Открытый урок по литературному чтению 3 б класс Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Журавлева Надежда Сергеевна

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Задачи:

1.     учить осознанному чтению; сопереживать вместе с автором;

2.     развивать критическое мышление и речь учащихся;

3.     правильно вести себя в природе и находить правильный выход из сложившихся ситуаций.

4.     воспитывать детей видеть себя и природу как одно целое

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 3 класс 1

Слайд 2

След: Отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-либо поверхности. Углубление или полоса, остающиеся от чего-либо движущегося по поверхности. Углубление, знак, метка на чем-либо от прикосновения, надавливания, царапания.

Слайд 3

В.В. Бианки «По следам» 3

Слайд 4

Умения: Работать с текстом Отвечать на вопросы Объяснять непонятные слова Озаглавливать Общаться и понимать друг друга Сотрудничать

Слайд 5

5

Слайд 6

Что за зверь диковинный? Суровы ли законы зимнего леса? Тема: В.Бианки «По следам» К то герои? Где будут происходить события? Чьи следы? По чьим следам отправятся герои рассказа?

Слайд 7

Словарная работа: Куропачей пострелять - сапоги валенные – без дела валандался – охота пуще неволи – фузея , берданка - куропаток валенки бездельничал очень желать чего-то ружьё

Слайд 8

8

Слайд 9

Озаглавить части. 1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!» 9

Слайд 10

Работа по рядам в парах 1 ряд Выписать звуки леса, встречающиеся в тексте. Почему так мало звуков слышно в лесу? 2 ряд: Найти в тексте, как вел себя отец. Выписать глаголы. 3 ряд: Найти в тексте цитату для заголовка. Подсказка. (Какое главное действие совершает лесник?)

Слайд 11

Озаглавить части. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!» «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?» 11

Слайд 12

Темь в лесу – хоть плачь Еловые лапы Деревья плотной стеной В голос тянут Вой оборвался Тишь такая – прямо ушам больно Двинулся наугад 12

Слайд 13

Озаглавить части. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!» «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?» « Пропал парнишка! » 13

Слайд 14

Словарная работа: белотроп – мышковать – малики – н атропили - следы от лыж охотиться на мышей заячьи следы сделали тропинки из следов

Слайд 15

Следы каких лесных животных обнаружил лесник? Лыжня Егорки Следы сорок и мышей След белки ? Куропатки Малики (зайцы)

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 18

Озаглавить части. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!» «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?» « Пропал парнишка! » «Глядит лесник на снег и все понимает: где Егорка шёл и что делал.» 18

Слайд 19

Суровые законы зимнего леса Нужно засветло возвращаться к жилью. Уметь «читать» следы. Ориентироваться на местности. Знать повадки зверей. ………. ……… 19

Слайд 20

Что за зверь диковинный? Тема: В.Бианки «По следам» К то герои? Где будут происходить события? Чьи следы? По чьим следам отправятся герои рассказа? Суровы ли законы зимнего леса? Егорка В лесу Диковинного зверя Егорка по следам зверя, отец по следам сына Суровые законы жизни леса.

Слайд 21

Домашнее задание Дочитать рассказ. Закончить цитатный план. 21

Слайд 22

Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами. 22

Слайд 23

23



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тайшета

Открытый урок по литературному чтению

3 б класс

Тема: Суровые законы жизни зимнего леса

             (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Подготовила: учитель начальных классов

 МКОУ СОШ № 2 г.Тайшета

Журавлева Надежда Сергеевна

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Журавлева Надежда Сергеевна,  учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

Тема: Суровые законы жизни зимнего леса.(по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Задачи:

1.     учить осознанному чтению; сопереживать вместе с автором;

2.     развивать критическое мышление и речь учащихся;

3.     правильно вести себя в природе и находить правильный выход из сложившихся ситуаций.

4.     воспитывать детей видеть себя и природу как одно целое

УУД:

Личностные УУД

- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

- смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »).

- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» и т.д.

- оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Познавательные УУД

Общеучебные  универсальные  действия:

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- смысловое чтение;

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Логические универсальные действия:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

- планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником);

- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка;

-коррекция и оценка действий одноклассника;

-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- участвовать в работе пары, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Регулятивные УУД

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, таблицы, компас, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Положительный психологический настрой

 Добрый  день и  добрый  час

Я  снова  рада  видеть  вас.

Друг  на  друга  посмотрели

И  тихонечко  все  сели.

Настраиваются на работу.

Регулятивные: настраиваются на работу по предложенному плану.

Коммуникативные: обращаются к своим друзьям с пожеланиями.

Личностные: положительно относятся к школе, доброжелательны к своим одноклассникам.

2. Постановка учебной задачи. Открытие темы урока.

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом до чтения

 Подумаем, для  чего  мы  начинаем  каждый  наш  урок?

Посмотрите, что я принесла на урок.

Учитель: Скажите, для чего человеку нужен компас?

Учитель: Представьте себе, что вы заблудились в лесу и у вас нет компаса. Что делать?

Учитель: Правильно ребята, по своим следам мы можем найти обратную дорогу. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?

– Что такое след?

– Когда и на чем отчетливо видны следы животных в лесу?

Откроем учебники на странице 66.

Учитель: Прочитайте, как называется новое произведение?

Учитель: Кто автор этого произведения? Какой будет тема урока?

- Какие умения нам помогут при  знакомстве  с  произведением?

Пролистайте произведение В. Бианки. К какому жанру оно относится? Почему? - Рассмотрите внимательно иллюстрации.

Предположите,  чем может быть это произведение?

Какие вопросы у вас возникли?

Это и будет наш план работы

Я хотела бы к этому списку добавить и свой вопрос: «Суровы ли законы зимнего леса?»

- Как, думаете, почему такой вопрос?

Давайте проверим наши предположения.

По ходу чтения будем составлять цитатный план.

Чтобы  учиться и получать  новые  знания

В руках компас.

Чтобы ориентироваться на местности. Чтобы не заблудиться в лесу.

 Выбираться. Ориентироваться по звездам. По мху на стволах деревьев. По своим следам.

 О следах.

 

 

 

 

 «По следам»

Виталий Бианки

 

Знакомство с произведением В.Бианки «По следам»

Работать с текстом, отвечать на вопросы, объяснять непонятные слова, озаглавливать.                

Общаться и  понимать  друг  друга,   сотрудничать;

Рассказ ( небольшой по объему, немного героев, описано одно событие)

О следах.

Кто герои? Где будут происходить события? Чьи следы? По чьим следам отправятся герои рассказа?

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; прогнозируют результаты усвоения изученного материала.

Познавательные: осуществляют анализ алфавита по порядковому расположению букв в нём, делают сравнения и добывают необходимую информацию.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; умеют работать в парах.

Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.

 

 

 

 

 

  Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю,

 

 .

Личностные: развивают познавательные интересы

Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; умеют работать в парах.

Познавательные:

Умение анализировать, делать выводы.

 Работа над новым материалом

 Работа с текстом во время чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа с текстом после чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

Домашнее задание.

 

1. Первичное чтение (комбинированное).

Часть 1 читают учащиеся + учитель( диалоги) по абзацам. По ходу чтения словарная работа.

Задание. Установить Кто герои?

Собрать информацию о героях. Найти в тексте предложения, фразы, в которых говориться о героях. При чтении рассказа будут встречаться непонятные слова, я их выписала на слайд. По ходу чтения попытаемся их объяснить. Как встретится данное выражение, приостанавливаем чтение.

Вопрос после чтения части 1:

-Кто герои?

- Где живут Егорка и его папа?

– Что узнали о героях?

Почему Егорке стало скучно?

-Какое наставление дает отец сыну?

-Почему?

Словарная работа. (По ходу чтения)

– Объясните следующие слова и выражения:

• стадо куропачей (стая куропаток);

• сапоги валеные (валенки);

• без дела валандался (бездельничал);

• охота пуще неволи (очень желать чего-то);

• фузея, бердана (объяснения в тексте).

Зачем Егорка захотел идти в лес?

Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика?

Какую цитату возьмем для заголовка?

-Какое учебное умение выполняли?

- А как вы думаете, удастся ли ему выследить зверя?

- Давайте продолжим чтение и узнаем, получилось это у него.

Чтение 2 части про себя.

- Что вы чувствовали, когда читали часть?  Когда лесник заволновался, что нет дома сына? Что услышал лесник? Отчего он вздрогнул?

Работа в парах по рядам. ( таблица)

1.Звуки леса. (выписать звуки леса встречающиеся в тексте.) (стук топора, звук пальбы, тишина леса, сук не трещит, вой волков, звук выстрела)

 - Почему так мало звуком слышно в лесу? (Потому что зимой мало живности, уже ночь на дворе, холодно и все спрятались в норах)

2.Найдите в тексте, как вёл себя отец. Выписать глаголы. (Поел, вышел, прислушался, стоит, вздрогнул, екнуло в груди, заскочил в избу, выбежал, вскинул двустволку).

- Почему в такой последовательности автор использует эти слова?

3.Озаглавьте часть цитатой. наводящие вопросы: Какое главное действие совершает лесник? - слушает)

Какое учебное умение выполняли?

Как вы думаете  отзовётся ли Егорка?»

– А какой след в лесу оставил мальчик?

- Что произошло в лесу с Егоркой, ваши предположения.

Чтение 3 части рассказа.

Слушают аудиозапись.

Вопросы после чтения.

- Что вы почувствовали, прослушав  эту часть? О чем задумались?

  - Объясните значение слов и выражений:

Темь в лесу – хоть плачь – темно; от страха хочется плакать.

Еловые лапы – ветви ели.

Деревья плотной стеной – густой, частый лес.

В голос тянут – воют хором.

Вой оборвался – стало тихо.

Тишь такая – прямо ушам больно – очень тихо.

Двинулся наугад – шел, не зная дороги.

- О чем говорится в этой части? – Какую цитату выберем для  заголовка  этой части. Подчеркнем.

  - Что будет делать лесник дальше?

Какое учебное умение выполняли?

6. Чтение четвертой части рассказа.

Учащиеся читают вслух по цепочке. (Комментированное чтение)

Словарная работа.

Вопросы в ходе  чтения.

– Объясните выражение «мутный забелел свет за окошком». 

– Почему лесник так изменился?

 Зачем отправился лесник в лес?

– Почему он мог «читать по снегу, как по книге»? 

– Какие птицы оставляют следы крестиком?

– Что вы узнали про сорок?

– Какие следы у белки?

– Объясните значение слов и выражений.

Наст – слой снега.

Малики – заячьи следы.

Густо натропили зайцы – много заячьих следов.

Лыжные борозды – следы от лыж.

Лихой охотник – настоящий, отважный охотник.

– По каким следам шел лесник?

Составить цепочку следов.

- Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына?

 -Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

– Закончился ли путь лесника по следам?

-Какую цитату выберем для заголовка?

Вспомните по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в прочитанных частях рассказа.

Посмотрите на слайд и скажите: следы  какого зверя лишние? (следы лося)

- Почему Егорка попал в беду? Какие законы он нарушил?

Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам?

Какие это законы?

Попытайтесь их сформулировать

-Какой  была  тема урока  сегодня?

- Состоялось  ли  наше  знакомство  с  произведением?

- На  какие  вопросы  мы  уже  получили  ответ?

- На какие вопросы мы не нашли ответ?

   - А что делать с этими вопросами?  Что для этого надо?

-Выберите выражение , который характеризует вашу  работу  на уроке :

Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами.

Зажмите руку в кулачок и:

- кому было интересно – разожмите мизинец;

- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

- кому работа в паре была полезна – средний;

- кто был активным на уроке  – указательный;

- кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

Итоговая самооценка.

Кому сегодня было все понятно и легко работалось?

У кого возникали трудности? Какие?

Домашнее задание.

Прочитать  5 -8 главы  рассказа.

  Закончить  цитатный план.

Дочитать рассказ, закончить цитатный план.

  

Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…)

 (Вернуться домой до сумерек)

(Может случиться беда, если нарушить этот закон жизни)

 

 

 

 

 

 ( «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»)

 

 

 

 

 Тревогу,напряжение.

Когда стало темнеть, ужинать пора. Слышал выстрелы 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 (нарастает напряжение, волнение)

 

 

 («Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»

 

 

 

 

 

 

 След лыж, валенок и т.д.

 Читать дальше произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(тихо, темно)

 

Как лесник искал в ночном лесу сына.

(«Воют – пока, значит, ещё не добрались…»)

Пропал парнишка….

 

 

 

 

 

 

 

 

(Начало рассветать.)

Не спал. Переживал.

 (Знал особенности животных.)

 

 

 

 

 

 

 

 

http://pandia.ru/text/77/494/images/image001_60.jpg

 Гордится сыном.

Да. Надеется на спасение сына.

 Нет.

 «Глядит лесник на снег и все понимает: где Егорка шел и что делал.»

 «Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся»

 

 

(Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)

(дочитать рассказ)

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю.

Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы.

Познавательные: знако

мятся с новой информацией; проявляют умение в её применении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю,

Личностные:

Умение проявлять эмоциональную реакцию на картины природы.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют работать по предложенному плану.

Познавательные: овладевают приёмами  выборочного чтения текста, умением находить необходимую информацию.

Коммуникативные: работают коллективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: Совершенствуют устную речь.

Личностные: Формирование нравственных качеств.

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

проявляют активность в коллективной деятельности

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: осваивают умение находить необходимую информацию, проводить анализ, делать сравнение.

Коммуникативные: работают в парах; умеют оформлять свою мысль в устной речи; строят высказывания.

 

 

Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осуществляют самоорганизацию.

Коммуникативные:

чувствуют

 ответственность не только за себя, но и за других.

Познавательные:

 анализируют, делают выводы.

Регулятивные: наблюдают, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.

Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение.

Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания.

Личностные:

Формируют  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  

 

 

Самоанализ урока литературного чтения.

Тема урока: Суровые законы жизни зимнего леса (по рассказу В.В.Бианки «По следам») УМК « Школа 2100»

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Поет зима, аукает…. ». При  планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Тип урока – урок  открытия нового знания.

Цели: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Задачи:

1.     учить осознанному чтению; сопереживать вместе с автором;

2.     развивать критическое мышление и речь учащихся;

3.     правильно вести себя в природе и находить правильный выход из сложившихся ситуаций.

4.     воспитывать детей видеть себя и природу как одно целое.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей  читательской деятельности.

2.Умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),

Метапредметные:

Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.

4.Терпимое отношение к мнению других читателей.

Познавательные УУД

1.  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2.Выразительно читать  текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

4.Умение работать в паре , принимать участие в коллективном

обсуждении проблем.

 5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) .

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

      Урок проводился  с использованием  проблемной ситуации , что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.

 В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать  умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать   саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров,  учить познавать мир во время чтения и слушания.

       Начало позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Следующий  этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Деятельность учителя состояла в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе. 

На данном этапе формировала  регулятивные УУД,  готовность обучающихся  к преодолению трудностей, учила определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с информацией. Дети читали, слушали текст, используя предложенные активные методы чтения.

Приёмы на данном этапе были следующие:

  • постановка проблемы
  • различные виды чтения;
  • работа с иллюстрациями;

При использовании  этих приёмов, ребенок  учится слушать, выразительно читать, вступать в диалог. Здесь имело место применение  коммуникативных УУД.

   При  работе с иллюстрациями  формировала  познавательные УУД , где  учила  детей работать с книгой и извлекать  необходимую информацию.  

       На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный и частично–поисковый метод использовался на каждом этапе урока.

      Частая смена деятельности позволили мне   поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходилось  много анализировать, обобщать, делать умозаключения. В течение всего урока учила  детей  давать полные ответы  и с точностью выражать свои мысли -  это  коммуникативные УУД. На уроке чтения  обязательно  нужно учить составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях). Эта работа формирует  предметные УУД.

     В урок я включила самостоятельную работу. Детям были даны  карточки, чтобы при помощи взаимопроверки  оценили  знания друг  друга. При работе в  паре  ребята учились слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать. На данном этапе формируются  коммуникативные УУД и регулятивные УУД.

     Задания были  подобраны соответственно возрасту. Я составляла  такие задания, которые бы требовали от ребят сообразительности,  гибкости  мышления. Подбирала  задания, чтобы дети умели работать с текстом, умели ориентироваться в учебнике -  это познавательные УУД. При работе использовала различные виды чтения: чтение по предложению, выборочное чтение, самостоятельное, комбинированное. Эти упражнения способствуют развитию интереса к чтению, снимают утомляемость.  

Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока.

Все этапы урока связаны между собой. Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение  физминутки.

Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Во время работы я давала возможность ученикам высказывать своё мнение.

      Считаю, что все поставленные на уроке цели и задачи, были реализованы. Ребята усвоили материал, с учётом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнила.

     Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии. Презентация, звуковое оформление,  минутки здоровья  способствовали более эффективному проведению урока.

Рефлексия: в конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, оценена деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Открытый урок по литературному чтению 1 класс " Первая охота" В.В..Бианки

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Жигарева Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 439 »Интеллект» Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота" Цель: Форми...

Суровые законы жизни зимнего леса. Рассказ В. Бианки «По следам».

Урок по литературному чтению в начальной школе. По произведению В.Бианки "По следам"...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Суровые законы жизни зимнего леса"(по рассказу В.Бианки "По следам")

Данный конспект урока литературного чтения в 3 классе составлен по программе "Школа 2100". Целью урока является создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эм...

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса"....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс . Тема: Л.Н. Толстой "Акула"

На данном уроке  учащиеся закрепляют умения составлять план рассказа, характеризовать героев рассказа. урок проводится с применением презентации. Способствует формированию читательской компетенци...