Литературная игра "5 х 5"
учебно-методический материал по чтению

Данная учебно-методическая разработка предназначена педагогам и дефектологам, работающим с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Может использоваться на обобщающем уроке чтения по теме «Произведения русской литературы XIX в.».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_5_x_5.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. Данная учебно-методическая разработка предназначена педагогам и дефектологам, работающим с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Может использоваться на обобщающем уроке чтения по теме «Произведения русской литературы XIX в.».

Цель: Создание условий для повторения и обобщения учебного материала по теме «Произведения русской литературы XIX в.».

Задачи:

- развитие и коррекция свойств памяти,

- развитие и коррекция навыков устной речи,

- развитие и коррекция мыслительной деятельности,

- воспитание интереса и уважения к произведениям классики и их авторам.

Оборудование: игровое поле на доске класса, лист с портретами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, сигнальные круги, картинки с героями из сказок А. Пушкина, аудиозапись вальса.

Правила игры. Участвуют 2 команды. Команда открывает любой сектор на игровом поле. Под номером сектора количество очков, которое могут получить команды, если правильно выполнят задание. Отвечает та команда, которая быстрее поднимет сигнальный круг. Если команда неправильно ответила на вопрос, право ответа переходит другой команде. Очки присуждаются той команде, которая дала правильный ответ.

Игровое поле.

1(25)

2(20)

3(15)

4(10)

5(5)

6(25)

7(20)

8(15)

9(10)

10(5)

11(25)

12(20)

13(15)

14(10)

15(5)

16(25)

17(20)

18(15)

19(10)

20(5)

21(25)

22(20)

23(15)

24(10)

25(5)

 

Сектор 1

Лермонтов получил прекрасное домашнее образование. Назовите иностранные языки, которым обучали в детстве маленького Мишеля Лермонтова?

(Немецкий, английский, французский).

 

Сектор 2

Несмотря на болезнь, А. Чехов работает не только земским врачом в больнице Воскресенска. Помимо врачебной деятельности. Чем ещё занимался Чехов?

(строит школы для крестьянских детей, собирает средства для голодающих, организует столовые, участвует в переписи населения, создаёт в Таганроге городскую библиотеку).

Сектор 3

Из какой басни И. Крылова эти слова? В чём заключается мораль?

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело – только мука».

(«Лебедь, щука, Рак». Для достижения общего итога героям нужно действовать сообща).

Сектор 4

Перед вами герои сказок А. Пушкина, уберите лишние. 

Сектор 5

Выберите и укажите номер портрета

 А. П. Чехова.

Сектор 6

Ваня Крылов не смог получить настоящего образования. Как он стал одним из самых образованных людей   своего времени?

(Крылов обладал исключительными способностями, много читал, упорно занимался самообразованием).

 

Сектор 7

В 1841 году раздался роковой выстрел, который оборвал жизнь М. Лермонтова. Кем был сделан выстрел?

(Н. Мартынов, товарищ по юнкерской школе).

 

Сектор 9

Назовите произведение М. Лермонтова, из которого взяты эти строки:

«Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде … и убит!»

(«Смерть поэта»).

Сектор 9

Как вы понимаете эпиграф к повести А. Пушкина «Барышня – крестьянка»: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»?

(В любом образе героиня предстаёт привлекательной, скромной, душевной, чуткой, внимательной к другим, доброй).

Сектор 10

Выберите и укажите номер портрета

Н. В. Гоголя.

Сектор 11

(Звучит музыка – вальс)

Вы, конечно, узнали короля танцев – вальс. На одном их таких балов А. С. Пушкин увидел свою будущую жену Наталью Гончарову. И после двухлетнего ухаживания он женился на первой красавице Москвы. Сколько лет было поэту, когда он женился?

(31 г.)

Сектор 12

В 18 лет И. Крылов начал писать комедии, комические оперы, трагедии. Но какой жанр литературы принёс ему известность?

(Басня).

Сектор 13

Из какого произведения А. Чехова данные строки:

«Землемер сделал вид, что роется в карманах, и в это время случилось то, чего он не мог ожидать при всей своей трусости. Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще».

(«Пересолил»).

Сектор14

Что может быть правдой, а что вымыслом в истории про Левко и Ганну из рассказа «Майская ночь, или утопленница»?

(Правдой может быть история любви молодых людей. Вымыслом – присутствие в произведение нечистой силы: ведьмы, русалок).

Сектор15

Выберите и укажите номер портрета

 М. Ю. Лермонтова.

Сектор 16

После выхода какой книги Н. Гоголь становится знаменитым?

(«Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Сектор 17

 Был в жизни А. С. Пушкина период, о котором он вспоминал всю свою жизнь. Какой это период?

(Учёба в Царскосельском лицее).

Сектор 18

«У лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом….»

Из какого произведения А. Пушкина эти строчки?

(Вступление к поэме «Руслан и Людмила»).

Сектор 19

Кто описан в отрывке из рассказа Н. Гоголя «Майская ночь, или утопленница»:

«… в тёмном серебряном тумане мелькали лёгкие, как будто, тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья блистали на их шеях, но они были бледны; тело их было как будто из прозрачных облак и будто светилось насквозь…»?

 (Русалки) 

Сектор 20

Выберите и укажите номер портрета

 А. С. Пушкина.

 

Сектор 21

Когда А. П. Чехов начал сочинять рассказы?

(Во время обучения в гимназии в Таганроге).

Сектор 22

В Нежинской гимназии Н. Гоголь ни с кем не общался близко. Когда закончилось его затворничество?

(В гимназии организовали театр. Гоголь сочинял пьесы, рисовал декорации, играл в спектаклях).

Сектор 23

 Замените устаревшие с лова современными:

дивиться, крылами, брег, баить, вопрошать, злато.

(удивляться, крыльями, берег, рассказывать, спрашивать, золото).

Сектор 24

Кому из героев М. Лермонтова принадлежат слова:
«Достань ожерелье, спустися на дно; сегодня в пучину упало оно!»

(Красавице – деве).

Сектор 25

Выберите и укажите номер портрета

 И. А. Крылова.

Проведение игры (ответы на вопросы и выполнение заданий).

Подведение итогов, награждение.

Используемая литература.

  1. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии - Учебное пособие (Брунов Б.П.) Красноярск 2006
  2. Чтение 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Просвещение, 2018.- 270 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...