачи (усвоение  новых знаний и способов действий).

Правила, понятия, алгоритмы

-Каким вы видите Д.Мамин-Сибиряка? (ответы детей)  

- Откройте учебник на 76 странице

-Исходя из этого давайте определим тему урока.

+ Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество)

- А какую цель мы поставим на урок?

+ Знакомство с рассказом Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» .

- Верно!

- Но для достижения этой цели нам необходимо определить ряд задач. Дополните предложение словом.

1.  Изучить, повторить биографию … .

2. Провести словарную работу, выяснить … непонятных слов.

3. Познакомиться с … .

-Верно! Молодцы!

- Ребята, сейчас вам необходимо самостоятельно прочитать биографию писателя-натуралиста. И ответьте после прочтения на вопросы:

-Выбрать портрет автора. Ответить на вопросы

1. Когда родился писатель?

2. Где родился?

3. Какая настоящая фамилия?

На выполнение этого задания у вас 2 минуты.

ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся. (приседания)

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре.

Коммуникативные:строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.

Регулятивные

Личностные

Здоровьесберегающие

5

Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала)

- Итак,  мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

Словарная работа

-В тексте могут встретятся неизвестные слова. Предлагаю вам самим предположить их значения . Возвращаемся к своим рабочим листам «Мини - проект».  Соотнесите слова с их правильными значениями.

-… прочитай, пожалуйста первое слово и значение, которое ты выбрал(а).

-

                      Работа с текстом

- Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

-( Чтение произведения учителем и учениками по фрагментам, использование аудиокниги)теперь продолжает чтение….

- Открываем с. 76 учебника , ставим пальчики, следим по учебнику.

-Читаем по цепочке

Познавательные: прогнозировать, предполагать, устанавливать взаимосвязи.

Познавательные: выделять существенную информацию.

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему.

- Понравился рассказ?

+

- Кто главные герои рассказа? Напишите пожалуйста  в своих мини-проектах.

- От чьего лица ведется рассказ?

+от имени автора

- Почему автор назвал это произведение именно так? Объясните.

- Почему старик взял лебедя себе?

+

- Почему он не подрезал приемышу крылья?

+

.

7

Контроль и самопроверка знаний.

- Сейчас я даю вам 5 минут, вы быстро пробежитесь глазками по тексту и мы заполним с вами таблицу. Вам необходимо отметить «+» или «-» высказывания. Если оно верное, то «+». Если неверное – «-». Работаем самостоятельно.

На выполнение этого задания вам отводится 1 минута

Высказывание

Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день

+

Встретила героя рыжая собачонка

-

Собачонку звали Соболько

+

Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляля хвостом

+

В избушке героя встретил хозяин

-

«Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке»

-

Хозяина избушки звали Тарас

+

-Давайте, проверим высказывания.

-Как вы думаете, чем закончится произведение?

Познавательные: прогнозировать, предполагать, устанавливать взаимосвязи.

Познавательные: выделять существенную информацию.

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения.

Познавательные: выделять существенную информацию.

8

Рефлексия (знаниевая)

Рефлексия

( эмоциональная)

-Какую цель вы перед собой ставили?

- Достигли ли цели?

-Какие трудности испытывали?

- Я узнал…

- Я научился…

- Для меня стало новым…

- Я понял, что могу…

- Мне понравилось…

- Меня удивило…

- Я приобрёл…

-  Мне захотелось…

- Меня воодушевило…

- Я могу похвалить себя за то, что …

- Оцените свою работу, подняв карточку зеленого или красного цвета. Зеленый – я разобрался в теме, все было понятно. Красный – я хочу узнать гораздо больше информации о авторе. Можно поднять сразу 2 цвета.

Коммуникативные:строить диалог, задавать вопросы.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание.

1 уровень – читать стр.76-81

2 уровень – читать стр. 76-81 + рисунок

3 уровень – читать стр. 76-81, +рисунок + составить сказочное продолжение рассказа.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.  

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Дмитрий НаркисовичПисала сама любовь" | Русское географическое общество

Мамин – Сибиряк

1.Родился в________

2.Где родился:______

__________________

3.Настоящая фамилия:__________

__________________

Брюсов стихи: читать стихотворения валерия брюсова - лирика, произведения  русского символиста серебряного века - Изучаем поэзию



Предварительный просмотр:

Сказки Мамин-Сибиряк. Читайте онлайн с иллюстрациями.

Дмитрий Наркисович

Мамин - Сибиряк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"

Цели: расширить знания  учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Флипчарт для урока литературного чтения в 3 классе по теме :"Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Флипчарт для урока литературного чтения в 3 классе по теме :"Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" можно использовать на интерактивной доске любого типа. При создании флипчарта использовались программы ActivI...

Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш". 4 класс.

Конспект урока литературного чтения по теме: "Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс, презентация к уроку....

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"

Литературное чтение 3 классТема  «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...