Конспект урока литературного чтения "Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Людмила Александровна Булгакова

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко". Начало урока и конец урока -  в стихах, физкультминутка на сказочную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, 2 «В»  класс, «Школа России»

Учитель: Булгакова Людмила Александровна.

Тема: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Цели урока: ознакомить детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; совершенствовать навык чтения, развивать речь, внимание,  обогащать словарный запас; учить находить главную мысль в произведении; учить находить в абзаце слова, несущие основное содержание и смысл произведения; воспитывать стремление заботиться об окружающих.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, книги русских народных сказок о животных, презентация к уроку, учебники литературного чтения.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу вы впускайте!

II.        Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения Ю. Мориц. Выставление отметок  5 – 6 человек.

  1. Постановка цели урока: Добрую сказку знаю я с детства,

        Хочу, чтобы сказку узнали и вы.

                                          Пусть подкрадётся к самому сердцу

                                          И зародится в нём зерно доброты.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. Откройте учебники, прочитайте название сказки. Кто автор? (Автора у сказки нет, так как сказка народная.)

-Кого мы видим на иллюстрации? {Петушка и курочку.)

 - Как вы думаете, о ком пойдет речь в сказке?

IV.        Изучение нового материала

-        Сейчас вы самостоятельно прочитаете сказку, и мы проверим, насколько внимательны вы были при чтении.

Первичная проверка понимания:

-        Понравилась сказка?

- Что случилось с петушком?

-  Назовите всех действующих лиц, которые помогали курочке спасти петушка. (Петушок, курочка, хозяйка, корова, хозяин, кузнец.)

Героев сказки учитель может записать на доске. (   Записаны на карточках)

-Что могло произойти, если бы кто-то не помог курочке?

-Почему они помогали курочке?

-На сколько частей можно разделить сказку? (На шесть.). Просмотр презентации.

V.        Физкультминутка:  Сказка даст нам отдохнуть,

                                               Отдохнём -  и снова в путь!

                                               Нам советует Мальвина:

        - Станет талия осиной.

                                               Если будем наклоняться

                                               Влево -  вправо десять раз.

                                               Красной Шапочки совет:

                                               - Если будешь прыгать – бегать,

                                               Проживёшь ты много лет!

                                              Дала нам сказка отдохнуть.

                                              Отдохнули? Снова в путь!

VI.        Закрепление изученного материала

1. Подготовительная работа.

(Для того чтобы совершенствовать навыки чтения и пересказа, используется следующий прием - подчеркивание слов, несущих основной смысл и содержание произведения. Дети вместе с учителем подчеркивают слова).

Возьмите в руки простые карандаши. Давайте в первой части сказки подчеркнем опорные слова. (Торопился, подавился, бобовое зернышко, словно мертвый лежит.)

Найдите опорные слова во второй части. (Перепугалась, курочка, бросилась, маслица, горлышко смазать.)

Попробуйте самостоятельно найти главные слова в третьей части. Давайте проверим, что получилось? (Курочка, бросилась, молока, собьет маслица, смажу горлышко.)

(В остальных частях дети должны самостоятельно выделять слова для подчеркивания. Один ученик вслух объясняет свой выбор, остальные дети подчеркивают за ним. Следующая часть -  другой ученик и т. д.

Когда содержание усвоено, нужно обратить внимание детей на тревогу курочки за петушка.)

-        Скажите, курочка переживала за петушка? Подтвердите   свой ответ словами из текста.

(Дети при помощи выделенных слов быстро определят, что курочка заботилась о петушке и любила его.)

Что вы думаете о петушке, понял ли он, сколько хлопот он доставил курочке? (Петушок был беззаботным, непослушным, поэтому с ним и приключилась такая беда.)

Подумайте, изменится ли смысл сказки, если хозяйка даст курочке маслица.

Соотнесите содержание сказки с пословицами, данными на странице 34.

2. Повторное чтение.

На доске записаны столбики слов:

Курочка:        Петушок:

при-го-ва-ри-ва-ет        то-ро-пил-ся

пе-ре-пу-га-лась        по-да-вил-ся

бросилась со всех ног

-        Прежде чем мы с вами прочтем эту сказку еще раз, давайте

потренируемся и прочтем сложные слова. Они записаны

на доске.

Дети читают хором, вместе с учителем.

-        А теперь давайте прочтем эту сказку еще раз.

VII. Итог урока        

- С какой новой сказкой познакомились сегодня?

-  О ком эта сказка?

- Назовите всех действующих героев.

- Помогли герои курочке спасти петушка или нет?

- Можно ли их назвать настоящими друзьями? Как бы вы поступили на месте курочки? Что вам больше всего понравилось в сказке?

- Были ли у вас такие ситуации, когда кому-нибудь требовалась ваша помощь?

VIII. Комментирование домашнего  задания:

Прочитать сказку и подготовить пересказ сказки по рисункам. Озаглавить каждый эпизод.

Окончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

- Отдыхайте, дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония" “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель:познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.Задачи урока:образовательные:  познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,способствовать формированию у у...

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Русская народная сказка «Петр и Петруша» .

Это разработка урока по сказке "Петр и Петруша". Тема сказки очень нравится учащимся, они очень живо обсуждают поступки героев и пытаютя объяснить их....

Конспект урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны

Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки»...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....