Методика обучения шахматам детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья (1 класс)

Харламов Игорь Анатольевич

Методика обучения детей шахматам имеет большое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx198.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Шахматы — нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами.
    Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны начинать изучение шахмат по программе, которая учитывала бы их возраст и одаренность.
    Для умственной сферы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры. Шахматы следует рассматривать с общественной точки зрения еще и потому, что, научившись играть в них, человек получает на всю свою жизнь способ приятно провести время, посвятив многие часы любимому искусству. В нашем мире есть немного столь же хороших, как шахматы, способов отдохнуть и забыться на миг от будничных хлопот. Долгие годы я наблюдал, как немалая часть врачей, юристов и деловых людей проводит вечера в шахматном клубе, чтобы отдохнуть и рассеяться от груза дел, возложенных на них работой.

Х.Р.Капабланка   «Последние шахматные лекции Капабланки»

Методика обучения шахматам детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сейчас в шахматы играют сотни миллионов людей. Методика обучению детей шахматам играет большое значение.

Доказано: шахматы помогают развивать у детей не только память, но и такие ценные качества, как умение концентрироваться и способность использовать оба полушария мозга. Чего стоит одна только способность держать в голове десятки вариантов комбинаций.

Возможно, поэтому в этом году в некоторых школах проводят эксперимент по введению обязательного урока шахмат. Звучит отлично, но страшно, что отобьют желание, и дети заскучают, как это часто бывает с обязательными предметами.

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на "шахматном" языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Шахматные турниры — лучший способ не заскучать от занятий. Уже после пары месяцев занятий ребенок может попробовать свои силы в турнире. Кроме профессиональных турниров, рассчитанных больше на опытных игроков, существуют турниры-фестивали, больше похожие на праздник шахмат, с них и стоит начать.

В настоящее время существует немало учебных пособий, а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Методику можно выбрать из следующих книг : Книга «Шахматы для детей», написанная научным сотрудником Института теории образования Игорем Сухиным, — одна из самых эффективных. Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.

Книга гроссмейстера Анатолия Карпова для детей — написанный в игровой манере учебник. Каждая картинка в ней – иллюстрация с героями Диснея, ее материал обязательно заинтересует читателя.
книга Анатолия Карпова

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.
Шахматы – отличная игра, которая учит стратегически мыслить и анализировать ситуации. Научить ребенка играть в шахматы на начальном уровне может любой взрослый или подросток, который имеет хотя бы базовые представления об этом. Не обязательно быть профессионалом и чемпионом. Важнее запастись терпением, быть дружелюбным и не стремиться сделать из ребенка гроссмейстера

ПОЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение. Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации. Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.


ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ – ИГРА ПЕШКАМИ Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым. Объясните ребенку, как ходят пешки: могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед


ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ – ПЕШКИ И СЛОНЫ После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать: какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед; когда лучше выпустить фигуру перед пешками; как использовать пешки, чтобы защитить слона; как заблокировать слона соперника своими пешками.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ – ПЕШКИ, СЛОНЫ И ЛАДЬИ К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать: важность сохранения ладьи до конца игры; ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе; большие возможности ладьи на половине соперника; разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.


ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ – ДОБАВЬТЕ КОНЯ Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.


ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ – КОНИ, СЛОНЫ, ЛАДЬИ И ПЕШКИ Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным. На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ – ИГРА С КОРОЛЕМ, ФЕРЗЕМ, СЛОНАМИ И ПЕШКАМИ Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать. На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ – ПОЛНАЯ ИГРА Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
КАК БЫТЬ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ? Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе. Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения. Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы. Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

При обучении детей необходимо использовать этюды. Они имеют яркую эмоциональную составляющую и хорошо врезаются в память.Детям необходимо

показывать наиболее простые, знаменитые этюды и объяснять их идеи.

Р. Рети, 1921 г. ( ***)

Шахматная композиция давно названа шахматной поэзией. Есть много задач и этюдов, решение которых доставляет немалое эстетическое удовольствие. Но совершенно особое место среди них занимает пешечная миниатюра, составленная выдающимся мастером практической игры Рихардом Рети.

Этот этюд несчетное число раз публиковался в шахматных и не-шахматных изданиях. Едва ли о каком-нибудь произведении шахматной композиции говорили и писали больше, чем об этой миниатюре. Этюд прост, загадочен и очень красив. И без упоминания о нем не обходится, пожалуй, никакой разговор о красоте шахмат. Эстетический анализ этюда продолжается уже больше 80-ти лет, и чем дольше его изучают, тем больше парадоксов в нем открывается.
   Уже само задание вызывает удивление: ничья в безнадежной на вид позиции. Чтобы добиться ничьей белые должны либо обезвредить проходную пешку противника, либо провести в ферзя свою. Но ни то, ни другое на первый взгляд невозможно. Белый король не может задержать пешку h на пути к первой горизонтали, – ее превращение в ферзя представляется неотвратимым. Белую же пешку надежно сторожит черный король. И поскольку надеяться на нее вроде бы не приходиться, остается предположить, что роль ее в этой шахматной драме сводится лишь к тому, чтобы оттенить все преимущества пешки противника.

Любите и играйте в шахматы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов  в образовательном ...

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. Nelson Mandela. Если вы разговариваете с человеком на яз...

«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Игровые методики и сказкотерапия при фонетическом разборе слова у детей дошкольного  и младшего школьного возраста....

Интеграция различных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения английскому языку

Процесс обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В современном образовательно...