Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Оконова Наталья Айсовна

Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)

Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.

 Образовательная:

- формировать общеучебного умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы

- формировать навыка чтения по ролям;

- формировать умения работать в группах;

Развивающая:

- развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Задачи:

- учить чтению по ролям; учить работать в группах;

- учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл; пословиц;

- учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать

-обогащать словарный запас;

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать басни И.А. Крылова;

- характеризовать героев басни;

- определять мораль басни;

- читать по ролям

Метапредметные:

Познавательные

- определять структурные элементы басни;

- слушать, анализировать, сравнивать

Регулятивные

- определять цель

- работать по плану

- оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные

- участвовать в диалоге

- работать в паре, групп;

Личностные:
- осознавать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;

- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

 
Тип урока: открытие новых знаний

1.Мотивация.

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в чудесный мир литературного чтения. На уроке мы постараемся хорошо трудиться, и тогда работа принесёт нам свои плоды. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением пойдём вперёд, к новым знаниям!

-(Слайд) Прочитайте высказывание на экране. Как вы понимаете его? (Книга учит жить, книгой надо дорожить). (Читая,  узнаём много нового, интересного и полезного для себя. С книгой никогда не скучно. На уроках чтения мы читаем разные сказки, стихи, рассказы. Говорим о жизни и творчестве писателей и поэтов. С помощью чтения удаётся лучше узнать себя, моих друзей. Учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать в своей жизни. Ведь чтение пополняет словарный запас, расширяет кругозор, даёт новые знания!)

2. Актуализация знаний. 
Литературная разминка.(басня, сказка и стихотворение)

-Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте сначала самостоятельно жужжащим чтением, потом все хором и скажите мне: к какому жанру относится данный текст?  (стихотворение) (Слайд)

Hа тpаве-тpавинке
Бyсинки-pосинки,
Солнцем озаpённые:
Кpасные, зелёные,
Жёлтые и синие,
До чего ж кpасивые!..

-А этот текст? (слайд) (сказка)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

-Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (Басня)

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Что же такое басня? (определение детей) (Это поучительное стихотворение, в котором действуют животные, растения, но подразумеваются люди и их недостатки)

- Чем басня отличается от сказки? (в баснях есть мораль)

- Что такое мораль басни?

(Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни)

-Молодцы.(Слайд) Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним одного известного писателя.

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов) (портрет на доску).Как вы думаете, что такое псевдоним? Как называется человек, который пишет басни? (баснописец)

Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский

баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

- Кто дома выучил басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука?» (спросить 3 человека).

3.Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы.

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить с вами на уроке?
- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.

- А вот как называется басня, вы узнаете после того, как отгадаете загадки

(Слайд)

Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.

(Слайд)

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

(Разные способы чтения: прочитайте эти загадки  с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией).

- Ребята, а что вы знаете об этих насекомых? Где они живут?

- Определим тему и цели урока (на доску) + в рабочий лист записать автора, название произведения, жанр.

(И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Физминутка (слайд)

-Сообщение плана работы на уроке.(открываю по мере изучения).

1.Познакомиться с басней.

2.Дать характеристику героев.

3.Определить мораль басни.

4.Выразительное чтение.

. Первичное восприятие текста.  

 Давайте познакомимся с новой басней.

-  Послушаем, как это делает профессиональный актёр. Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После прослушивания попробуем объяснить их значение.

3. Проверка первичного восприятия.

- Продолжаем работать в рабочем листе. Выполняем словарную работу.

Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

до вешних дней — до весны

помертвело чисто поле – опустело (т.е.урожай собран и травы завяли).

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда — недостаток в необходимом

4. Постановка учебной задачи. (Выразительное чтение басни учащимися) Чтение по цепочке.

- Как относится муравей к стрекозе? (Он ее осуждает; сочувствует ей; ему безразлична ее судьба)

 -У вас получились разные ответы. Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос правильно? (найти ответ в тексте; перечитать произведение).

- Когда будем читать, обратите внимание на слова, которые помогут увидеть образ каждого героя, охарактеризовать его. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки

5. Анализ текста произведения.

-Прочитайте, как в басне Крылов называл Стрекозу?

- Что можно сказать о Стрекозе? Как она жила летом? Прочитайте.

- Почему она оказалась без корма и жилья?

- Какое чувство она вызывает в начале басни?

- А в конце?

- Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе? (он трудился, а стрекоза только порхала, ничего не делала),

- Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

- Кто из героев вам понравился и почему?

- Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с

работой!

6. Обобщение.План.

 Парная работа. Определите черты характера главных героев. Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

Определить мораль басни. (Ты всё пела – это дело, так поди же попляши. (Нужно всё делать вовремя и думать о будущем),

План.

А сейчас посмотрим, как ребята приготовили для вас эту басню.Сценка.

- Сегодня к уроку я приготовила вам пословицы, но они у меня рассыпались. Давайте в группах попробуем их собрать и объяснить.

Групповая работа. Работа с пословицами. Объяснить смысл.

- Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.(как поработаешь, такой результат и получишь)

Что летом родится, то зимой пригодится.(все труды не зря и пригодятся в будущем)

Делу — время, а потехе — час.

Сделал дело — гуляй смело.

Кто веселится летом, тот плачет зимой.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Чему был посвящён наш урок?

- Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)

- Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

- Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?

- Как вы понимаете эти строки?

Сам.работа. Тест. Проверка.

- Молодцы, ребята. За что бы вы себя сегодня похвалили?

«Корзина творчества» По окончании урока дети прикрепляют на дереве яблоки:
Зелёное яблоко – урок очень понравился, всё было понятно.

Жёлтое – не всё было понятно, были затруднения.

Красное яблоко – не всё удалось, было неинтересно.

- Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

Домашнее задание. Задание на выбор.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....

Презентация к открытому уроку на тему "Басни Крылова. "Стрекоза и муравей"

Презентация содержит медиафайлы (звуковая и иллюстративная поддержка)...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК «Школа России»

   Методическая разработка по предмету «Литературное чтение » во 2  классе (учебный  комплект Л.Ф.  Климанова  «Литературное чтение», УМК «Школа России») разработа...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Презентация по чтению к уроку И.А.Крылов "Стрекоза и муравей" 2 класс

Презентация знакомит учащихся с басней Крылова...

Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)

Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить форми...