Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
учебно-методический материал (1 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

- продемонстрировать способы оценивания в условиях без отметочной системы обучения;

- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внутренняя система оценки25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Бочарникова Т.Б., учитель начальных классов

 ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП

Цель:повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

- продемонстрировать способы оценивания в условиях без отметочной системы обучения;

- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности

Оборудование:ноутбук, проектор.

Дидактический материал:сигнальные кружки, карточки с заданиями, лесенка успеха.

Раздаточный материал:сигнальные кружки,карточки с заданиями, лесенка успеха.

Ожидаемые результаты: научатся на практических примерах использовать без отметочную систему оценивания на разных этапах урока.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу вас взять жетоны и сесть за те столы, которые соответствуют цвету вашего жетона. Большое спасибо. Таким образом вы самостоятельно сформировали пары. Сегодня я предлагаю вам стать участниками мастер-класса по теме: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения».Надеюсь, на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе.

Глубочайшим свойством человеческой натуры

является страстное стремление людей

быть оцененными по достоинству.

                                             (американский психолог Уильям Джеймс)

        Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса.

В руководстве для учителя написано «Лишь те, кто учатся, способны научиться и, в связи с этим, для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи». И действительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда. Почему?

для ученика  это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;

для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

В начальной школе используется три вида оценивания:

-стартовая диагностика;

-текущее оценивание;

-итоговый контроль.

Текущее оценивание включает в себя:

-процесс самооценки;

-процесс взаимооценки;

- процесс оценки учителем.

Работаяучителем начальных классов,я вижу, как ребята первого класса с нетерпением ждут оценки своей деятельности. Но как осуществить оценивание деятельности ребенка в условиях без отметочной системы обучения? Сегодня мне хотелось бы поделиться тем опытом, который у меня есть.

Техник по самооценке, взаимооценкеи получению обратной связи существует немало. Выбор техники зависит от самого учителя, от степени подготовленности класса, от темы и задачи на уроке, даже от характера подачи материала и настроя учащихся.

Рассмотрим техники самооценкии взаимооценки, которые я использую на уроках:

  1. «Светофор» Данную технику можно использовать на этапе самопроверки, взаимопроверки, рефлексии.

Дети могут рисовать кружки на полях тетради, а также подавать сигналы с помощью сигнальных кружков.

Зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не справился с работой.

  1.  «Говорящие рисунки» Данную технику можно использовать на этапе осмысления, самопроверки, взаимопроверки, рефлексии.

У детей для этого есть три карточки (смайлики): веселый, спокойный, грустный. На этапе осмысления ребенок может просигналить учителю о проблеме, которая мешает ему выполнить задание.

Выполнив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают тот смайл, который показывает насколько хорошо ребенок справился с поставленной задачей.

  1. «Волшебная линеечка»Данную технику можно использовать на этапах самооценки и взаимооценки.

На полях тетради рисуются две шкалы: правильность, аккуратность. Ребенок оценивает себя или товарища и ставит крестик на шкале, чем выше, тем лучше оценка. Потом наступает очередь учителя: если мнения совпали, то обводит крестик, не совпали, пишет свой.

  1. «Знаковый символ» «!» выполнил без ошибок, «?» допустил ошибку, есть сомнения, «-»не справился с работой.

  1. «Желаемая отметка»  Данную технику можно использовать на этапе самостоятельной работы.

Ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или однокласснику, имеет право сам себе поставить отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает.

  1. «Лесенка успеха» Данную технику можно использовать на протяжении всего урока и на этапе подведения итога урока.

Каждая ступенька-это определенный этап урока. Если ребенок данный этап преодолел, справился, то ставим !. Были затруднения, сложности ставим ? Ребенок не справился, не смог выполнить задание ставим -. Таким образом учитель видит на каком этапе у ребенка возникли сложности и может планировать пути их решения.

Практическая часть мастер-класса

Сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги, побыть учениками. Перед вами лежат «Лесенки успеха». На каждом этапе работы мы будемставить !, если справился с заданием, преодолел ступеньку, ?, если были трудности и – если с заданием не справился.

Рассмотрим как работает прием «Светофор» на этапе самопроверки.

На доске: а  р  и  у  ё  н  м  т  л  я

- Ребята, запишите впервой строке буквы, которыми на письме обозначают гласные звуки.

(а  и  у  ё  я)

- Во второй строке запишите буквы, которые придают мягкость впереди стоящему согласному.

(и  ё  я)

-В третьей строке запишите буквы, которые придают твердость впереди стоящему согласному.

(а  у)

- В четвертой строке запишите буквы, которыми на письме обозначают согласные звуки.

(р  н  м  т  л)

Давайте проверим и оценим себя. (слайд)

-Правильный ответ обводим, неправильный- зачеркиваем. Оцените свою работу. Если вы все сделали правильно, зажгите на полях зеленый сигнал , была 1-2 ошибки-желтый, более 2 ошибок-красный.

-Покажите мне результаты работы с помощью сигнальных кружков.

-Отметьте на «Лесенке успеха» !- те, кто все сделал верно и зажег в тетради зеленый сигнал, ? у кого были затруднения и был зажжен желтый сигнал, - те, кому было сложно и они зажгли красный сигнал.

        На следующем этапе предлагаю рассмотреть, как работает прием «Волшебная линеечка» на этапе взаимопроверки.

- Перед вами карточки с текстом. Прочитайте.

- Сколько предложений в тексте?

- Прочтите первое предложение. Сколько в нем слов?

- Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?

- Какие короткие слова есть в тексте?

- Что стоит в конце предложения?

Так работаем с каждым предложением.

- Еще раз прочтите текст, переверните карточку. Сейчас мы запишем этот текст под диктовку.

Учитель диктует, дети пишут.

- А теперь обменяйтесь тетрадями. Переверните карточки с текстом. Сейчас вы станете учителями и будете внимательно проверять и оценивать работу своего товарища. Если допущена ошибка, вы аккуратно зачеркиваете ее зеленым карандашом.

Обратите внимание: у нас на полях две линеечки: первая- правильность. Если нет ошибок, значит ставим крестик в самом верху, если 1-2 ошибки-посередине, более 2 ошибок-внизу.

Вторая линеечка-аккуратность. Если нет исправлений и зачеркиваний, написано аккуратно ставим крестик вверху, 1-2 исправления или зачеркивания не очень аккуратно написано-посередине, более 2 зачеркиваний или исправлений, совсем не аккуратно написано -внизу.

А теперь давайте вернемся к нашей «Лесенке успеха». Если у вашего товарища на обеих линеечках крестики вверху, значит ставим! – выполнил аккуратно и без ошибок, если один крестик вверху, а другой посередине или оба крестика посередине, значит ставим ? были затруднения, если есть хоть один крестик внизу, ставим -, значит нужна помощь, будем разбираться .

        Последняя ступенька «Лестницы успеха» это ваше настроение в конце занятия. Перед каждым из вас лежит жетон. Если занятие было для вас полезным и интересным, вам было комфортно- прикрепите жетон к улыбающемуся смайлику, если остались вопросы, сомнения- прикрепите жетон посередине, а если занятие было не интересным и бесполезным, вам было скучно- прикрепите жетон внизу к грустному человечку.

В «Лесенке успеха» отразите на последней ступеньке свое настроение с помощью знаков ! ? -.

В конце урока учитель анализирует карточки детей и выявляет пробелы и затруднения, для того, чтобы организовать работу по устранению этих белых пятен.

В заключении хотелось бы отметить, что на первых этапах обучения детей самооценке и взаимооценке возникает ряд трудностей.У одних детей самооценка завышена, а у других наоборот -занижена. А при взаимопроверке дети учитывают больше свои симпатии или антипатии к товарищу, чем к выполненному заданию. При систематической работе, разъяснении из чего складывается оценка дети приобретают навык оценивания собственных и чужих достижений, получают опыт взаимопомощи и взаимоподдержки.

На мой взгляд, именно сформированная самооценка и взаимооценка позволяет обучающимся правильно оценить степень своего знания и незнания, умения и неумения, а потому стать одним из главных способов формирования внутренних мотивов познавательной деятельности.  

Я хочу поблагодарить вас, уважаемые коллеги, за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Список литературы:

1.        Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.

2.        Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

3.        Чемес Оксана Евгеньевна Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

4.        https://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html

5.        http://fppkdo.ru/mod/folder/view.php?id=26330 Примеры мастер-классов

6.        http://tak-to-ent.net/load/222-1-0-12501

7.        http://xn----ftbdbbpwuh1ahk6c3d8b.xn--p1ai/2vypusk-2015-4/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

В данной статье рассмотрены цели, задачи дифференцированного обучения, примеры дифференцированных заданий по русскому языку....

"Система работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

                                          Аннотация к методической разработке...