Конспект урока Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

     Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза»

     Тип урока: урок открытия нового знания

      Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,                       

    отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять     

    главное в тексте, учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум,  

    смекалку; способствовать воспитанию  трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Конспект урока

     Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза»

     Тип урока: урок открытия нового знания

      Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,                       

    отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять    

    главное в тексте, учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум,  

    смекалку; способствовать воспитанию  трудолюбия.

Планируемые результаты:

Предметные

             *учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;

              * научатся осознанно читать

              * осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

              * находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Метапредметные

         - познавательные УУД

             * находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

             * строить речевое высказывание в устной форме;

             * учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию..

        - коммуникативные УУД

             * слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

             * участвовать в коллективном обсуждении;

             * строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками  

             и учителем.

         - регулятивные УУД

              * принимать и сохранять учебную задачу;

              * выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

              * оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые

              коррективы в исполнение.

         -  личностные

              * формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-  

               познавательный  интерес к новому учебному материалу;

              * развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности

             учебной деятельности.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя

          Как вы думаете, ребята, трудности всегда можно преодолеть ? Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошими мыслями, с хорошим настроением. Вместе мы сможем решить любую задачу!

II. Формирование темы урока     Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений.  Отгадайте, что это за произведение и кто автор?

«Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти».

                                 ( Л.Н.Толстой.  «Котёнок»)

«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.»

                                  («Лиса и журавль». Сказка)

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.

                                  («У страха глаза велики» сказка).

         Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку?

(Лишний первый отрывок. Это рассказ. А вторые два это русские народные сказки). Сколько осталось произведений.  Два. Это будет первое слово в названии темы урока.

           -Определим вторую часть в названии темы урока.

                  Отгадайте загадку.   

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?  (Мороз).

                   Сформулируйте тему урока полностью.

Тема урока:  «Два мороза».

-  Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза»  -Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?

                   Сформулируйте цель урока:   

III. Изучение нового  материала.

Приём «Ассоциация».

- Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия произведения «Два   Мороза»?

 (Ассоциации с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром.)

- Почему выбрали именно такое название? Вы нашли довольно много слов, которыми можно было бы озаглавить произведение «Два   Мороза».

- Можно ли изменить его заголовок любыми из тех слов, которые вы сейчас назвали?

Прошу детей сформулировать свои догадки. Учащиеся рассуждают, ищут обоснования своим ответам.

- Словарная работа.

 - В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите и прочитайте слова, объясните их значение.

Позабавиться

повеселиться

Пощёлкивать

издавать звук, щелчок

Не сладить

не справиться

Ёжиться

жмётся от холода

Кутается

плотно закрывается

Прихвачу

возьму, поймаю

Купец

богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина

Крестьянин

бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден

По названию и данным словам попробуйте определить,  о ком сказка.

 Сказка русская народная, так как нет автора, по иллюстрациям можем предположить, что в сказке есть олицетворение - когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

 4. Слушаем аудиозапись  «Два мороза».

5. Первичная проверка понимания

- Понравилась сказка? Докажите , что это сказка? Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы.  Докажите что это русская народная сказка ( барин , мужик, лапти, бубенчик, колокольчик)

-В этой сказке употреблено много устаревших слов. - В сказке есть пословицы.- Это сказка русская народная, бытовая, так как есть слова и выражения ,помогающие понять, что это русская народная сказка. «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щёлкнули, побежали», »«Еле я ноги унёс, до сих пор бока болят». Есть зачин.

 Повторы:  «Два Мороза, два родных брата», «Бил – бил», «Колотил – колотил», «Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи».  Диалоговая форма. Вот видите, какую интересную, необычную по форме,  поучительную сказку создал русский народ.

- Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?

- Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.

- А что такое мороз?

- Мороз – это явление природы, холод – погода с низкой температурой.

- А как в сказке представлены морозы?

- Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.

6. Закрепление изученного .Работа с текстом  

А) Блиц-опрос

- Два Мороза были родными братьями? (да)

- Синий нос – это старший брат? (да)

- Старший брат Красный нос – погнался за барином? (нет)

- Купец не замёрз,  его спасла шуба? (нет)

- Дровосек бежал за санями , чтобы согреться? (да)

- Красный нос заморозил дровосека? (нет)

- Прочитаем сказку вслух. Будьте внимательны, после  прочтения будем отвечать на вопросы.

- Назовите действующих лиц сказки. ( 2 мороза, купец, крестьянин) 

Б ) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте:

- Как решили позабавиться два Мороза?

- Куда едет купец? А крестьянин? (- Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.)

- Как одет купец? Как одет крестьянин? (Найдите в тексте) (- На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)

- Как спасались от холода купец и дровосек?

- Про кого из героев сказки можно сказать:

Ленивый, вялый, не привык работать – это …. (купец)

Трудолюбивый, умелый, труженик, работящий – это ….. (крестьянин)

-Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось? (Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.)

- Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему? (Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.)

- Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.( Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.)

А в третий раз почему не удалось заморозить? (- Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.)

 В) Работа в парах:  Выберите слова, которые описывают действия крестьянина? - + …. Купца? - V …… Какие слова остались? Действия кого описывают они?

Гуляли, кряхтит, едет, рубит, позабавиться, машет,  бежит, поморозить, лежит, выколачивает, кутается.

Г).Характеристика Морозов:

- Знал  ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, так как его брату не справиться с дровосеком? (Знал).

- Из чего это следует? (Сразу согласился с его решением, при встрече в бороду посмеивался, был доволен.)

 - Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?

 (Хотел проучить его на собственных ошибках.  Мороз  Красный Нос  совета

не спрашивал, он был молод).

 Молодость хороша сама по себе, но не имеет опыта, поэтому не нужно

пренебрегать советами старших.

Распределите карточки:

опытный                              молодой

рассудительный                поспешный

мудрый                                глупый      

довольный                           растерянный

Теперь мы нарисовали словесные портреты всех героев. Каков же финал у каждого?

- Мороз – Синий нос справился с купцом, его забава удалась.

- Мороз – Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поленом поколотил.

- Купец наказан за свою лень и важность – его заморозил Мороз – Синий нос.

- Для крестьянина всё кончилось хорошо – он и дров нарубил и не замёрз.

7) Рефлексия . Подведение итогов

 Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?

- Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.

- Что поучительного хотел передать народ своим детям?

- Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.

Какая пословица выражает основную мысль сказки?   Топор лучше шубы греет.

1. Своей работой на уроке я…              

2.Урок для меня показался                

 3.За урок я…                                        

 4.Мое настроение…                            

 5.Материал урока мне был

Я хочу вам дать советы, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.

Любую работу  делай на совесть;

Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;

Не будь равнодушен к выполняемой работе.

Тест по сказке.

1. Что решили сделать братья Морозы?

а) поиграть б) порезвиться в) позабавиться

2. Богатый купец ехал:

а) с колокольчиками б) с бубенчиками в) со звоночками

3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

а) за рыбаком б) за охотником в) за дровосеком

4. Какая у купца была шуба?

а) медвежья б) лисья в) волчья

5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

а) кнутом б) поленом в) палкой

6. Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет?

а) печка б) костёр в) топор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс

Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...