Рабочая программа по литературе, 2 класс, 2023-2024 г.
рабочая программа по чтению (2 класс)

Леонтьева Наталья Васильевна

По новым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_2v_klass_2023-2024.docx69.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №14

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения учителей начальных классов

Протокол № 1

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета школы

Протокол № 1  от

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора  

МАОУ СОШ № 14

от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 2 «В» класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год

     Разработчик: Леонтьева Наталья Васильевна,

 учитель начальных классов

г. Калининград

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению для 2-класса составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературномучтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение во 2-м классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева ‌и др.‌). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова ‌и др.‌).

Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» ‌и другие (по выбору) ‌.

Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.

Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России ‌(1-2 произведения) и другие.‌

Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы ‌(по выбору, не менее пяти авторов)‌. Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина ‌и др.‌) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди ‌и др.‌).

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» ‌и другие‌.

О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина ‌и др.‌). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» ‌и другие (по выбору)‌.

Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» ‌и другие‌.

О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина ‌и др.‌). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.

Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» ‌и другие (по выбору)‌.

О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях ‌(по выбору)‌. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» ‌и другое (по выбору)‌.

Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка ‌(не менее двух произведений)‌: зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен ‌и др.‌). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» ‌и другие (по выбору)‌.

Библиографическая культура(работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.

Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
  • сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине,
  • о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),
  • по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная
  • и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
  • характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
  • анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
  • анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • соотносить иллюстрации с текстом произведения;
  • ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка;
  • по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
  • пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания
  • на заданную тему;
  • пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
  • обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;
  • описывать (устно) картины природы;
  • сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
  • участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения;
  • удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста;
  • контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении
  • (слушании) произведения;
  • проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
  • распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

учёт целевых ориентиров результатов воспитания в определении воспитательных задач уроков, занятий;

 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;

 реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

 применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление доброжелательной атмосферы;

 организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения во 2-классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

                Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

                Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

                Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности исамостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» во 2-классе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения во 2-классе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

                 общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

                                К концу обучения во 2-классе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

        самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

  • объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
  • понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
  • описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
  • осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
  • составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
  • сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
  • использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

О нашей Родине

 6

http://www.edu.ru

2

Фольклор (устное народное творчество)

 16

 2

http://www.edu.ru

3

Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)

8

http://www.edu.ru

4

О детях и дружбе

 12

 1

http://www.edu.ru

5

Мир сказок

 12

http://www.edu.ru

6

Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима)

12

http://www.edu.ru

7

О братьях наших меньших

 18

http://www.edu.ru

8

Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето)

18

 1

http://www.edu.ru

9

О наших близких, о семье

13

1

http://www.edu.ru

10

Зарубежная литература

 11

 1

http://www.edu.ru

11

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

2

http://www.edu.ru

Резервное время

 8

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

 7

 0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Патриотическое звучание произведения Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору

1

1 неделя

2

Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»

1

1 неделя

3

Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь»

 1

1 неделя

4

Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона»

1

1 неделя

5

Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения

1

2 неделя

6

Отражение темы Родины в изобразительном искусстве

1

2 неделя

7

Характеристика особенностей народных песен

 1

2 неделя

8

Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок

1

2 неделя

9

Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи

1

3 неделя

10

Ритм и счёт – основа построения считалок

1

3 неделя

11

Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий»

 1

3 неделя

12

Пословицы как жанр фольклора

Входной контроль

1

1

3 неделя

13

Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки

1

4 неделя

14

Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка «Снегурочка»

 1

4 неделя

15

Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты

1

4 неделя

16

Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

4 неделя

17

Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»

1

5 неделя

18

Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок

1

5 неделя

19

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные)

1

5 неделя

20

Фольклорные произведения народов России. Отражение в сказках быта и культуры народов России. Произведения по выбору

 1

5 неделя

21

Произведения устного народного творчества

 1

6 неделя

22

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор»

1

 1

6 неделя

23

Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других на выбор

1

6 неделя

24

Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Утро» и других на выбор

1

6 неделя

25

Наблюдение за художественными особенностями текста. Произведения по выбору

 1

7 неделя

26

Описание картин осеннего леса в произведениях писателей. Произведения по выбору

 1

7 неделя

27

Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений А.А. Плещеева «Осень» и А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

 1

7 неделя

28

Восприятие пейзажной лирики. Произведения по выбору, например, К.Д. Бальмонт «Осень»

1

7 неделя

29

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы»

1

8 неделя

30

Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам

1

8 неделя

31

Резервный урок. Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору

1

8 неделя

32

Резервный урок.Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе»

1

8 неделя

33

Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на выбор

1

9 неделя

34

Главный герой: общее представление. Рассказ на выбор, например, С.А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»

1

9 неделя

35

Оценка поступков и поведения главного героя. Произведения на выбор, например, А.Е.Пермяк «Смородинка»

1

9 неделя

36

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»

1

9 неделя

37

Представление темы труда в произведениях писателей. на выбор, например, В.Г. Сутеев «Кто лучше?»

1

10 неделя

38

Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, М.М.Зощенко «Самое главное»

1

10 неделя

39

Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка»

1

10 неделя

40

Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы» и других на выбор

1

10 неделя

41

Характеристика главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок»

1

11 неделя

42

Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным»

1

11 неделя

43

Отражение темы дружбы в рассказах о детях

1

11 неделя

44

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях и дружбе»

1

11 неделя

45

Средства художественной выразительности: сравнение. Произведения по выбору, например, З.Н.Александрова «Снежок»

1

12 неделя

46

Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С.А. Иванов «Каким бывает снег»

1

12 неделя

47

Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу»

1

12 неделя

48

Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает»

1

12 неделя

49

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»

 1

13 неделя

50

Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»

1

13 неделя

51

Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса» по изученным текстам

1

13 неделя

52

Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору, например, И.З.Суриков «Детство»

1

13 неделя

53

Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого

1

14 неделя

54

Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях по выбору

1

14 неделя

55

Полугодовой контроль

1

 1

14 неделя

56

Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов.

1

14 неделя

57

Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

1

15 неделя

58

Фольклорная основа авторской сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка»

1

15 неделя

59

Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки «Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка Снегурочка»

1

15 неделя

60

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

1

15 неделя

61

Составление плана сказки: части текста, их главные темы

1

16 неделя

62

Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения

1

16 неделя

63

Организация творческих проектов «Царство Мороза Ивановича» и «Приметы Нового года»

1

16 неделя

64

Здравствуй, праздник новогодний!

 1

16 неделя

65

Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин

 1

17 неделя

66

Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев

 1

17 неделя

67

Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками

1

17 неделя

68

Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка

1

17 неделя

69

Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка»

 1

18 неделя

70

Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса» и другие на выбор

 1

18 неделя

71

Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор

1

18 неделя

72

Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору, например, осетинская народная сказка «Человек и ёж»

1

18 неделя

73

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор

1

19 неделя

74

Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»

1

19 неделя

75

Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»

1

19 неделя

76

Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)

1

19 неделя

77

Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь»

1

20 неделя

78

Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок»

1

20 неделя

79

Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор

1

20 неделя

80

Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте

1

20 неделя

81

Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях писателей

1

21 неделя

82

Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» и других на выбор

1

21 неделя

83

Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных

1

21 неделя

84

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших»

1

21 неделя

85

Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки

1

22 неделя

86

Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации

1

22 неделя

87

Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки

 1

22 неделя

88

Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре)

1

22 неделя

89

Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной» (отрывок)

1

23 неделя

90

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника»

1

23 неделя

91

Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

 1

23 неделя

92

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»: выделение средств художественной выразительности

1

23 неделя

93

Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей. Произведения по выбору, например, сказки и рассказы Н.И. Сладкова

1

24 неделя

94

Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. Произведения по выбору, например, А.А. Фет «Уж верба вся пушистая»

1

24 неделя

95

Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Произведения по выбору, например, Г.А.Скребицкий «Весенняя песня»

 1

24 неделя

96

Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях

1

24 неделя

97

Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны»

1

25 неделя

98

Признаки весны, отражённые в произведениях писателей

1

25 неделя

99

Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг»

1

25 неделя

100

Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей

1

25 неделя

101

Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам

1

26 неделя

102

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски весенней природы»

1

 1

26 неделя

103

Восприятие произведений о весне. Выделение средств художественной выразительности (сравнение, эпитет)

1

26 неделя

104

Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов

1

26 неделя

105

Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и других га выбор

1

27 неделя

106

Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок

1

27 неделя

107

Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери

1

27 неделя

108

Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком»

1

27 неделя

109

Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева «Сыновья»

1

28 неделя

110

Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка «Три дочери»

 1

28 неделя

111

Международный женский день – тема художественных произведений

1

28 неделя

112

Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Произведения по выбору, например, Л.Н. Толстой «Лучше всех»

 1

28 неделя

113

Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Произведения по выбору, например, Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый»

1

29 неделя

114

Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны

1

29 неделя

115

Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и другие на выбор

1

29 неделя

116

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье»

1

 1

29 неделя

117

Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»: выбор книг на основе тематической картотеки

1

30 неделя

118

Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по выбору, например, английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать»

1

30 неделя

119

Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

1

30 неделя

120

Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»

1

30 неделя

121

Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: составление плана произведения

1

31 неделя

122

Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями

 1

31 неделя

123

Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор

1

31 неделя

124

Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

31 неделя

125

Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

32 неделя

126

Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения по выбору, например, Э.Распе «Необыкновенный олень»

1

32 неделя

127

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежные писатели-сказочники»

1

 1

32 неделя

128

Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием сказок

1

32 неделя

129

Книга как источник необходимых знаний. На примере произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг»

1

33 неделя

130

Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация

1

33 неделя

131

Резервный урок.Работа с детскими книгами: виды книг (учебная, художественная, справочная)

1

33 неделя

132

Резервный урок.Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова «Лето»

1

33 неделя

133

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1

 1

34 неделя

134

Резервный урок.Шутливое искажение действительности. На примере произведения Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

1

34 неделя

135

Резервный урок.Средства создания комического в произведении. На примере произведения Д.Хармса «Весёлый старичок»

1

34 неделя

136

Резервный урок.Выбор книг на основе рекомендательного списка: летнее чтение

1

34 неделя

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

 7

 0


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Коллекции электронных образовательных ресурсов
 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
 4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/ 5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
 6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
 7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
 8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
 9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌Коллекции электронных образовательных ресурсов
 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
 4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/ 5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
 6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
 7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
 8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
 9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы учебных предметов НОО 2023-2024 учебный год

Рабочие программы учебных предметов НОО 2023-2024 учебный год....

Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год

Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по русскому языку (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....

Рабочая программа по окружающему миру (2023-2024 учебныйгод) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....

Рабочая программа по литературному чтению (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....

Рабочие программы 1 -4 класс 2023-2024 год

Рабочие программы 1 класс УМК " Школа России" 2023-2024 год....