Технологическая карта урока Ф.И.Тютчев "Чародейкою зимою".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Попова Лариса Анатольевна

Знакомство с произведением Ф.Тютчева "Чародейкою зимою". Научатся выразительно читать, анализировать стихотворение,  находить средства художественной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.tyutchev_charodeykoyu_zimoyu_s.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс

Тема: Фёдор Иванович Тютчев «Чародейкою зимою…».

Тип: урок изучения нового материала (первичное знакомство со стихотворением).

Цель: ввести учащихся в мир поэзии Фёдора Ивановича Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
  • формировать умение анализировать поэтический текст;
  • закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте.

Развивающие:

  • развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
  • развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;

Воспитательные:

  • привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
  • воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательность к окружающему миру;
  • передать красоту и музыкальность поэтической речи.

Формируемые УУД

Личностные:

-проявлять положительное отношение к учебному предмету;

-проявлять интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

-уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

-фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные:

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.

-ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других, включаться в диалог с учителем;

-уважать другую точку зрения.

Предметные:

-осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

-наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.

Метапредметные:  

-формировать интерес к учению;

-оценивать правильность выполнения действия;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 

                                         

                                                     Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

-Какое  время года сейчас по календарю?

Как вы думаете, по каким признакам можно сказать, что это зима?

Приветствуют учителя, слушают, занимают рабочие места.

Зима. Стало холодно, морозно, выпадает снег, листья на деревьях опали, лужи покрываются льдом.

Л: положительное отношение к учебному предмету;

проявлять внимание, желание больше узнать.

II. Актуализация знаний

- Чем вам нравится зима?

Ребята, скажите, а бывали ли вы в лесу зимой? Что вы видели там? Чему удивились? Что запомнили?

- Молодцы, вот вы о зиме говорите красиво. Мы не поэты, но учиться красиво выражать свои мысли мы должны у мастеров художественного слова. Главное, что вы видите, чувствуете красоту природы. Сегодня мы с  вами отправимся в необычное путешествие в зимний лес.

Прежде чем отправиться в путешествие, проведём словарную разминку. Посмотрите на экран.

Подберите синонимы к слову ЧАРЫ.

К слову ОЧАРОВАТЬ.

К слову ЧАРОДЕЙКА.

Можно ли эти слова использовать в описании зимы и зимнего леса?

- Какие стихотворения вы знаете о зиме? Назовите авторов.

Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках, лепить снеговиков, строить крепости, кататься с горки на ледянках.

Да…

Колдовство.

Заколдовать, заворожить.

Колдунья, волшебница.

Да.

П: ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее.

III.  Постановка цели урока

- Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! В каждом стихотворении поэт описывает зиму по-своему.

Вспомните, как изображает зиму Александр Сергеевич Пушкин?

- У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной".

Но зима может быть и совсем иной, такой, какой отразил её в своём стихотворении Фёдор Иванович Тютчев.

- Посмотрите на портрет этого великого русского поэта.

Фёдор Иванович родился в 1803 году в  Овстуге Орловской губернии 
в семье дворянина. Об образовании Фёдора Ивановича родители очень заботились. Тютчев закончил Московский университет и получил кандидатскую степень.  Поэт был умный и образованный, обладал способностью быстрого чтения и умел удерживать в памяти все до малейших подробностей. Он любил Россию.

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Тема зимы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

П: ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее.

Р:

организовать сотрудничество с учителем и сверстниками.

К: слушать, слышать и вступать в диалог.

IV. Физ. минутка

- Давайте немного отдохнём. Повторяйте движения за мной.

Мы пришли в зимний лес

(ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

 (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит,

(руки отводят в сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх)

Следуют указаниям учителя, повторяют движения вместе с учителем.

V. Первичное восприятие нового материала

 - В будущем вам предстоит узнать ещё много  замечательных произведений Фёдора Ивановича, а сегодня мы познакомимся с одним из его  стихотворений.

 Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, как изобразил зиму Фёдор Иванович в этом стихотворении.

- Понравилось вам стихотворение? Чем?

 - Теперь давайте прочитаем стихотворение выразительно по строфам. Первую строфу читает.

Здесь дана сноска на слово «чудный».

Прочитайте, что обозначает это слово под стихотворением.

 - Как вы думаете, о Ком или о чём это стихотворение? 

  Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо.

 - Какой литературный прием использовал автор? 

Каким красивым словом называет поэт Зиму? 

Читает вторую строфу …

- Поэт по-особенному видит картину жизни зимнего леса, и, размышляя о её красоте и загадочности, как он говорит о лесе?

 - Почему он так сказал? Какое слово, рядом стоящее, помогает ответить на этот вопрос?

Это, что за приём?

Лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны и ждёт того времени, когда его разбудит солнце.

Ещё одно необычное выражение «окован лёгкой цепью пуховой».

- Как понять это выражение?

Что это за средство художественной выразительности?

Встречались ли вам в литературных произведениях люди или животные, о которых можно сказать «не мертвец  и не живой – сном волшебным очарован»? Расскажите о них.

Читает третью строфу …

Как изменяется лес под лучами солнца?

- Как вы понимаете слова «ослепительная краса»?

Здесь дана сноска на слово «мещет». Прочитайте, что обозначает это слово.

- Какая картина представилась вам, когда вы слушали и читали стихотворение?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (весёлое ли, грустное, торжествен-ное, загадочное и т. д.)

Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение.

Читают стихотворение про себя.

Работают по строфам.

Прекрасный, удивительный.

О зиме.

Наверно, хотел показать, что Зима живая…

Олицетворение.

Чародейка.

Сном волшебным очарован.

Эпитет.

Метафора.

Спящая красавица.

Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой.

Необыкновенная красота…

Мечет, образовано от слова «метать».

Волшебное, загадочное…

Чувства волшебства, очарования…

Слушают учителя.

Р: организовать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л:-выражать положительное отношение к процессу познания.

П:

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии.

VI. Работа с картиной  И.И. Шишкина  «Зима»

Работа с репродукцией картины  И.И. Шишкин «Зима».  

-Ребята,  в начале урока мы с вами говорили, что красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание  бессмертных  шедевров.  Перед вами картина известного  художника  И.И. Шишкина  «Зима».

  • - Что вы  видите на картине?    (Зимний пейзаж)

- Каким изобразил лес художник?

- И стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой».

Работа в группах.  Группа подберёт  в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца.

К:  Освоение способов совместной деятельности

П:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию.

VII.  Обобщение и систематизация полученных знаний

- Какие чувства вы испытали при чтении? Что вы чувствовали?

 - Волшебную сказку стихотворения нам помогают представить не  только слова, а и то, как оно построено. Мы чаще всего встречаем стихи, написанные четверостишьями. В стихотворении Ф. И. Тютчева 3 строфы по 5 строк. Пятая строчка в стихотворении усиливает ощущение сказочности, таинственности и колдовства. Если убрать пятую строчку - исчезнет тайна, которая достигается с помощью необычных слов.

Поэт не просто рассказывает нам о природе, он показывает её. А, показывает он нам это с помощью средств художественной выразительности. Каких?

 - Прочитайте стихотворение полностью с выражением.

Олицетворение, эпитет, метафора.

Ученик читает стихотворение выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонации.

Р: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К: - формирование умения слушать и слышать

VIII. Рефлексия. Подведение итогов

 - Наш урок подходит к концу и путешествие заканчивается.

 Скажите, с каким произведением мы сегодня  знакомились? Кто автор?

 -Что вы запомнили из биографии автора?

 - Я советую вам прочитать больше стихотворений Фёдора Ивановича. Спасибо за урок!

Со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева.

Р:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

      IX. Домашнее задание

    Выразительное чтение  стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

Технологическая карта урока окружающего мира «Где зимуют птицы?» (1 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.Задачи урокаДидактические:Формировать представления учащихся о птицах...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....