Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ветлужских Елизавета Константиновна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять основную мысль произведения, составлять характеристики героев

Задачи урока

Дидактические:

1) формировать понятие о рассказе как о литературном жанре;

2) познакомить обучающихся с произведением «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского;

3) учить пересказывать.

Развивающие:

1) развивать мышление: умение рассуждать, анализировать и делать выводы в ходе чтения и анализа;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2) развивать умение проводить взаимооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слепая лошадь35.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 28.04.2023

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс:

Урок: 4

Время: 15:50 – 16:30    Кабинет: 113

Студент: Ветлужских Елизавета Константиновна

Группа: 35

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять основную мысль произведения, составлять характеристики героев

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о рассказе как о литературном жанре;

2) познакомить обучающихся с произведением «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского;

3) учить пересказывать.

Предметные:

  1. 1) учиться делить текст на части;
  2. 2) учиться пересказывать по содержанию произведения.

Развивающие:

  1. развивать мышление: умение рассуждать, анализировать и делать выводы в ходе чтения и анализа;
  2. развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

  1. устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;
  2. формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

  1. воспитывать самостоятельность в определении деятельности;
  2. развивать умение проводить взаимооценку.

УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

 

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

 

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует актуализацию знаний через подводящий диалог

- Начнем урок с высказывания. Посмотрите на слайд и прочитайте его:

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело.» Ушинский

2. Отвечают на вопросы учителя

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

Посмотрите на слайд. Вы видите портреты нескольких авторов. Назовите их.

Молодцы, а кто изображён на 3 портрете?

На 3 портрете изображен Ушинский Константин Дмитриевич, русский писатель.

Давайте посмотрим на портрет этого писателя. Взгляните на него и попробуйте предположить, каким он был человеком?

Что вы можете сказать о нём?

На слайде представлена загадка. Кто отгадал поднимает руку.

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Слова – подсказки

1.Прочитать…

2.Узнать….

3. Поразмышлять…

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Ханс Кристиан Андерсен.

Не знаем.

Предположения детей.

О К.Д. Ушинском

Лошадка

1.Прочитать рассказ «Слепая лошадь»

2. Узнать историческое прошлое нашей страны

3. Поразмышлять над произведением

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Скажите, а встречались ли мы сегодня с этим автором?

- Верно, сегодня мы обсуждали его высказывание.

Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула. Ушинский учился на юридическом факультете.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось зазубривать их наизусть. Писатель посвятил много времени составлению детских книг «Детский мир», учебник русского языка «Родное слово».

«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.

Здесь собрана небольшая литературная выставка произведений Ушинского. Посмотрите на иллюстрацию. Предположите о чём, может быть, эта книга? («Дети в роще», «Дедушка», «Гуси» и «Ученный медведь»)

Одним из произведений К. Д Ушинского был рассказ «Слепая лошадь». Посмотрите на иллюстрацию к произведению и предположите, о чём будет этот рассказ?

Тогда давайте узнаем. Но для этого нам необходимо выяснить значение слова.

Посмотрите на экран. Кто может объяснить мне значение этих слов.

Хворать

Князь

Единодушно

(Картинный словарь)

Рогатина – славянское тяжёлое копьё для охоты или рукопашного боя

Узда – упряжь, предназначенная для управления лошадью.

Стряха – свисающий край крыши деревянной избы.

Порча - тяжёлая ткань из шёлка с узором.

Молодцы, теперь мы можем начать читать. Давайте прослушаем рассказ. «Слепая лошадь»

Да, вначале урока, мы встречались с его высказыванием.

Предположения детей.

Предположения.

Болеть

Правитель территории

Единогласно, все согласны

Аудиозапись

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

- Итак, кто были главными героями рассказа и кем они были?

- Почему у них такие имена?

- Правильно. Кем был для Уседома Догони – Ветер? 

Что однажды приключилось с купцом? (по иллюстрации)

- Кто спас Уседома?  И как?

- Что обещал хозяин своему коню?

- Сдержал Уседом свое слово?

- Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой?

Как вы думаете, какая главная мысль этого рассказа, чему он нас учит?

Верно, молодцы.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

Уседом богатый, но жадный купец. Догони-Ветер лошадь.

Уседома так зовут, потому что он богатый и его имя от «всё дома»
А Догони Ветер очень быстрый.

Любимым конём.

На него напали разбойники. «Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.»


Его конь Догони Ветер.
«Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь»

«Что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.»


Нет. Он выгнал своего коня.

Из-за ленивого работника, который раньше времени напоил коня. Он заболел, ослаб и ослеп.

Никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, и слово свое надо всегда держать. 

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Физминутка

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Ф

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

Прослушав рассказ, скажите, что вы узнали об истории нашего народа?

Какой народный закон существовал в городе Винета?

Что такое вече?

Когда и как созывалось это собрание?

Кто имел право звонить в колокол?

Рассказывают.

Вече.

Собиралось собрание, для решения важных вопросов. Созывалось звоном в колокол.

Народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.  

Сейчас вам необходимо достать цветные карандаши. Нарисуйте рисунок, который опишет как сложилась судьба Догони Ветра после завершения рассказа. Как вы думаете, что с ними будет дальше.

Расскажите о своём рисунке, каким вы видите продолжение рассказа?

1.Выполняют самостоятельную работу.

Рисуют.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Какая главная мысль рассказа?

- Какие чувства у вас возникли от данного произведения?

- Какой вывод можно сделать?

-Спасибо за урок, до свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Константин Дмитриевич Ушинский»

1.Узнаем об авторе К.Д. Ушинском

2. Прочитаем его произведение.

3. Проанализируем произведение.

УУРД:

Оценивать свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...