Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.
методическая разработка

Румянцева Юлия Николаевна

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

 «Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся».

Да, несомненно, что технологии постоянно совершенствуются, но обеспечить полноценную замену преподаванию «вживую» пока не могут.

В дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы. Конечно многим важно, когда присутствует личный контакт и есть возможность очного общения между педагогом и ребенком. Точно так же и для педагога важны такие моменты личного общения связанные с индивидуальным подходом в обучении и воспитании ученика. Также очень многое зависит от самого ученика, от его самосознания, самостоятельности, желания учиться в таких условиях. Поэтому когда рядом нет педагога, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для учебного процесса.

2020 год заставил нас перейти на дистанционное образование  и  пришлось подстраиваться под ситуацию и делать все возможное для достижения результата с помощью процесса, доставляющего удовольствие. Для этого потребовалось учесть общие рекомендации для проведения онлайн-уроков и изменить наполнение занятий.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Перед началом онлайн-занятия рекомендуется убедиться в стабильности интернет-соединения. Стоит использовать скоростной безлимитный интернет. Иначе, могут быть проблемы с трафиком, долгой загрузкой, зависанием и т.д.
  2. Подготовить  место для занятий. Максимально освободить пространство.
  3. Фон на котором проводятся занятия не должен быть ярким, но контрастным по отношению к тренировочной форме (например светлый фон — темная форма, или наоборот).
  4. Желательно, чтобы все участники дистанционного занятия были в тренировочной форме.
  5. Следует проверить работу микрофона и камеры, которые будут записывать или передавать аудио и видео изображения онлайн-урока.
  6. Зафиксировать камеру таким образом, чтобы при съемке было видно все, что Вы показываете.

 За время вынужденного использования дистанционного обучения в моем коллективе я использовала такие формы как:

1 коллективное обучение- предполагает обучение в сотрудничестве, это активный познавательный процесс, совместная работа. При такой форме дистанционного обучения обучающиеся стремятся не отставать от других участников образовательного процесса. 

2 работа в группах- это когда учащиеся делятся на группы и им даются  определённые задания. Задания отправляются обучающимся по электронной почте, либо в учебном сообществе в социальной сети.  В таком задании, как правило, одна общая тема для изучения, но могут быть рассмотрены различные вопросы, ситуации, проблемы. Работа в группах – это большая ответственность каждого обучающегося образовательного процесса. Каждый ученик понимает важность своей работы в подготовке общего дела. Каждый выполняет работу самостоятельно.  В этом заключается творческий подход каждого обучающегося и проявляется их индивидуальность. После своих выступлений учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы группы в целом. Делают выводы. При этом я координирую работу в группе и помогаю учащимся построить свою учебную деятельность. 

3 индивидуальное и дифференцированное обучение- эта форма работы, которая направлена на выявления и всестороннее развитие индивидуальных способностей обучающихся. При дистанционном обучении это очень удобная форма работы. Зная уровень подготовки, индивидуальные возможности и способности своих учащихся, можно давать им разноуровневые учебные задания.

Именно эта форма во время дистанционного обучения помогла мне выстроить линию обучения и сформировать индивидуальный подход для каждого ребенка, проводить  индивидуальные консультации и выстраивать учебную деятельность так, чтобы все обучающиеся были наиболее успешны в учебной деятельности. При таком индивидуальном дифференцированном подходе каждый обучающийся приобрел необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

На данный момент существует три вида онлайн-занятий, подходящих хореографам: прямые трансляции, кейс-уроки, конференции онлайн.

Прямые трансляции — один из самых простых в подключении видов дистанционного обучения доступный во многих соцсетях (instagram, vk.com, и другие.).

Плюсы:

  • простое подключение
  • легкое отслеживание посещений
  • не нужно ничего устанавливать
  • возможность заниматься по расписанию

Но из-за минусов мы редко  пользовались данной формой.

Минусы:

  • не видно что делают ученики
  • работа только по системе «делай как я»
  • регистрация в соцсетях

Кейс-уроки — подготовленные заранее разного рода задания (разминка и силовая часть занятия, обучающее видео для проучивания комбинаций, видео танцевальных этюдов.). В нашем коллективе данная форма использовалась лишь для тех, кто не имеет возможности посещать прямые трансляции или конференции.

 Для подтверждения выполнения заданий дети присылали видео проученных комбинаций, которые я комментировала в ответных сообщениях с помощью аудиозаписей.

Плюсы:

  • выполняется в любое время
  • возможность проверять выполнение заданий
  • не зависит от стабильности и скорости интернета

Минусы:

  • подготовка, выполнение и проверка уроков занимают очень много времени у всех
  • отсутствует возможность делать замечания и исправления в реальном времени

Онлайн конференции — возможность проводить занятия в режиме реального времени. Значительным отличием от других видов дистанционного обучения является моментальная (в момент выполнения задания) обратная связь. Таким образом, у нас создавалась атмосфера урока, максимально приближенная к привычной для нас.

Плюсы:

•программу можно установить на компьютер, планшет и смартфон

•возможность поправлять ошибки у воспитанников на уроке

•возможность видеть и общаться с группой учеников в режиме реального времени

•занятия по расписанию

•возможность творчества - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Минусы:

  • необходима установка приложения и регистрация
  • изучение программы для конференций
  • возможно зависание видео-трансляции, отставание звука
  • возможно плохое качество видео или аудио передачи
  • прерывание урока из-за программных или сетевых ошибок

Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения. Очень часто, когда уже не было сил отрабатывать движения танца, а для изучения новых комбинации не хватало стабильности и скорости Интернета, занятия максимально дополнялись и изменялись.

Что касается разминки и силовой : сразу после приветствия давалась команда схватить любой ( безопасный) предмет в комнате и заниматься с ним. Тапки, игрушки и домашние животные привносили разнообразие и хорошее настроение в разминку и  партерную часть. Ну и, конечно, часто использовали импровизацию и игры.

«МАТРОСЫ»

Игра построена на основных движениях танца «Яблочко

1-й этап

— «маршируем» (марш на месте с высоким подниманием бедра);
— «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль):
— «тянем канат» (на «раз, два» — выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» — переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат):
— «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице):
— «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз правая рука к виску и др.
2-й этап. Вразброс даются команды, участники самостоятельно выполняют.
Игра проводится обычно в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять напряжение , создать настрой на работу.

 «Мимическая гимнастика».

«Танцуют» разные части лица:
— «танцуют глазки» — участники:

а) стреляют глазами слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом:

в) то зажмуриваются, то широко раскрывают («выпучивают») глаза:

— «танцуют губки» — участники:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поцелуйчик, затем расплываются в улыбке:

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;

— «танцуют щечки» — участники:

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладонями, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воздух туда-обратно.

Игра проводится обычно в начале занятия и может являться частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «диско»), темп средний.

 «КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ»

 К этой игре я готовила много элементов костюмов и необычные предметы (зубная щетка, зонтик, мочалка и т.п ). Участники по очереди называют номер и, тем самым, выбирают из предложенных вещей и исполняют сольный номер экспромтом. Иногда задание усложнялось-2-3 предмета одновременно. Дети в конференции делают основным докладчиком названного мной ребенка и каждый танцор получает в награду аплодисменты группы.
С моей стороны необходимо также подготовить варианты музыкального сопровождения и иметь в запасе разные фонограммы.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: различные стили и жанры разного темпа и характера (продолжительность каждого сольного номера 40-50 секунд).
«
МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

«Море волнуется раз. море волнуется два, море волнуется три — фигура медузы (русалки, акулы, дельфина) замри». Все замирают в разных позах. Звучит музыка. Называю имя ребенка, тем самым «оживляя» его.
Цель: стимулировать проявление импровизации.
Музыка: разные направления и стили (например, «медузы» — джаз, «русалки» — восточные мелодии, «акулы» — тяжелый рок). Темп разный.
«ТАНЦУЮТ ВСЕ И ВСЁ» задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. — участники импровизируют. По команде «танцуют все» — в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). 

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

«СОЛО С БАЛАЛАЙКОЙ»

Все двигаются в ритм музыки. Я  с балалайкой в руках исполняю соло, выражая в танце свои чувства, затем «передаю» балалайку  любому участнику( называя имя). Далее каждый участник проделывает то же самое. Каждый сольный танец в конце награждается аплодисментами.

 Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.

«ТАНЕЦ АБОРИГЕНОВ»

1-й этап. Ведущий показывает базовые движения африканских танцев, участники пытаются повторить.

2-й этап. Каждый по очереди солирует в кругу с копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные способности.

Музыка: афро-джаз.

Темп: быстрый.

А когда нам уже очень хотелось в отпуск –

«ЗАГОРАЕМ»

 Все ложатся на пол на коврики и «загорают» в разных положениях. По команде ведущего:

1. «загораем на животе»—участники ложатся на живот: руки подпирают подбородок, голова делает наклоны вправо-влево, ноги поочередно сгибаются в коленях, доставая пяткой ягодицы:

2. «загораем на спине» — участники переворачиваются на спину: руки под голову, одна нога подтягивается к себе, сгибаясь в колене, стопа другой ноги кладется на колено первой, отбивая ритм музыки;

3. «загораем на боку» — участники переворачиваются на бок: одна рука подпирает голову, другая опирается о пол перед грудью; верхняя нога как маятник касается носком до пола то спереди, то сзади, «перепрыгивая» через другую ногу.

Упражнение повторяется 4-5 раз. Игра может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять напряжение в группе, создать настрой на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп от среднего к очень быстрому.

Снятие эмоционального напряжения

«СОСУЛЬКИ»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Участники изображают  сосульки. Исходное положение: стойка смирно.
/-й этап: «Весна — сосульки тают». Ведущий, исполняющий роль солнышка, поочередно подает сигнал (взглядом, жестом или прикосновением) любому из участников, который начинает медленно «таять», опускаясь в положение лежа. И так, пока все «сосульки» не растают.
2-й этап: «Зима — сосульки замерзают». Участники одновременно очень медленно встают и принимают исходное положение — стойку смирно.
Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после активных упражнений.
Цель: снять напряжение, восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение.
Музыка: спокойная медитативная, темп медленный.

«Медуза»: сидя на стуле, делаем плавные движения руками, подражая медузе , плавающей в воде.

 «Надуваем шарик» применяется с целью снижения возбудимости нервных центров и для мышечного расслабления. Сидя или стоя расслабить мышцы тела, сосредоточиться на дыхании. Необходимо представить, что внутри нас шарик . На счет 1-2-3-4 –глубокий вдох (надуваем шарик) и при этом выпячиваем живот вперед , а грудная клетка неподвижна. Следующие 1-2-3-4 задерживаем дыхание.1-2-3-4 выдох. И снова задержка 1-2-3-4.

Хочу заметить, что проведение дистанционных уроков отнимало у меня больше времени, сил и энергии. Плюс ко всему отдача от учеников намного меньше, чем на обычных занятиях. Но это были реалии того времени. Конечно, заменить обычные занятия, видеть глаза детей и понимать что им интересно не получится, но использовать такие методы обучения при форс-мажорных обстоятельствах вполне возможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение занятий хореографией для детей младшего школьного возраста с учетом их психофизиологических возрастных особенностей.

Данная статья  предназначена для педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельного детского хореографического коллектива. Актуальность содержимого статьи в том, что она оказыва...

Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".

В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости  сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...

Особенности занятий вокалом с детьми младшего школьного возраста

Особенности занятий с детьми младшего школьного возраста....

Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта

Статья содержит различные логопедические технологии которые можно применить в работе с детьми....

«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»

Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...

Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.

Эссе на тему:Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы....

Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.

Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается  положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности  хореографией...