Урок «Валентина Александровна Осеева "Синие листья"»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Райко Елизавета Романовна

Урок «Валентина Александровна Осеева "Синие листья"» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinie_listya_got.docx810.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2"А".

Тема урока: «Валентина Александровна Осеева "Синие листья"»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении рассказа Валентины Александровны Осеевой «Синие листья»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

Формировать умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл: определять героев произведения, основные события; определять авторскую позицию и высказывать отношение к героям

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять героев произведения, основные события;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- определять авторскую позицию и высказывать отношение к героям.

Развивающие:

  • Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, составлять план своих действий, осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность.

  • Формировать умения: осуществлять синтез, как составление целого из частей, анализ, сравнение, поиск необходимой информации и обобщение изученного, причинно-следственные связи.

  • Формировать умения: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • Формировать умения: определять тему и главную мысль текста.
  • Формировать умения: понимать информацию, представленную в неявном виде, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

-Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность.

- Учащиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения своего действия.

2. Познавательные:

-Учащиеся научатся: осуществлять синтез, как составление целого из частей; осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации.

- Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять обобщение изученного, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные:

-Учащиеся научатся: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

- Учащиеся получат возможность научиться: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  

4. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

- Учащиеся научатся: определять тему и главную мысль текста.

- Учащиеся научатся: понимать информацию, представленную в неявном виде, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение.

Воспитательная:
1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  • Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Дидактические средства: карточки с заданием.

Интерактивное оборудование: проектор, экран, колонки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный (приветствие, проверка готовности к уроку,)

Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Романовна  и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должен быть учебник, раздаточный материал, пенал.

Прочитайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете. Хорошему научиться трудно, отвернуться от него легко.

Сегодня мы с вами продолжим читать и развиваться.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Хорошим делам  учишься долго, но если научиться будешь счастливым, а вот забросить это дело легко и быстро.

К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

  1. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Словесный (беседа)

Проведем речевую разминку.

Посмотрите на доску.

Перед нами торт, а на нём свечи, а чтобы наш урок прошёл хорошо, нам нужно задуть их, но не просто задуть, а набрать много воздуха и задуть на выдохе сначала все свечи, а потом каждую по отдельности.

Прочитайте стихотворение, записанное на слайде.

О рукопожатии

Если ж кто-то стал тонуть,

Или стонет в яме…

Можно руку протянуть,

Первым руку протянуть

     Старшему и даме!

                         А. Усачев

Теперь на одном дыхании,  каждую строчку громче предыдущей.

Ребята, сейчас я буду читать начало стихотворения, а вы должны его продолжить хором.

«Если ж кто-то стал тонуть,

Или стонет в яме:…

Можно руку протянуть,

Первым руку протянуть

Старшему и даме!

Помочь человеку, не оставить его в беде.

 

К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

3. Выявление места и причины

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Сегодня мы познакомимся с новым писателем.

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кто изображен на иллюстрации?

- Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения он написал? Для кого они были?

- Давайте, я немного вам расскажу о этом авторе.  

Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей.

- Посмотрите на слайд и скажите в каком году и где он родился?

Верно. В семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. Чехов учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии.

-Посмотрите на слайд и скажите, на какой факультет поступил Чехов?

 В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача.  

Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей.

- Рассмотрите иллюстрации и перечислите, какие рассказы написал чехов.

 В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.

- Определите тему урока, скажите, с кем мы сегодня познакомимся.

- Исходя из темы урока, какую можно цель поставить?

Учащиеся выполняют задание

- Антон Павлович Чехов.

- Он написал много произведений для детей, например: «Хирургия», «Беззащитное существо», «Жалобная книга» и д,р,

- Он родился в 1860 году в городе Таганроге.

- На медицинский.

- Детвора, Ванька, Каштанка, Беглец, Белолобый, Мальчики.

Знакомство с новым произведением А. П. Чехова.

Познакомиться с новым произведением А. П. Чехова.

.

К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

С помощью чего мы достигнем цель урока?

Давайте составим свой план. Посмотрите на слайд, перед вам предложения, давайте выявим, какие из них будут пунктами плана.

Прочитать произведение автора

Лениться

Ответить на вопросы по содержанию текста

Не слушать учителя

Подведём итоги урока

Молодцы!

 С помощью плана.

1.Прочитать произведение автора.

2.Ответить на вопросы по содержанию текста.

3.Подведём итоги урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К: владеть диалогической формой речи,

5.Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Сегодня мы будем изучать одно из произведений Антона Павловича Чехова, а какое мы с вами узнаем поняв общую схожесть четырех иллюстраций на слайде.

- Рассмотрите и скажите, что общее в этих иллюстрациях?

- Верно, и произведение, которое мы с вами будем читать так и называется «Мальчики».

 

Откройте учебник на странице 85, выполним первый пункт нашего плана, прочитаем произведение.  

Начинаем читать рассказ по абзацу с первой парты первого ряда.

А сейчас предлагаю вам принять участие в физминутке.

Учитель включает видеофрагмент.

- Во всех иллюстрациях присутствуют мальчики.

Учащиеся открывают учебник и по абзацу читают половину произведения.  

Выполняют физминутку.

Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: владеть диалогической формой речи,

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 -Почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»? (потому что мальчики — это главные герои и весь сюжет крутится вокруг их плана)

- Что можно сказать о семье Королевых? (Семья Королевых многодетная семья, в семействе четверо детей – три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя)

- Как сёстры относились к Володе?

- Что заметили сестры в поведении Володи?

-Куда собирались сбежать мальчики?

-Удалось ли им сбежать?

- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

- Вспомните, как описывает автор мальчиков? (Володя – пухлый…Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

- А что вы можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.)

- О чем мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли себе жизнь в Америке? (Они мечтали о приключениях и богатстве. Они хотели купить себе плантации и называли себя индейцами.)

- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи? (Встречи мальчиков с семьей коренным образом отличаются, так как в начале рассказа семья Королевых радостно встречали мальчиков и очень обрадовались их приезду. А в конце произведения, когда мальчики нашлись, семья была взволнована и расстроена, и рассержена).

- Создавая свое произведение автор само выражается, он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими чувствами и эмоциями.

- Как вы думаете, мечтал ли Антон Павлович, когда был маленьким о таком путешествии?

- Можно ли осуществить такие задумки детям?

. ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять героев произведения, основные события;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

Р: оценивать правильность выполнения своего действия.

К: владеть диалогической формой речи,

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Ребята у вас на партах лежат картинки и пословицы, предлагаю вам сопоставить их.

Скажите, какая пословица подойдёт к нашему рассказу? Почему?

 Учащиеся выполняют работу с карточками.

Для друга ничего не жаль. Потому что она о том, что ты готов отдать и сделать другу всё что угодно.

Р: оценивать правильность выполнения своего действия.

К: владеть диалогической формой речи,

8. Включение нового знания в систему знаний

 - С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

 -Что вам запомнилось из биографии писателя?

 - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

- Чему учит рассказ Чехова «Мальчики»? (Беречь своих родителей и близких, не подвергать свою жизнь опасности, уметь отвечать за свои поступки и ставить цели)

понимать  смысл

текста

осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

9. Рефлексия учебной деятельности

Учитель раздаёт карточки с изображением лесенки

Нарисуйте себя на лесенке успеха.

Самая высокая ступенька – я совсем справился, нет ошибок.

Ступень по середине – я совсем справился, но допустил ошибки.

И ступень внизу означает – я не справился с заданием.

- Наше занятие подошло к концу. До свидания

Учащиеся оценивают себя

- До свидания

 

.

Р: оценивать правильность выполнения своего действия.

К: владеть диалогической формой речи,

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Приложение: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валентина Александровна Осеева биография

В рамках школьной программы ученики знакомятся с творчеством В.А. Осеевой небольшая презентация к биографии...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Валентина Александровна Осеева

Валентина Александровна Осеева...

Презентация Валентина Александровна Осеева.

Биография и творчество В.А. Осеевой....

Методическая разработка урока литературного чтения. Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстомЗадачи урока:Образовательные:  обеспечить полноценное восприятие текст...