русский язык открытый урок
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ефимова Татьяна Николаевна

что такое корень слова? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_._2_kl.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема :  «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Цель:  научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), сформировать понятие «однокоренные слова», научить подбирать однокоренные слова.

Задачи:

Образовательные: 

Активизировать ранее изученные темы.

Повторить изученные признаки однокоренных слов. Проверить сформированность понятия «корень слова». Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Развивающие: 

 Развивать память и орфографическую зоркость. Развивать умение находить и подбирать однокоренные слова.

Воспитательные: 

Содействовать воспитанию у учащейся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать, высказывать свою точку зрения.

Место урока в разделе: 10

Тип урока: Открытие новых знаний

Основные термины и понятия:

  • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
  • 2. Корень – общая часть родственных слов.
  • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, окружающий мир

Планируемые результаты:

 Формируемые УУД:        

Предметные:  умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания   
                        корней;
                      - умение разграничивать родственные слова и слова с омонимичными корнями;
                      - закрепить представления о единообразном написании корня слова;
                      - обогащать словарный запас при подборе родственных слов;
                      - прививать интерес к русскому языку.

Метапредметные – развивать речь, путём составления предложения на основе рисунка;
                                - совершенствовать навыки составления текстов-доказательств, при объяснении выбора однокоренных слов;
                                - активизировать речь путём составления текстов рассуждений при объяснении правил проверки безударных гласных;
                                - развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, индивидуально, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение, самоконтроль и умение принять помощь по ходу выполнения задания; потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:  учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Личностные: мобильность, самостоятельность. Учащиеся должны уметь объяснять свое решение, выбор ответа, формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Познавательные:  осознанное  и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  и письменной форме.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего обучения

Оборудование: проектор, экран для просмотра презентации, раздаточный материал

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент

2 минуты

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.

Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу! Я желаю вам хорошего настроения на весь день!

 

Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, садятся на места.

II

1.

2.

3.

Актуализация знаний

Повторение пройденного

Определение темы

Физкультминутка для глаз

5 минут

2 минуты

2 минуты

2 минуты

Отгадайте загадку:

Кто стоит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

Как ласково можно назвать гриб?

Как называют человека, который собирает грибы?

Как называется дождь, после которого грибы начинают очень быстро расти?

В какую группу можно объединить слова: гриб, грибочек, грибник, грибной?

Давайте вспомним, что же такое родственные слова?

Мы с вами на протяжении второго урока говорим общая часть слова. Что же это за общая часть слова? Как она называется? Ведь практически все, что нас окружает, имеет части, и у каждой из них   свое название. Тело человека имеет части – это руки, ноги, голова. Тетрадь, в которой мы пишем, тоже имеет части – это обложка, листы, скрепки, которые их скрепляют. Окно имеет свои части – это рама и стекло. Растения имеют свои части – это цветок, стебель, лист, корень

О какой части сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

В высоту, к теплу и свету,
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастает в землю …

При чем же здесь растение и его корень? Ведь мы же говорим о словах. Сейчас попробуем разобраться.

Оказывается, слово «корень» имеет несколько значений

Посмотрите на слайд и назовите все лексические значения слова «корень»

Скажите, а как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

Какое из этих лексических значений мы возьмем сегодня с собой на урок?

Подумайте, как будут называться родственные слова, имеющие один и тот же корень?

Кто может назвать тему урока?

Физкультминутка для зрения (слайд )

 

 Гриб                                            

 Грибочек

Грибник

Грибной

 

Родственные слова                                                    

Это слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть

 

Корень

 

Читают

Многозначные

Корень слова

Однокоренные                                                          

Корень слова и однокоренные слова

Выполняют

III

1

Основная часть

Выделение корня слова

15 минут

13 минут

  Сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение и выбрать из него все слова, родственные слову сад

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад.

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот вам и садовод,

Иль садовник к нам идёт.

Очень - очень интересно

Погулять в саду словесном.

Откройте тетради, запишите дату, а затем эти слова. Вспомните правило написания слов. (у доски работает  ученик)

Как называется общая часть слова, мы с вами определили, это - …

Теперь нам нужно узнать, как корень обозначают на письме.

При помощи чего мы выполняем грамматическое задание: подчеркиваем, выделяем?

Посмотрите еще раз на слова и скажите, какая общая часть у этих слов?

Значит, корнем этих слов будет –сад-

Посмотрите на слайд.

            Главная часть слова – корень, на письме обозначают дугой.

Еще раз показ у доски с подробным инструктажем выделения корня.

 

 Слушают

Называют слова: рассада, посадки, садовод, садовник

Первое слово пишем с заглавной буквы, остальные через запятую с маленькой, в конце ставим точку.

Делают запись

Корень

При помощи карандаша

Сад

Выполняют работу в тетрадях

2

Физ.минутка

2 минуты

 

Выполняют  физ.минутку

IV

1.

2.

3.

Закрепление

Стихотворение

Синквейн

Игра «Редактор»

12 минут

5 минут

5 минут

4 минуты

 Прочитайте стихотворение

Обсудите в парах, какие однокоренные слова встретились в этом стихотворении.

Кто готов ответить?

Выпишите однокоренные слова из стихотворения: 1 ряд – вторая строка, 2 ряд – 3 строка, 3 ряд – 4 строка. Выделите корень

Работу выполняем в тетрадях с новой строки.

Сейчас вам предстоит работа в группах.

С деревьев осыпались не только листья, но и ветви. Вам предстоит вернуть веточки на место. Будьте внимательны! У каждого дерева – свой корень. Нужно выбрать только те ветви, которые подходят к этому корню. (приложение 1)

Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

Проверьте свою работу

Читают

  Обсуждают

 Отвечают

Выписывают, выделяют корень

 

Работают в группах, защищают свою работу у доски

Работают над заданием

Проверяют

V

Итог урока

1 минута

Над какой темой мы сегодня работали?

Что такое корень слова?

Как определить корень в слове?

 Что такое корень слова

Общая часть родственных слов

Подобрать несколько однокоренных слов и выделить в них общую часть

VI

Рефлексия

1 минута

 С наших деревьев опали все листочки, но так хочется вернуть их обратно! Я собрала все опавшие листья и положила в коробочку. Давайте сделаем так, если вам понравился урок, и вы все поняли, наклейте к своим деревьям зелёный листочек, если вам что-то осталось непонятным, наклейте листочки жёлтого цвета, если вы совсем ничего не поняли, наклейте листочки красного  цвета.

Оценивают работу на уроке

VII

Домашнее задание

1 минута

Учебник стр.62 упр.88, Р.Т. стр..23

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Открытый урок в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")

Жду Вас в гости! Мой сайт: http://guru1.ucoz.ru  Открытый урок русского языка был дан мной 12.12.2008 года в 3 «В»  МОУ «СОШ №1» города Шебекино в рамках конкурса «Учитель года». Тема урока ...

Русский язык Открытый урок

Тема «Буквосочетания «ЧА – ЩА»...

Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».

Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой  (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....