ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.
методическая разработка по чтению

     Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. Применение описанных ниже  коммуникативного подхода и практико – ориентированной методики  позволит учащимся продвинутся в умении проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

     Данная разработка может быть полезна педагогам коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_navykov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

пгт Демьяново Подосиновского района»

(КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново Подосиновского района)

ФОРМИРОВАНИЕ    КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Автор: учитель русского языка и чтения

Бурдаева Елена Ивановна

Аннотация.

     Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. Применение описанных ниже  коммуникативного подхода и практико – ориентированной методики  позволит учащимся продвинутся в умении проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

     Данная разработка может быть полезна педагогам коррекционных школ.

Введение.

      Несовершенство коммуникативных умений учащихся  с ограниченными возможностями здоровья, их речевая инактивность  осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности школьников, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

     В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь практическую направленность, т.е быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.

     Речь в прикладном, социальном значении является средством общения. Это использование языка для согласования действий, налаживания деловых и межличностных контактов, осуществления совместной деятельности. Поэтому, основным вопросом при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является вопрос о том, как использовать язык как средство общения.

     Коммуникативность рассматривается как более широкое явление в школьной практике. Она подчиняет все стороны обучения: соотношение знаний с умениями и навыками, выбор приёмов обучения, предметное содержание уроков развития речи, формы организации деятельности учащихся на уроках.

          Наиболее эффективными  и социально ориентированными в обучении русской речи  можно считать коммуникативный подход и практико – ориентированную методику развития коммуникативной функции речи на уроках чтения.

      Организация развития речи на коммуникативной основе невозможна без личностно – ориентированного подхода, под которым понимается учёт свойств индивида, его жизненного опыта. Направленности и содержания деятельности, сферы интересов, особенностей эмоционально – волевой сферы, возрастных особенностей. Такой подход позволяет вызвать адекватную реакцию на поставленную речевую задачу, пробудить мотивацию, внутреннюю активность учащихся. Возможность активно «включать» всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, речевые ситуации в форме сюжетно – ролевых игр. Привлекательными для умственно отсталых учащихся являются и творческие задания: раскрашивание, рисование или конструирование с последующим или текущим обсуждением.

     Подлинное общение имеет три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную, интерактивную, т.е в общении происходит не только обмен информацией, но и познание другого, что определяет поведение партнёров в ходе коммуникативного акта.  О формировании коммуникативно значимых высказываний можно говорить тогда, когда школьники учатся интерпретировать информацию, т.е использовать её при обмене мыслями, чувствами, для выполнения действий, изменения стратегии поведения и т.д., что и составляет подлинную коммуникацию. Неотъемлемой частью коммуникативного акта является перцепция. Поэтому необходимо обращать внимание на понимание детьми другого, восприятие одноклассников и учителя как партнёров по общению. Для этого следует варьировать ролевые рамки в ситуациях общения в школе, не ограничивать их позициями «учитель – ведущий источник знаний и предъявления задач», «ученик – ведомый, выполняющий задания и указания».  И, наконец, общение невозможно без интеракции, т.е ответных действий ребёнка, которые он содержательно связывал с действиями партнёра, а не планировал независимо от него. В ряде случаев необходимо говорить об организации совместной деятельности, что также подразумевает интерактивная сторона общения.

  Работа над коммуникативной функцией речи должна осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей организации урока, от правильного применения методов и приёмов, стимулирующих  общение учащихся в работе с произведением.

         Актуальность данной работы заключается в создании благоприятных условий для развития потребности в общении между учащимися и педагогами, учащимися и сверстниками, учащимися и окружающими. Использование коммуникативного подхода – объективная необходимость, продиктованная общими закономерностями процесса овладения речевыми умениями, особенностями применения знаний и умений на практике, характерными для умственно отсталых  школьников. Учитывая значимость коммуникативной функции речи для речевой и социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья, возникла необходимость разработки практико – ориентированной методики, направленной на развитие коммуникативной функции речи.

    Новизна этой разработки заключается в том, что на уроках развития речи, чтения, русского языка появляются наибольшие возможности в подборе различных заданий для речевого развития умственно отсталых школьников. Создаются условия для общения учеников, как с учителем, так и с одноклассниками в процессе обсуждения, речевого действия.

     Для большей эффективности работы на уроках необходимо создать ряд психолого – педагогических условий:

  • Использовать вопросы и задания, направленные на мотивацию коммуникативной деятельности учащихся, на побуждение их к активному диалогу друг с другом и с учителем;
  • Для сохранения интереса и обеспечения эмоционального настроя организовывать игры с пословицами, работу с толковым словарём, применять элементы драматизации, задавать вопросы, требующие от учащихся выбора правильного варианта ответа и доказательства своей точки зрения;
  • Использовать алгоритмы ответов, направленные на совершенство грамматического оформления высказываний;
  • Создать комфортность общения на уроке: интонация,  мимика, уместность речи учителя (вербальные и невербальные средства общения), непринуждённость,  характерный стиль общения «общение дружеского расположения»» или «общение совместной увлечённости»;
  • Поощрять стремления каждого ребёнка всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение;
  • Адекватно реагировать на ошибки детей, исправление ошибок в процессе организованного диалога нарушает коммуникацию.

     

Основная часть.

Предмет: Чтение.

Тема: Л.Н.Толстой «Акула».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Общедидактическая цель: восприятие учащимися и осознание нового учебного материала.

Цели по содержанию урока:

  1. Образовательные: создать условия для восприятия и осознания содержания рассказа Л.Толстого «Акула», для формирования правильного и сознательного качеств чтения путём использования специальных приёмов.
  2. Коррекционно – развивающие: способствовать

- развитию и коррекции оперативной памяти путём многократного и вариативного чтения;

- развитию и коррекции произвольного внимания через упражнения на концентрацию и распределение;

- развитию и коррекции мышления через формирование аналитико – синтетической деятельности;

-развитию и коррекции речи путём полных ответов на вопросы, участие в диалоге, построение связного учебного высказывания.

3) Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к уроку чтения, формирования самооценки у учащихся путём самоконтроля, взаимоконтроля, воспитание культуры общения при работе в парах, формирование правил  безопасности жизни.

Оборудование: карточки с названием темы, таблицы, используемые при ответах и для оценки, карточки с планом рассказа, учебник, картинки для физминутки, экран, компьютер.

 Ход:

Название этапа        

Дидактические задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Применение УУД

I. Орг.момент

1. Подготовить учащихся к работе на уроке

2. Подготовить учащихся к чтению

Настрой на урок

Проведение артикуляционной гимнастики

Проговаривание речёвки: Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы читать,
на вопросы отвечать.

«Трубочка», «Улыбка», «Колесо», на дыхание-вдох – пение гласных.

Личностные

Личностные, регулятивные

II.

Проверка Д/З

Проверить осознанность усвоения изученного материала

- Какое задание готовили дома?

- При оценке товарищей используем таблицу

- Пересказ «Купание медвежат» В.Бианки.

- Пересказ «Передай эстафету». (сильный начинает, слабый продолжает).

Остальные оценивают, используя слова из таблицы

Коммуникативные,    регулятивные

III. Целепологание

Выяснить тему и цели урока

- Прочитайте с доски, над какой большой темой мы работаем?

-Где и как можно проводить время летом?

-Если мы отправимся в морское путешествие, какие опасности  нас ждут?

- Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать. Кто автор?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?

- Чему будем учиться на уроке?

- Как будем читать?

Физминутка по методике сенсорно-координаторских тренажёров.

- Лето красное идёт.

Ответы учащихся

-Бури, штормы, кораблекрушение  и т.д

-«Акула»

-Л.Толстой.

Ответы учащихся.

Читают с карточек: читать правильно

читать выборочно

читаем внятно, чтоб было всем понятно.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

IV.

Основная часть

Создать условия для получения новых знаний

1. Чтение рассказа.

- О ком говорится в рассказе?

2. Речевая зарядка.

На-пе-ре-гон-ки, ар-тил-ле-рист, прон-зи-тель-ный

-Спросите у товарища значение данных слов.

4. Беседа.

-Какие чувства вы испытывали при чтении?

-При чтении каких эпизодов вы особенно волновались?

-Каким человеком был старый артиллерист?

-Какие действия предпринял отец в момент опасности?

-Согласитесь ли вы со мной, что мальчики – трусы? Докажите.

-Как бы вы поступили на месте мальчиков? Отца?

-Подумайте и скажите, как по -другому мог бы закончится рассказ?

Ответы учащихся

Читают слова по слогам.

Работа в парах.

3. Чтение учащимися рассказа по частям.

Ответы учащихся

При ответах используется таблица

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

V.закрепление.

Закрепить навыки чтения

1. Выборочное чтение.

-Найдите и прочитайте с нужной интонацией слова, подтверждающие испуг отца.

- Найдите предложения со словами из речевой зарядки.

-Найдите предложение, повествующее о том, что произошло, когда дым рассеялся. Какие предлоги есть в предложении? Как пишутся они со словами?

- рассмотрите иллюстрацию. Какое выражение лица у мальчика? Прочитайте отрывок к картинке?

-Бывали ли с вами ситуации, которые угрожали жизни? Как вы себя повели? Какие чувства испытывали? Как сохранить своё здоровье и жизнь в таких ситуациях?

2. Физминутка по компьютеру.

3. Работа с планом.

Появление акулы. Купание в море. Опасность миновала. На помощь мальчикам. Выстрел.

Самопроверка по экрану компьютера.

- Кто может рассказать 1 часть? 2 часть ?  3 часть? т.д

Находят в тексте нужные отрывки и зачитывают.

Работа в парах:  карточки с предложениями расставить в нужном порядке, чтобы получился план.

Рассказывают по частям рассказ «Акула»

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные, личностные

VI.

Заключительная часть.

Сделать вывод по уроку.

  1. Вывод.

- Какое произведение читали? Кому понравилось?

2. Д/З: пересказ по частям, 2 уровень -  читать без ошибок

3. Рефлексия.

Отвечают на вопросы.

«Светофор» - оценивают свою работу на уроке. Обосновывают.

Коммуникативные

Коммуникативные, личностные, регулятивные

Заключение.

    Как показывает опыт, применение коммуникативного подхода и практико – ориентированной методики  позволяет учащимся продвинуться в умении проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

     

Список литературы.

  1. Комарова С.В. «К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью». Журнал «Коррекционная педагогика» № 1 2005г
  2. Комарова С.В., Ращупкина Н.С. «Коммуникативный подход в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями: из опыта». Журнал «Коррекционная педагогика» № 3 2005 г
  3. Шишкова М.И. «Практико – ориентированная методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения». Журнал «Коррекционная школа» № 3 2005 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании.

Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко-культурного мирового наследия в образование....

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

"Развитие умения подбирать слова-названия признаков"- урок отработки умений и рефлексии. 2 класс ОС "Школа 2100"

Урок "Развитие умения подбирать слова-названия признаков" представлен в виде  технологической карты урока....

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет  создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся.  программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО

Статья была написана для выступления на МО учителей начальной школы....