Читательская грамотность как основа функциональной грамотности
статья по чтению

Киселева Ольга Борисовна

           Функциональная грамотность школьников является важным показателем качества образования. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.   Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать её при решении различных задач.

Учителю нужно создать условия для того, чтобы обучающиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста.

В данной статье я рассматриваю различные способы работы по формированию читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читательская грамотность

как основа функциональной грамотности

                  Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы – научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности обучающегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

                 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.   Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать её при решении различных задач.

               Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  

                На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

                 Назову особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Это:

  • умение правильно прочитывать слова;
  • понимать смысл текста;
  • выразительно читать.

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

               Учителю нужно создать условия для того, чтобы обучающиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста:

  • умением находить и извлекать информацию из текста;
  • умением интегрировать и интерпретировать информацию;
  • умением осмыслить и оценить содержание текста;
  • умением ориентироваться в различных источниках информации;
  • увеличением темпа чтения.

               Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

              У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

  1.  Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
  • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
  • умения находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • умения, основываясь на тексте, сделать простые выводы.
  1. Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя:
  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

                Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

               Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности школьника к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

              Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, ещё не полностью освоивших основы чтения. Для того, чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие обучающимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Представление о читательской грамотности  как об одном из планируемых результатов  начального образования  ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

 Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

При формировании читательской грамотности я использую следующие способы работы.

  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

  • Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяю как на стадии  объяснения  нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества  Л.Н. Толстого дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Льве Николаевиче и его произведениях, что узнали нового, какие его произведения хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  •  Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

  • Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

              Также на уроках я использую листы для работы по формированию функциональной грамотности. Данные листы содержат в себе комплексную работу над читательской грамотностью (работа с текстом),

над естественнонаучной грамотностью (фото растения или животного),

над математической грамотностью (работа с математическими понятиями).

Пример. Рабочий лист по функциональной грамотности для 2 класса (по тексту басни Л.Н. Толстого «Два товарища»).

Наибольший интерес у обучающихся вызывают командные игры по формированию функциональной грамотности. Пример.

                На уроке русского языка мы проводили урок-игру «Должен грамотным быть человек». Целью данного урока было формирование функциональной грамотности посредством игрового и занимательного материала.  Задачи: создание условий для развития навыков выполнения нестандартных заданий, формирование и обогащение словарного запаса обучающихся, развитие внимания, логического мышления, умения работать в команде.

             В заключение хочу отметить, что при использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

Проблема формирования читательской грамотности младших школьников существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание....

выступление по теме: "Читательская грамотность как фундамент функциональной грамотности"

В презентации рассматривается читательская грамотность, пути её формирования в учебном процессе....

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....

Презентация "Читательская грамотность - основа функциональной грамотности"

Предлагаю готовую презентацию по теме "Читательская грамотность - основа функциональной грамотности", в которой дается определение читательской грамотности, основные аспекты читательской гра...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....