Занятие № 8. Дата проведения: 13.09.2020г. Тема занятия:Определение вида ткани
план-конспект занятия (2 класс)

Борисенко Светлана Михайловна

Цель: познакомить учащихся с производством и свойствами натуральных тканей, а также показать возможности игровой технологии для рационального чередования учебной деятельности. Составить коллекцию-аппликацию натуральных тканей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_8_opredelenie_vida_tkani.docx124.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ГАРМОНИЯ» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект занятия

«Характеристика текстильных волокон.

Основные виды натуральных тканей»

по общеразвивающей образовательной программе

«Народная кукла»

художественной направленности

с использованием игровой технологии

http://st.stranamam.ru/data/cache/2010aug/01/24/534304_63815.jpg

Разработала:

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР «Гармония» г.Тихорецка

Борисенко Светлана Михайловна

Тихорецк 2020 г.

Конспект занятия:

«Характеристика текстильных волокон.

Основные виды тканей».

Цель: познакомить учащихся с производством и свойствами натуральных тканей, а также показать возможности игровой технологии для рационального чередования учебной деятельности. Составить коллекцию-аппликацию натуральных тканей.

Задачи:

Предметные:

- расширить представления учащихся о натуральных тканях и их разновидностях;
- закреплять приемы работы с тканью,

- развивать мелкую моторику рук путем работы с карандашом, тканью и ножницами;

- корригировать внимание путем работы с наглядностью, с инструкционными картами, через дидактическую игру;

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к расходу ткани; формировать навыки определения различных видов тканей;

- развивать навыки самостоятельной работы и способности к обобщению и классификации;

- развивать познавательную активность;

Метапредметные:

- воспитание творческого начала, сотрудничества и взаимопомощи;

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов тканей);

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты.

Личностные:

- соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;

- воспитывать терпение, трудолюбие, аккуратность, внимание, эстетический вкус;

- высказывать свои чувства, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения результатов трудовой деятельности.

Методы, применяемые на занятии:

- словесные - рассказ, беседа;

- наглядные - демонстрация образцов материалов и приемов работы;

- практические;

- игровые;

- репродуктивные.

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Форма занятия: групповая

Тип занятия: комбинированный

Педагогическая технология: игровая путем работы с наглядностью, с инструкционными картами через дидактическую игру.

Оборудование и материалы:

Для педагога: демонстрационный материал – презентация, коллекция «Натуральные ткани», образцы х/б ткани, льняной ткани, шерстяной ткани, шаблоны яблок, образец изделия, инструкционные карты, набор шаблонов. Для обучающихся: лоскуты тканей, цветной картон, альбом основа, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея.

Продолжительность занятия: 2 часа.

План занятия:

1. Организационная часть - 2 минуты.

2. Эмоциональный настрой - 3 минуты.

3. Беседа: «Натуральные ткани» - 5 минут.

4. Знакомство с натуральными текстильными волокнами и тканями: просмотр слайдов, образцов волокон и материалов - 15 минут.

5. Подбор материалов и тканей для работы, изготовление заготовок

из различных видов ткани, вырезание квадратов - 20 минут.

6. Физминутка (пальчиковая гимнастика) - 2 минуты.

Динамическая пауза - 8 минут.

7. Изготовление коллекции-аппликации из натуральных тканей -  25 минут

8. Физминутка (гимнастика для глаз) - 2 минуты.

9. Подведение итогов, рефлексия - 8 минут.

Ход занятия:

1. Организационный этап:

Доброе утро! Пожелаем друг другу всего самого доброго, ведь впереди у нас целый день. И чтобы он тоже стал добрым, начать его нужно с улыбки,  приветствия.

2. Подготовительный этап: 

Проверка готовности к занятию (у детей на столе образцы различных видов натуральных тканей: лен, хлопок, шерсть). Сегодня мы поговорим о том, каким образом получают натуральные ткани, и сделаем коллекцию тканей этой группы у себя в альбомах.

3. Изложение нового материала. 

Хлопчатобумажные ткани получают из волокон растения хлопчатника. Это растение теплолюбивое, поэтому его выращивают в тёплых странах: Китае, Индии, Америке, Африке и других. Хлопчатник называют «дитя солнца». Как вы считаете, почему? (в пору цветения ему нужно много света и тепла) После цветения хлопчатника образуются плоды – коробочки, в которых много семян с длинными тонкими волосками. Когда хлопчатник созревает, коробочки раскрываются и из них появляется пушистая масса – волокна хлопка. И вот эти волокна на специальных заводах очищают и на прядильных фабриках получают сначала хлопчатобумажную пряжу, а затем на ткацких фабриках изготавливают ткань. И швейные нитки и даже вату тоже делают из волокон хлопка. Видов х/б тканей много, вот названия самых распространённых: ситец, бязь, фланель, джинсовая, вельвет и другие.

          Лён начали возделывать как культуру еще в эпоху неолита (VIII–III вв. до н. э.). Это подтверждается находками образцов льняных тканей, которые были обнаружены при раскопках древнего поселка в Швейцарии. В музеях они сохранились и до наших дней. Другие образцы льняной ткани, более поздние, были найдены археологами на останках египетских фараонов. О получении льняного волокна в древности можно судить по настенным рисункам в Египте, по фрескам и рисункам на греческих вазах. Из них видно, как обрабатывали лен в те времена: его дергали, расстилали, сушили, мяли, трепали, чесали и пряли вручную. В дальнейшем лён широко использовали на Руси, в Ассирии, Индии, Персии, Месопотамии и Риме. На нашей родине ко льну относились с особым уважением и трепетом: его ценили за лечебные и очистительные свойства. Чистая и белая льняная одежда была символом невинности и нравственной чистоты.

         Шерсть это большая группа тканей, имеющая натуральное происхождение, источником которой является волокно животных. Шерсть в чистом виде или с различными современными добавками широко используется для производства тканей зимнего гардероба, плательных тканей, костюмных, а также трикотажа. Основная специфика шерсти заключается в том, что она отлично сохраняет тепло. С тех пор, как человек смог приручить коз и овец, сырье для производства шерсти стало легко доступным – шерстью и войлоком пользовались самые древние цивилизации. До того, как были изобретены ножницы, сырье добывали с помощью гребней или вручную. Некоторые археологические раскопки свидетельствуют о том, что шерсть была известна еще за 1500 лет до н.э. Волокна шерсти от диких коз найдены в доисторических пещерах в Республике Грузия и датируются еще 34000 г. до н.э.! Во времена Древнего Рима шерсть, наравне с кожей и льном, была популярна в Европе. В записях Плиния старшего отмечено, что лучшей репутацией производителей шерсти считались жители Таренты, где благодаря специальному уходу разводили овец с превосходной шерстью.

4. Физкультминутка. Вы наверное устали сидеть и сейчас мы проведем физкультминутку. Дети делают упражнения в режиме динамической паузы: упражнения для рук, приседают, двигаются.

Перемена.

5. Усвоение новых знаний. Учащиеся собираются и начинают заниматься творческой работой. Педагог включает спокойную музыку.

Ход работы:

Очень важно уметь применять знания на практике. На практической работе вы будете составлять коллекцию-аппликацию из натуральных тканей. Коллекция будет иметь форму яблони. «Аппликация» - латинское слово, обозначает «прикладывание». То есть мы будем какие-то детали прикладывать к альбомному листу и закреплять их с помощью клея.

При выполнении работы следует быть осторожным и соблюдать правила безопасной работы. Какие правила безопасной работы нам необходимо вспомнить сегодня? (Повтор правил работы с ножницами и с клеем). 

Приготовьте альбом-основу, заготовки дерева из цветной бумаги (крона и ствол), клей карандаш. 

Наклейте части дерева на альбомный лист в следующем порядке: в верхней части листа крону, а затем уже поверх кроны по центру альбомного листа ствол дерева.

 Изнаночную сторону лоскутов намазать клеем ПВА и приклеить на свободные листы бумаги – получилось блоки бумага-ткань.

Экономно обведите шаблон на каждом блоке бумага-ткань с «бумажной» стороны и вырежете по контуру.

Полученные детали еще раз намажьте клеем ПВА с «бумажной» стороны и наложите на крону дерева.

Проверьте качество работы, исправьте недочеты.

Давайте сделаем гимнастику для глаз. Дети делают упражнения на зрительную координацию с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). Стоя с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения (по методике В.Ф. Базарного).

6. Закрепление материала.

Дидактическая игра «Найди хлопчатобумажную ткань»

(детям предлагается выбрать из предложенных образцов ткани хлопчатобумажные лоскутки).
Вопросы к учащимся:
1. Какие ткани вы использовали при выполнении коллекции-аппликации?
2. По каким признакам вы отбирали хлопчатобумажные, льняные, шерстяные  ткани? Какие они на ощупь, есть ли у них блеск, осыпаются ли края? (мягкие, шероховатые, не осыпаются, без блеска и т.д.)
3. Что значит экономное размещение шаблона на ткани?

7. Обобщение, итог.

Все вы хорошо потрудились и своими руками сделали коллекцию – аппликацию из натуральных тканей. У всех получились красивые, красочные яблони.

8. Выводы.

Вы познакомились с технологией выполнения коллекции-аппликации из ткани. А если дерево и фон тоже выполнить из лоскутов, то у вас получилось бы оригинальное панно из ткани. Теперь при желании вы всегда сможете украсить свою комнату оригинальным панно, сделать интересные подарки родным и друзьям. Для этого не нужны дорогостоящие материалы, а всего лишь умелые руки, фантазия и отходы швейного «домашнего производства» - лоскуты тканей.

- Вам понравилось занятие?

- Что интересного вы узнали?

Дети получают задание на следующее занятие.

На сегодня наше занятие закончено, спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие № 4. Дата проведения:06.09.2020г. Тема занятия:"Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием."

Задачи занятия: познакомить с особенностями организации практической деятельности: подготовка рабочего места, размещение инструментов и материалов, уборка рабочего места; показать различия между инстр...

Занятие № 24. Дата проведения: 11.10.2020г. Изготовление куклы «Утешница» Изготовление основных деталей

Изначально кукла не была забавой. В ней человек видел прежде всего объект, образ языческой веры. Игрушка была неотъемлемой частью быта и праздников русской деревни, многочисленных ритуалов и обрядов. ...

Занятие №32. Дата проведения 25.10.2020г. Изготовление куклы «Благая весть». Изготовление основных деталей.

Колокольчик — куколка добрых вестей. С ней можно поиграть, но она может стать и незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправляется в дорогу. А тот, кто в...

Занятие №40. Дата проведения:08.11.20.. Тема занятия:" Изготовление куклы «Ангел». Изготовление основных деталей"

Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Изготовление традиционнойтряпичной куклы оберег» и мы с вами окунемся в мир кукол, которымииграли наши прабабушки и прадедушки....