Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.
учебно-методический материал по чтению

Рожнова Наталья Васильевна

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». И в этом могут помочь интерактивные методы, которые сполна отвечают данным требованиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Дидро

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В. Сухомлинский

        Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

        Социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». И в этом могут помочь интерактивные методы, которые сполна отвечают данным требованиям.

        Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс, в условиях постоянного, активного взаимодействия, базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – класс, учащийся – учащийся, группа – группа. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

        Познакомлю с некоторыми интерактивными методами, формами и приёмами работы, которые использую в своей педагогической практике.

Антиципация

        Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста. Поэтому на первом этапе работы с текстом до начала  чтения важно развитие такого читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Например, произведение Н. Сладкова «Еловая каша»

- Переставьте буквы и прочитайте фамилию автора, с произведением которого нам предстоит познакомиться.  (ЛДАСОКВ – Сладков)

- Знаком ли вам автор, какие произведения вы читали?

- Предположите, о чём может пойти речь в данном произведении? (Произведения Н. Сладкова ребята уже читали, поэтому легко догадаться, что о природе, о животных.)

- Прочитайте первое предложение. Согласны ли вы? (У всех день рождение – радость.)

- Прочитайте второе предложение. Как вы думаете, почему? (А у клестят – беда.)

Мозговой штурм

        Данный приём позволяет активизировать учащихся, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

- Какие виды русских народных сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, о животных.)

- Назовите характерные черты каждого вида сказок.

Дерево предсказаний

        Приём помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Приём был разработан американским учёным Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. После того как определена тема урока, следует задание.

- Напишите на листьях дерева, что вы ожидает от сегодняшнего урока.

В конце урока, на этапе рефлексия, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

Логическая цепочка

        Приём помогает запомнить и осмыслить большой объём информации, выявить закономерность каких – либо событий, явлений. Приём работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Суть приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах, парах, самостоятельно на уроках или задания на дом.

Например, при изучении биографии А. Пушкина.

Москва – книжка – бабушка и няня – 7 сказок.

Кубик Блума

        Приём технологии критического мышления. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови
  • Почему
  • Сравни
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. На начальном этапе введения данного приёма вопросы формулирует учитель, в дальнейшем учащиеся составляют сами.

Например, при изучении произведения А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Назови главных героев сказки.
  • Почему старик отпустил рыбку?
  • Сравни старуху и рыбку.
  • Предложи, как поступить старухи после того, как она опять осталась у разбитого корыта.
  • Придумай имена старухе и старику.
  • Поделись, какие чувства у тебя вызывает старик?

Игра «Верно – неверно»

        Приём работает на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена информация.

Например, по произведениям А. Пушкина.

  • Семь богатырей каждый день рыбачили.
  • Царевна съела персик.
  • На острове, где стал жить Гвидон с матерью, рос дуб.

Синквейн

        В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

        Правила составления синквейна на примере произведения Н. Сладкова «Еловая каша».

Форма

Содержание

Пример

1

Одно слово – существительное.

Имя объекта

клестята

2

Два слова – прилагательные.

Свойства объекта

маленькие

голые

3

Три слова – глаголы.

Возможности объекта (действия)

вывелись

пищат

спят

4

Четыре слова – отдельные слова, словосочетания, предложение.

Ваше личное отношение к объекту.

Можно и зимой родиться.

5

Одно слово - синоним

Вывод, заключение

крепыши

Кластер

        Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Пример кластера по произведению К. Паустовского «Заячьи лапы».

Карусель

        Чаще использую на уроках развития речи. Класс делится на несколько групп. Каждая выбирает себе тот пейзаж, который больше всего понравился, и под ним на листе за 1 минуту описывает, какой именно лес здесь изображён, подбирая образные слова и выражения. Затем группы меняются местами, дополняя пейзаж своими словами. Группы возвращаются на исходные места и защищают свои наработки.

Поиск соответствий

        Приём, в котором учащиеся определяют соответствие слова или выражения описанию.

- Выберите имена прилагательные, характеризующие черты характера главных героев. (Каждая группа получает своего героя.)

- Опишите героя, используя эти имена прилагательные.

Выводы:

  • Успешность обучения учащихся напрямую зависит от наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
  • Положительный результат обучения свидетельствует об эффективности применяемых интерактивных технологий, способствующих развитию личности ребёнка.
  • Применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...

Статья " Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения".

Поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО....

Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"

В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...