Урок на тему: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Зарубина Татьяна Бадмажаповна

Урок на тему: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_35.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 35. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Цели: познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, наблюдательность; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать произведение живописи, сравнивать произведение живописи и литературный текст.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: знание и умение оперировать понятиями: красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему урока, карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Речевая разминка
  • Прочитайте стихотворение.

Сказка леса

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса...

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий...

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...

Г. Галта

  • Понравилось вам стихотворение?
  • Прочитайте его медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
  1. Сообщение темы и постановка целей урока
  • О чем рассказывает нам автор?
  • Как вы поняли название стихотворения «Сказка леса»?
  • О каких сказочных явлениях природы говорит нам автор?
  • Какое время года вам нравится больше других? Расскажите.
  • Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.) ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП
  • Как вы считаете, что это такое?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника — он называется «Поэтическая тетрадь».

  1. Работа по теме урока
  • Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)
  • Чему мы будем учиться?
  • Проверим наши предположения. Откройте учебник нас. 137.
  • Прочитайте, с чем мы познакомимся. (С замечательными произведениями Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынского, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова.)
  • Чему мы научимся?
  • Чему мы будем учиться?
  • Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)

  • Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ — 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ — 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗЙТЕЛЬНОСТИ - метафорические высказывания в художественном тексте, связанные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личностй. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговорной — мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.

  • Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
  • Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких поэтов мы познакомимся?
  • Какие это будут произведения? (Лирические.)
  • Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)
  • Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.)
  1. Физкультминутка
  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Чтение стихотворений о природе
  • Почитайте свои любимые стихотворения о природе, которые вы знаете наизусть.
  1. Викторина о природе

Тема «О птицах»

  1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например маленькая певчая птичка бормо- тушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)
  2. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу»? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песне — бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)
  3. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе в дуплах про запас убитых мышей, сойка (ронжа) — желуди, орехи.)
  4. Когда птица крепче на рану (т. е. легче выживет) — летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)
  5. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)
  6. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

7. Что означает, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье? (В том месте в лесу находится падаль или раненое животное.)

Тема «Птицы зимой»

  1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)
  2. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)
  3. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (Ухищных.)
  4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семенами.)
  5. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и складках коры спрятавшихся насекомых, их яйца и личинки и множество их поедают.)
  6. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.)
  7. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.)
  8. Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.)
  9. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.)
  • Как вы думаете, в каких книгах мы можем найти ответы на эти вопросы? (В справочниках, в книге В. Бианки «Лесная ; газета».)
  1. Загадки о природе
  1. С какого дня начинается зима (по календарю) и чем этот день примечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)
  2. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)
  3. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)
  4. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)
  5. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)
  6. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)
  7. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)
  8. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью замерзает.)
  9. В избе мерзнут, а на улице - нет. (Окна замерзают только изнутри.)
  • Трудно ли вам было разгадывать эти загадки? Почему?
  1. Рефлексия
  • Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
  1. Подведение итогов урока
  • Какой раздел учебника мы начали изучать?
  • Какие произведения в нем мы будем читать?
  • Что нового хотелось бы узнать?
  • Чему мы будем учиться на уроках? (Примерный ответ. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения, средствами художественной выразительности, сочинять свои стихотворения, используя сравнения и эпитеты, олицетворения.)

Домашнее задание

Принести поэтические сборники с понравившимися стихами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: "Знакомство с названием раздела". Школа России

Технологическая карта по литературное чтениеТема урока: «Знакомство с названием раздела»Цели урока: ознакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мыш...

Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям»»

Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие интере...

Литературное чтение "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. "Товарищам детям""

Цели деятельности учителя:  знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; разв...

Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "

Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять  основные  целии      и   зада                   ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые результаты: Предметные: познако...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».(УМК "Школа России",3 класс)

Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Цели деятельности учителя: формирование зна...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...