Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Как Илья из Мурома богатырем стал»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гривачева Ирина Ивановна

Тема:  «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Цели:  а) учебные:

  •  познакомить с разновидностью фольклорного жанра – богатырской сказкой.
  •  учить определять сказочные приметы.
  •  обучать приемам осмысления прочитанного.
  •  совершенствовать технику чтения.

 б) развивающие:

  •  посредством данного произведения развивать речь учащихся.
  •  расширять кругозор.
  •  обогащать лексику.

 в) воспитательные:

  •  прививать художественный вкус.
  •  расширять интерес учащихся к историческим корням России, жизни предков.
  •  воспитывать чувство патриотизма и любви к своему Отечеству.

 

Оборудование: а) картина В. Васнецова «Богатыри»

                                  б) иллюстрации с изображением богатырей, доспехов, сказителей         

                                      русских былин.  

                                  в) листочки для составления вопросов к тексту.

                                  г) карточки или веера для рефлексии.                                     

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по литературному чтению во 2 классе

 «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Автор-разработчик:

учитель начальных классов

Гривачева И.И.

2023 г.

        

Конспект

открытого урока по чтению во 2 классе

Тема:  «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Цели:  а) учебные:

  •  познакомить с разновидностью фольклорного жанра – богатырской сказкой.
  •  учить определять сказочные приметы.
  •  обучать приемам осмысления прочитанного.
  •  совершенствовать технику чтения.

 б) развивающие:

  •  посредством данного произведения развивать речь учащихся.
  •  расширять кругозор.
  •  обогащать лексику.

 в) воспитательные:

  •  прививать художественный вкус.
  •  расширять интерес учащихся к историческим корням России, жизни предков.
  •  воспитывать чувство патриотизма и любви к своему Отечеству.

Оборудование: а) картина В. Васнецова «Богатыри»

                                  б) иллюстрации с изображением богатырей, доспехов, сказителей          

                                      русских былин.  

                                  в) листочки для составления вопросов к тексту.

                                  г) карточки или веера для рефлексии.                                    

Ход урока

I Оргмомент.

Учитель. Осанка красивая. Плечи расправлены. Готовы к началу урока? Садитесь.

                   Сегодня  на уроке немного необычная обстановка. У нас присутствуют гости.

Итак, мы  начинаем урок.

Наш настрой:   « Читать, рассказывать, запоминать, чтоб с каждым днем все больше      

знать!»

II Проверка домашнего задания.

- Вспомните, какой раздел начали изучать? (Сказочные богатыри)

- С каким первым произведением вы познакомились? Дома вы еще раз отрабатывали выразительное чтение отрывка. Кто желает прочитать? (читают 2 человека)

- К сегодняшнему уроку вы также готовили письменное сообщение на тему: «Что я знаю о богатырях?» (читают 2 человека)

План

  1. Кто такие богатыри?
  2. Описание внешности.
  3. Одежда, оружие богатыря.
  4. Характер и поступки.
  5. Откуда впервые узнали о богатырях?
  6. Ваше отношение к герою.

- Как называются произведения, где главные герои богатыри?  (Былины)

- Что вы знаете о былинах?  (1 чел.)

III ОНЗ.

     О богатырях сочиняли не только былины, но и сказки. Одну из которых мы начнем сегодня читать, а в конце урока вы ответите на вопрос, который записан на доске:

 Вопрос: «Почему эта сказка носит название богатырской?».

1. Работа с текстом до чтения.

а) Прогноз.

Откройте учебники по закладке на странице 21.

     - О чем будет сказка?

     - Когда это происходило? По каким предметам вы поняли, что это было давно?

     2. Работа с текстом во время чтения.

I часть.

а) чтение про себя с подчеркиванием ключевых слов.

б) чтение вслух по абзацам.

в) чтение ключевых слов.

(Если  слова совпадают, учитель открывает карточки или называет правильный вариант)

     

                   г. Муром                            Иван Тимоф.

                                                                                                             Илья

                село Карачарово                        Ефрос. Як-на

г) фрагмент пролога сказки «Илья Муромец» (3 мин)

- А теперь давайте посмотрим начало этой сказки глазами художника -мультипликатора.

д) вопросы после просмотра:

  • Как звали родителей Илья?
  • Что огорчало их?

е) Физкультминутка «Гостьюшка».

II часть

а) Чтение вслух по абзацам (читает учитель и хорошо чит. уч-ся).

б) Комментарий и словарная работа по ходу чтения с подчеркиванием карандашом данных слов, подбор синонимов.

  • караулить – охранять, сторожить
  • застукался – постучал
  • схватывает – берет
  • выкушай – выпей, попробуй
  • не прекословил – не спорил
  • выпивает единым духом – быстро, залпом
  • тыны – забор из веток

   3. Работа с текстом после чтения

а) читательская «перестрелка», работа в парах. (составление вопросов к тексту II ч.)

    I ряд – с. 18-19

   II ряд – с. 19-21

  III ряд – с. 22-23

(учитель корректирует вопросы)

Вопросы ко II части (предварительные)

          1.Сколько лет болел Илья? (30 лет)

          2. Чем занимался, когда оставался один? (присматривал за домом)

с.18-19      3. Кто пришел в дом Ильи?  (странники)

          4. О чем попросили странники?  (чашу воды в полтора ведра)

          5. Сколько раз странники просили Илью принести воды?

  с. 20-21               6. Какое действие оказывала вода на Илью?

      7.  Какой наказ дали странники Илье?

          -  8. Кроме силы, что еще нужно было Илье?  (богатырский конь) 

IV Домашнее задание:

     с. 18-24 выразительное чтение по ролям эпизода встречи Ильи со странниками.

V Итог урока.

  1. Работа с проблемным вопросом.

- Итак, ребята, объясните, почему это произведение называется сказкой? (должны назвать сказочные приметы: зачин, троекратные повторы, чудо-сила)

- А почему богатырской?  (главный герой-богатырь)

- Есть в сказке эпизоды, которые говорят о том, что это могло быть на самом деле? (г.Муром во Владимирской области; Илья Муромец жил на самом  деле, похоронен в Киево-Печерской лавре, причислен к лику святых; странники – люди, странствующие, путешеств.)

2. Рефлексия.

   Ребята, оцените свою работу на уроке  (на карточках дети рисуют           

      или используют веера с зеленым и красным кружком)

      Урок окончен. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Кому счастье помогает? Дагестанская сказка "Богатырь Назнай"

Урок литературного чтения во 2 классе. Программа "Литературное чтение". Образовательная система "Школа 2100". Технология работы с текстом на уроке....

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".

Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Илья Муромец и Святогор"

Материал содержит подробный план - конспект к уроку....

Конспект урока по литературному чтению "Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях"

Подробный конспект урока для 4 класса с разнообразными творческими заданиями...

Былина "Как Илья из Мурома богатырем стал". Тест.

Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....