«Н. Некрасов – народный поэт»
план-конспект урока по чтению

Создать условия для знакомства с новым произведением «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.

Совершенствовать навык чтения и  умение передавать эмоциональное настроение при чтении произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasov_-_narodnyy_poet.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

 «Н. Некрасов – народный поэт» 8 класс

Тип урока

Комбинированный

1.Образовательные задачи

Создать условия для знакомства с новым произведением «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.

Совершенствовать навык чтения и  умение передавать эмоциональное настроение при чтении произведения.

2. Коррекционно-развивающие

Развивать мышление через анализ стихотворения, память через многократное обращение к тексту произведения;

Обогащать словарный  запас  обучающихся.

3. Воспитательные

Воспитывать нравственные качества личности: патриотизм, сострадание .

Формируемые БУДы:

- личностные

Умение:

 эмоционально откликаться на содержание произведения; мотивировать на учебную деятельность; уважительно относится к мнению других.

- познавательные

Умение:

осуществлять анализ произведения; осуществлять смысловое чтение; передавать информацию в устной форме.

- регулятивные

Умение:

принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно работать с текстом;  осуществлять рефлексию.

- коммуникативные

Умение:

выражать свои мысли; слушать и понимать других.

Методы и приемы

По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические.

По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный

Приемы: поиск ответов на поставленные вопросы;

Работа с источниками информации.

Формы работы

Фронтальная,  индивидуальная.

Система средств

Учебник чтения для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 9 класс А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова,  запись на доске

Оборудование

Компьютер, проектор; презентация «Н.А. Некрасов – народный поэт».

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Новый материал.
  4. Закрепление.
  5. Итог и рефлексия.

Планируемые предметные результаты

Достаточный уровень:

  • правильное, осознанное, выразительное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
  • ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора;
  • определение собственного отношения к прочитанному с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
  • нахождение в тексте непонятных слов, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст.

Ход урока

Этапы урока

(цели)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (предметные результаты)

БУД

Организационный

Прозвенел, друзья, звонок

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Настрой на урок

Речевая разминка

Проверка Д/З

Актуализация знаний

- Что нам поможет, чтобы говорить чётко, громко, выразительно?

  • На артикуляцию: «Жарко – холодно»
  • На дыхание: «Вырастим большими»

На дикцию: я лиру посвятил народу своему

- прочитайте по слогам, скороговоркой, с различной интонацией, увеличивая силу голоса, меняя логическое ударение.

Выполнение упражнений

ЛУУД: мотивация учебной деятельности.

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

- Ребята, как думаете, кому принадлежит высказывание «Я лиру посвятил народу своему»? Почему вы так решили?

  • «Мозговой штурм»

- С чем связаны детские воспоминания Н. А. Некрасова?

- Что в них было светлого, доброго?

- Что вызывало боль, тоску?

-Как отразились детские впечатления на творчество поэта?

Ответы на вопросы биографической статьи.

КУУД: умение выражать свои мысли.

- Сегодня, ребята, мы будем работать над отрывком стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Наша задача: доказать, что Н.А. Некрасов – истинно народный поэт, и его произведение - тому доказательство.

- Но сперва узнаем историю создания этого стихотворения. Послушайте выступление одноклассника.

Выступление обучающегося

«А. Я. Панова в своих воспоминаниях утверждает, что стихотворение было написано под впечатлением подлинного случая: напротив окон квартиры Некрасова находился подъезд квартиры министра государственных имуществ. Однажды Некрасов увидел дворников и городового, гнавших от подъезда промерзших крестьян-просителей. Некрасов «сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и уселся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда»».

ПУУД: умение передавать информацию в устной форме.

РУУД: умение слушать и понимать других.

Изучение нового

  • Первичное восприятие произведения.

- Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Каким чувством проникнуто произведение?»

  • Самостоятельное чтение и выявление непонятных слов.
  • Словарная работа.

Обитель – место

Палаты – государственное учреждение

Почил – уснул.

ФИЗМИНУТКА

 1-2. Взмахом левую руку занеси за правое плечо, голову повернуть влево.

3- Руки на пояс.

4-5. Тоже повторить правой рукой.

Темп медленный.

  • Вторичное чтение и анализ стихотворения.

- Читаем до слов «У подъезда судов и палат»

- О ком говорится в этом отрывке? (о простом народе).

- В каком положении находится народ? (в тяжёлом, трудном, безысходном).

- С чем автор ассоциирует его? (стоном).

- Какое значение для выражения чувств и мыслей поэта имеет повторение слов «стонет», «стон»? (народ угнетён, он страдает).

- Читаем далее до слов «То бурлаки идут бечевой». Рассмотрите репродукцию картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».

- Найдите в тексте строки, которые могут служить подписью к ней.

- Читаем со слов «Волга! Волга!» до конца «И духовно навеки почил?»

- С чем сравнивает Некрасов народную скорбь? (с многоводной рекой).

- Как характеризует поэта строка: «Эх, сердечный!»? (он страдает, у него болит сердце за народ).

- Какие два пути видит поэт в судьбе народа? Ответ подтвердите строками стихотворения.

Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи.

Чтение непонятных слов в тексте, разбор значения.

Правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии.

Ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами и словами автора.

ЛУУД: умение эмоционально откликаться на содержание произведения

ПУУД: умение осуществлять смысловое чтение

КУУД: умение слушать и понимать других.

ПУУД: осуществление анализа текста.

ЛУУД: уважительное отношение к мнению других.

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Закрепление

- Найдите в стихотворении обращения поэта к родной земле, Волге, народу. Как вы прочитаете эти обращения?

- С какими вопросами обращается поэт к читателю? Прочитайте вопросительные предложения. Найдите в них слова, которые надо выделить голосом.

- С какой интонацией читается стихотворение?

  • Читаем стихотворение выразительно.

Ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами и словами автора.

Выразительное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии.

ПУУД: умение осуществлять смысловое чтение.

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Итог

Рефлексия

- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

- О чем, на ваш взгляд, это стихотворение? (О простом народе, об их страдании и угнетении).

- Итак, ребята, вернёмся к вопросу: Сбылись ли стремления поэта Н. Некрасова стать народным поэтом? Докажите на примере стихотворения, которое изучали на уроке. (В стихотворении говорится о народе, и где бы ни жил, ни находился он, жизнь его тяжёлая. Поэт тоже страдает, потому что с детства видел жизнь угнетенного народа, его боль.)

- Творчество великого русского поэта Н. А. Некрасова было посвящено народу. Герои его произведений простой русский народ- мужики, женщины – крестьянки, дети.

Определение собственного отношения к прочитанному

ЛУУД: формирование эмоционального отношения к прочитанному

КУУД: умение слушать и понимать других.

1.  Своей работой на уроке я…

2. Урок для меня показался …

3. За урок я …

4. Мое настроение …

Оценивание своей работы на уроке.

РУУД: осуществление рефлексии.

Д/З

Выразительное чтение стихотворения.

Запись Д/З в дневник.

РУУД: умение принимать учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексический КВН по творчеству татарского народного поэта Г.Тукая

Материал  предназначен  для  проведения  мероприятия  по  внеклассной  работе  по  татарскому  языку  и  литературному  чтению....

Урок одного стихотворения Коми поэта. А.В. Некрасов "Северная весна"

Данный материал способствует закреплению навыков знаний орфограмм, опеределеню частей речи, формирует умение работать над стихотворным текстом о пророде, знание лексического значения слов. Работа спос...

Мультимедийная презентация " Народный поэт Дагестана Расул Гамзатович Гамзатов".

Данная презентация поможет интересно провести классный час или урок литературы по теме " Расул Гамзатов- народный поэт Дагестана"....

Повышение интереса к чтению через произведения народного поэта Якутии П.Н. Тобурокова

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать. Ежегодно школьный порог переступают  первокла...

Образ природы в лирике русских поэтов. Н.А. Некрасов «Славная осень!...»

На уроке литературного чтения в 3 классе  проводится работа  по формированию навыков и приемов смыслового чтения, которая  способствует развитию логического, творческого мышления учащих...

Классный час "Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова"

Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, интерес  к творчеству Д.Н.Кугультинова...

Классный час в 4 классе "Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова"

Цель: Воспитывать любовь к родному краю, интерес  к творчеству Д.Н.Кугультинова...