Смысловое чтение
статья по чтению (2 класс)

Кащаева Галина Александровна

Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителей начальных классов

 МБОУ Родниковской средней общеобразовательной школы

 по формированию смыслового чтения на предметных уроках и во внеурочной деятельности.

Статья посвящена рассмотрению понятия «Смысловое чтение», особенностям его формирования у младших школьников. Акцентируется внимание на современных методах и приёмах формирования смыслового чтения у обучающихся младшего школьного возраста.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в современной методике обучения смысловому чтению существует целостный подход к процессу овладения чтением.

Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением. 

В современной литературе, опыте работы коллег под стратегией смыслового чтения подразумеваются различные приёмы работы с информацией, данной в различных видах: текст (художественный и научный), таблица, схема, диаграмма, математическая задача… Эти приёмы не что иное, как организованная самостоятельная работа учащихся с текстами под руководством учителя. Данную работу нужно проводить в системе, усложняя с каждым годом приёмы и способы чтения и обработки информации.

Появилось новое понятие – смысловое чтение. Это такой вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

На основе нашего опыта мы рекомендуем обучение смысловому чтению можно поделить на 3 этапа:

1 этап – это 1 класс – обучение чтению и пониманию прочитанного текста (отличие текста от набора предложений, усвоение структуры текста, подбор заголовков к тексту).

2 этап – это 2 класс – это обучение работать с текстом (постановка вопросов к тексту, характеристика героев, выделение главных (опорных) слов для пересказа, составление плана с помощью учителя.

3 этап – 3,4 класс - обучение находить в тексте нужную информацию (главную и второстепенную), прогнозировать содержание по заголовку, отрывку, иллюстрации, формулировать вопросы к тексту, давать оценку прочитанному, сравнивать тексты разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Работа над смысловым чтением в нашей школе проводится как на предметных уроках так и на внеурочной деятельности.

В своей работе мы используем следующие приёмы работы над смысловым чтением:

  1. Приёмы работы над словом

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа ведётся на каждом уроке и на занятиях по внеурочной деятельности.

На уроках литературного чтения учителя нашей школы использует приёмы, разработанные методистом М. И. Омороковой:

- приём «Найди отличия»: учитель заменяет во время чтения какое – либо слово другим, достаточно близким по значению и грамматической форме, обучающиеся должны заметить это искажение, поднять руку и внести поправку.

- приём «Финиш»: перед учащимися ставится задача читать текст до определённого слова, названного учителем, или до нахождения ответа на заданный вопрос, или до описания мысли, сформулированной в задании теми же словами, что и в тексте, …

Словарную работу мы делим  на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа со словами-ключиками;

- работа со словами терминами

Работа с незнакомыми словами.

Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём. Ведётся «Словарик непонятных, незнакомых слов».

Работа с ключевыми словами.

У обучающихся младших  классов серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

А знакомим их со «словами-ключиками» мы так.

Ниже приведём один из примеров опыта работы с ключевыми словами:

Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».

- Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.

- Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

(Г.Сапгир)

«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.

Такая работа помогает вести обучение учащихся выразительному чтению. Поиск главных слов помогает подготовить пересказ текста не только по литературному чтению, но и по окружающему миру.

Работа со словами – терминами по различным предметам

Работа с ними необходима для того, чтобы развивался словарный запас учащихся, чтобы они могли использовать новые слова в математической речи, в анализе произведения, в ответах по окружающему миру….

  1. Технология продуктивного чтения

Эта технология резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Третий этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

3. Интерактивные технологии:

Приём «тонких» и «толстых» вопросов

Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Простые вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно…?

Сложные вопросы

Дайте объяснение, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем разница…?

Предложите, что будет, если…?

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…?

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

Инсёрт — один из приемов технологии развития критического мышления. Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. 

Приводим пример фрагмента урока по окружающему миру в 4 классе по теме: « Природные зоны. Тундра» на этапе усвоения новых знаний. Обучающимся предлагается текст на тему  «Что такое тундра?»

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

Совет:маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Учитель:

-Ребята прослушайте  инструкцию для  работы  с карточкой №1.

-Если уже знал об этой информации, то в тексте отмечаем  цифрой 1

 -Если узнал новое  отмечаем цифрой 2

-Если думал  иначе отмечаем цифрой  3

- Если не понял, есть вопрос  отмечаем цифрой 4

На данную работу 2 минуты

Проверка:

Ребята кто из вас уже знал эту информацию  отметил цифрой 1.

Спросить одного из ребят. (Зачитывает ответ).

Ребята кто из вас узнал новое и отметил  цифрой 2  поднимите руки. (Зачитывает ответ).

Ребята кто думал иначе и отметил  цифрой 3  поднимите руки

Почему ты думал иначе (Зачитывает ответ).

Ребята не понял, есть  вопрос  отметил цифрой 4

Зачитывают вопросы.  Дети задают вопросы

Что такое Тундра?

уже знал

Узнал новое

Думал иначе

Не понял, есть вопрос

1

2

3

4

4.На уроках математики мы используем следующие приёмы:

Если учащийся прочитает задачу, представит себя в ней главным действующим лицом, знает приёмы выбора действия, то успех обеспечен. Составление по задаче краткой записи помогает задачу понять главное, найти помощников в условии, выяснить требование. Большое значение имеет работа с задачей, данной в таблице или схеме. Такие задания развивают мышление, идёт поиск нужной информации.

- Приём составления вопросов к задаче, составление задач по схеме, таблице, краткой записи

-Ромашка Блума

Классификация вопросов Б.Блума:

• Простые вопросы.

• Уточняющие вопросы.

• Объясняющие (интерпретационные) вопросы.

• Творческие вопросы.

• Оценочные вопросы.

• Практические вопросы.

Во внеурочной деятельности

Результаты:

1.        умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

2.        умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).  

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

Для проверки уровня сформированности навыков смыслового чтения на уроках литературного чтениямы предлагаем  входную и итоговую диагностику. Начинаем данную работу с 1 класса.

Входной мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с текстами

Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

низкий

Умение составлять план текста

низкий

Умение восстановить последовательность событий

средний

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

средний

Преобразование и интерпретация информации

Умение формулировать несложные выводы

низкий

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

низкий

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний

Итоговый мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с тексами

Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Динамика

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

средний

+ 20 %

Умение составлять план текста

средний

+25%

Умение восстановить последовательность событий

средний

+ 15 %

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

высокий

 

+30%

Преобразование и интерпретация 
информации

Умение формулировать несложные выводы

средний

 

+20%

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

средний

 

+ 20 %

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний

 

+ 15 %

Результаты итогового мониторинга среди учеников 1-х классов за 2018-2019 учебный год показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении литературного чтения: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 20 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %, умение составлять план текста на 25%.

Результаты работы в классе по развитию навыков смыслового чтения за 3 года

Критерии

2016/2017 
учебный год
 
1 класс

2017/2018 
учебный год
 
2 класс

2018/2019
учебный год
 
3 класс

Общее понимание текста, ориентация в нем

40%

70%

90%

Глубокое и детальное понимание содержания текста

45%

65%

85%

Использование информации из текста для различных целей

50%

70%

95%

Данные таблицы свидетельствуют, что за 3 года обучения уровень сформированности навыка «Общее понимание текста, ориентация в нем» возрос на 50 %, «Глубокое и детальное понимание содержания текста» - на 40 %, «Использование информации из текста для различных целей» - на 45 %.

Заключение

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Применение методики смыслового чтения на протяжении уже трёх лет позволило сделать уроки литературного чтения и внеурочные занятия  интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.  Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Список литературы.

 Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - №

3.Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007.

4.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

5. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016.9.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: 2001

8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://www.edu.ru/db/portal/obschee/

9.Примерные образовательные программы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....