Звуки [п] [п‘], буквы П,п. Закрепление. Профессии людей
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Панфилова Олеся Валерьевна

Конспект и презентация к уроку в 1 классе УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса по теме «Звуки [п] [п‘], буквы П,п. Закрепление. Профессии людей» УМК «Школа России», 1 класс учебник «Азбука», ч.1, Авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А Виноградская, М.В. Бойкина

Цель урока: Научить вычленять в речи согласные звуки [п],[ п] , обозначать их в письменной речи;  читать слоги и слова с изученными буквами. Развития речи.

Задачи урока:

•        учить звуковому и сравнительному анализу слов;

•        способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

•        продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;

•        развивать фонематическую и устную речь;

•        воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;

•        воспитывать культуру поведения на уроке;

•        воспитывать мотивацию к учению.

Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты: проявляют общепринятые правила человеколюбия, уважения к труду.

УУД (метапредметные):

Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации, схемы; логические – характеризуют согласные звуки [п], [п’]

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- индивидуальные карточки;

- Азбука, ч.1, Авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А Виноградская, М.В. Бойкина

Вид урока: Урок –игра «Путешествие с почтальоном Печкиным»

План урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)
  2. Актуализация знаний  (5 мин)
  3. Работа по теме урока.( 7 мин)
  4. Физкультминутка (3 мин)
  5. Продолжение работы по теме урока. (14 мин.)
  6. Итог урока (2 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)

ХОД УРОКА

СЛАЙ № 1

1.Орг. момент.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Наш урок сегодня не совсем обычный, так как у нас с вами сегодня много гостей. Принимать гостей всегда очень приятно. Посмотрите на это солнышко, улыбнитесь так, как оно улыбается вам, и с хорошим настроением продолжим  узнавать новое и интересное.

– Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Но будет оно не простым, так как нам предстоит  пройти много испытаний

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

СЛАЙД № 2

2. Актуализация знаний

- А сопровождать нас с вами в этом путешествии будет любимый многими литературный герой.

- Узнайте, кто это!

«Дядя Фёдор, на крыльцо!

Вот Вам, Фёдор, письмецо.

Вам прислала его мама,

А от папы — телеграмма».

Кто сказал так на крылечке?

Почтальон, известно, ... (Печкин)

 

Печкин пришёл к нам не с пустыми руками. Он принёс для вас много заданий, а вот и первое задание.

СЛАЙД № 3

- Перед нами лента букв.

- Скажите, на какие группы делятся все буквы? (гласные, согласные и буквы, которые не имеют звука)

- Что вы знаете о гласных буквах? (гласными буквами мы обозначаем гласные звуки, которые поются, при произношении воздух во рту не встречает преграду и гласные образуют слог)

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

(а,о,у,ы,и,е)

- Чем гласные верхнего ряда отличаются от гласных нижнего ряда?

(гласные верхнего ряда делают предшествующие согласные звуки твёрдыми, а гласные нижнего ряда делают предшествующие согласные звуки мягкими)

А что вы знаете о согласных буквах?

(Согласными буквами мы обозначаем согласные звуки. Они не поются, при произношении воздух во рту встречает преграду и они не образуют слог)

- Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

(н,с,к,л,р,в,т,п)

- Чем отличаются согласные верхнего ряда от согласных нижнего ряда?

(согласными верхнего ряда мы обозначаем звонкие согласные звуки, а согласными нижнего ряда – глухие звуки)

- А почему некоторые звуки закрыты карточками? (Мы их еще не изучили)

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

- Скажите, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (П, п)

- Расскажите все, что вы знаете о букве П,п.

(буквой П мы обозначаем глухие согласные звуки [п],[п`])

- Вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Буква П и звуки [п],[п`])

3. Работа по теме урока.

СЛАЙД № 4

  1. Чтение слогов

-  А теперь следующее задание от почтальона Печкина.

- Давайте хором прочитаем слоги с буквой П.

ПА

АП

ПО

ОП

ПУ

УП

ПЫ

ЫП

ПИ

ИП

ПЕ

ЕП

- Назовите слоги, в которых вы слышите мягкий согласный звук [п`] и объясните, почему?

(ПЕ, ПИ - буквы и, е делают предшествующие согласные звуки мягкими)

  1. Игра «Твёрдый – мягкий»

- А сейчас Печкин приглашает вас сыграть в игру «Твёрдый – мягкий»

- В игре будут принимать участие две команды. 1 команда – первый вариант, 2 команда – 2 вариант. 1 команда (1 вариант будут называть слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука [п], а 2 команда (2 вариань) с мягкого согласного звука[п`]. Игра продлится до первой ошибки.

(Итог)

СЛАЙД № 5

3) Работа с учебником. ( «Азбука», с.80)

- Почтальон Печкин предлагает вам открыть учебник на стр.80.и прочитать рассказ «Скоро конкурс».

(а) чтение одним человеком

- Сколько предложений в этом рассказе?

б) чтение рассказа цепочкой по одному предложению

- Почему это рассказ?

(В рассказе 2 или более предложений. В рассказе предложения связаны между собой по смыслу. Рассказ можно озаглавить.)

- О чём вы прочитали?

(О том, что у ребят в классе скоро будет конкурс рисунка.)

- Знаете ли вы, что такое «конкурс»? Кто объяснит?

(конкурс – это соревнование, чтобы выявить победителя в чём либо)

- В каком конкурсе участвовали дети?

(конкурс рисунков)

- Как звали детей?

(Вера, Павел, Полина, Виктор)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

(имена детей)

- А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

(…)

- Прочитайте вопросительное предложение.

- Объясните, почему в конце этого предложения стоит вопросительный знак?

- Обратите внимание на рисунки к рассказу. Соотнеси рисунки и предложения.

У Павла трактор.

У Веры кукла.

У Полины астры.

У Виктора кран.

- Ребята, а вы любите принимать участие в конкурсах?

- Я хочу вам пожелать активного участия в конкурсах и побед в них.

4. Физминутка

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьёт, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, (Мешаем поварешкой)

Самолет ведет пилот – (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой, движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы (Руки-согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец, чтобы профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (Повороты кистями – тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем).

5. Продолжение работы по теме урока.

- Сегодня в нашем путешествии нас сопровождает Печкин. А кто он по профессии?

(почтальон)

- С какой буквы начинается слово ПОЧТАЛЬОН?

 (П)

- Сегодня мы будем говорить о профессиях, которые начинаются на букву П

- Узнайте, о каких профессиях пойдёт речь в загадках. И скажите, какой звук вы слышите в начале этих слов.

С огнём бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

             (пожарные)

Мама – золотые руки
Шьёт рубашки, платья , брюки,
Ух ты, ведь сестрёнка Света
Вся с иголочки одета.

             (портниха)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

              (парикмахер)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

               (повар)

-  Что общего между этими словами?

(все слова начинаются на букву П)

- А какие ещё профессии начинаются на букву П?

(пианист, почтальон, писатель, полицейский, пилот, плотник)

- Недаром говорят: «Все профессии важны, все профессии нужны.»

- На какие две группы можно разделить все эти слова?

(слова, которые начинаются с мягкого согласного звука и твёрдого согласного звука)

- А сейчас давайте прочитаем на с. 83 рассказ «Повар».

(Чтение одним учеником.)

- Сколько в рассказе предложений?

- А сейчас давайте прочитаем его цепочкой по одному предложению.

Вопросы:

– Как зовут повара?

– Чем занимается повар?

– Какое блюдо готовит Елена Петровна?

- Найдите это предложение в тексте и прочитайте его.

- А кто кроме повара умеет хорошо готовить суп?

(мама)

- Да ребята, у ваших мам золотые руки. Они могут всё.

СЛАЙД № 6.

- Печкин приглашает вас сыграть в игру «Какое слово лишнее?»

- Давайте прочитаем эти слова хором.

пила

писк

приз

пруд

паста

птица

панда

пилот

петух

Полина

пчела

парта

  1. Пила – 2 слога и 2 ударный.
  2. Пилот – 2 ударный, [п`].
  3. Полина – имя девочки, 3 слога). Парта – 1 слог ударный. Петух – [п`] - мягкий

СЛАЙД № 7

- Почтальон Печкин приглашает вас выполнить творческое задание.

Составь из данных слов предложения.

Назовите в каждом предложении слова, в которых встречается буква П. ( на карточках)

  1. На, подняли, парус, лодке.

( На лодке подняли парус.)

  1. По, гуляет, павлин, важный, поляне.

(По поляне гуляет важный павлин.)

  1. реке, По, горной, плывёт, плот.

(По горной реке плывёт плот.)

  1. В, живёт, зоопарке, красивый, павлин.

(В зоопарке живёт красивый павлин.)

  1. Паша, бумажный, пароходик, смастерил.

(Паша смастерил бумажный пароходик.)

СЛАЙД № 8-18

- В заключение нашего урока почтальон Печкин хочет дать вам задания и проверить, как вы усвоили тему урока.

СЛАЙД №8

Нам нужно выбрать продукты в названии которых встречается буква П. (суп, запеканка, пирог, пончик)

СЛАЙД №9-10

Теперь Печкин предлагает разложить выбранные продукты на нужный стол. Кто догадался, как нужно распределить продукты? (на левый стол, где буква П дает твердый звук [п], а на правый мягкий звук [п‘]. Пончик суп-левый стол, запеканка, пирог – правый стол.)

СЛАЙД №11-12

Какой продукт называет Печкин? (суп)

Звуко-буквенный анализ слова суп.

СЛАЙД №13-14

Какой продукт называет Печкин? (пирог)

Звуко-буквенный анализ слова пирог.

СЛАЙД №15-16

Прибежал Шарик и тоже решил сделать схемы слов. Все ли верно он сделал? (Нет, он перепутал схемы местами.)

Звуко-буквенный анализ слов: запеканка и пончик.

СЛАЙД №17-18

Кто догадался какой буквы не хватает? (Буква П)

Прочитаем стихотворение, вставляя пропущенную букву.

Чтение стихотворения хором.

СЛАЙД № 19
6. Итог урока

- Вот и подошел к концу наш урок. Чтобы запустить шарик, давайте подведем итог.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Расскажите о букве, которую мы сегодня повторяли на уроке?

- Чем понравилось заниматься на уроке?

- Какие задания вызвали затруднения в их выполнении?

СЛАЙД № 20

7. Рефлексия

СЛАЙД № 21

СПАСИБО ЗА УРОК!

Приложение

На, подняли, парус, лодке.

По, гуляет, павлин, важный, поляне.

реке, По, горной, плывёт, плот.

В, живёт, зоопарке, красивый, павлин.

Паша, бумажный, пароходик, смастерил.

На, подняли, парус, лодке.

По, гуляет, павлин, важный, поляне.

реке, По, горной, плывёт, плот.

В, живёт, зоопарке, красивый, павлин.

Паша, бумажный, пароходик, смастерил.

На, подняли, парус, лодке.

По, гуляет, павлин, важный, поляне.

реке, По, горной, плывёт, плот.

В, живёт, зоопарке, красивый, павлин.

Паша, бумажный, пароходик, смастерил.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

ЗВУКИ [л], [л\']. БУКВЫ Л, л. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Открытый урок по обучению грамоте в 1 «Б» классе.УМК: Перспективная начальная школа.Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).Дата проведения: 23.10.2013 года.Учитель: Мали...

ЗВУКИ [л], [л\']. БУКВЫ Л, л. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

УМК: Перспективная начальная школа.Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).Дата проведения: 23.10.2013 года.Учитель: Малинина Надежда Александровна.Тип урока: обобщение и...

ЗВУКИ [л], [л\']. БУКВЫ Л, л. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

УМК: Перспективная начальная школа.Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).Дата проведения: 23.10.2013 года.Учитель: Малинина Надежда Александровна.Тип урока: обобщение и...

"Звуки [л],[л’].Буквы Л,л. Закрепление."

Урок разработан в рамках ФГОС. Цель урока: учить детей распознавать звуки [л],[л’] и записывать их буквами Л,л....

Урок литературного чтения в 1 классе «Звуки [п] [п‘], буквы П,п. Закрепление. Профессии людей»

Урок литературного чтения в 1 классе «Звуки [п] [п‘], буквы П,п. Закрепление. Профессии людей»...

"Звуки [в], [в\']. Буквы В, в. Закрепление изученных букв".

Второй урок по плану, направленный на формирование умения выделять звуки [в], [в']; умения читать слоги, слова с изученными буквами....