Развитие письменной коммуникации школьников в информационно-образовательной среде
методическая разработка

Иванова Татьяна Анатольевна

В настоящее время учителя-логопеды, учителя-дефектологи и методисты центров дополнительного образования вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность в дистанционном формате, осуществлять учебный процесс в информационно-образовательной среде. Интернет-коммуникация соединяя в себе и устную и письменную речь дает большие возможности для введения новообразований в русском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие письменной коммуникации школьников в информационно-образовательной среде

В настоящее время для успешного освоения образовательных программ обучающимися с нарушениями речи учитель-логопед может осуществлять учебный процесс в электронной информационной образовательной среде с использованием различных образовательных технологий, в том числе с применением электронного и дистанционного обучения. Поскольку  интернет-коммуникация  соединяет в себе черты как устной, так и письменной речи, пользователи интернета используют все возможности, предоставляемые русским языком,  для  создания  новообразований.  Это  и игры с фонетикой, с рифмами и созвучиями, и игры  с  графикой  (кириллицей  и  латиницей),  с орфографией, шрифтами, пробелами, прописными   и   строчными   буквами   и др.   Интернет - коммуникация  обладает  не  только  большими возможностями  для  создания  новообразований, но  и  гораздо  большими  возможностями  отслеживания времени появления нового слова, частоты его употребления, особенностей функционирования и степени освоенности русским языком.

Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может в себя включать:

  • разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
  • online-занятие, видеолекция, оnline-консультация;
  • фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
  • инструкции по выполнению практических заданий;  
  • дидактические материалы/ технологические карты;  
  • тестовые задания;  
  • контрольные задания.

Образовательный процесс может реализовываться в разных режимах (как в режиме on-line, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время).

Коммуникативная ситуация в современной информационной среде формирует определенный стиль общения, языковую и речевую компетенции. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, с применением дистанционного обучения учитель-логопед сталкивается с определенными трудностями – с трудностями удержания внимания, с переключаемостью внимания, с быстрой утомляемостью, учащиеся могут выбирать любую социальную роль, использовать интернет‐сленг, выражать свои эмоции при помощи знаков и символов, а также в любой момент оборвать коммуникативный акт. Это приводит к обеднению речи, неспособности продуктивно общаться в «живой» среде из‐за боязни коммуникативной неудачи.

Для формирования и развития коммуникативной компетенции в информационной образовательной среде, на наш взгляд, целесообразно применять разные методы обучения, определяя их как «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающую усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Вопрос формирования письменной коммуникации школьников на сегодняшний день является актуальным, так как условия формирования коммуникативной компетенции учащихся, конкретные технологии и методы позволяют успешно развивать данную коммуникацию в условиях информационно-образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья в сборнике научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Казань.2013...

Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г

Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....

Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды

Первоначально социализация  ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе. Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.В этом возрасте происходят ...