КЛАССНЫЙ ЧАС ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 28.09
план-конспект урока (2 класс)

Кубышкина  Екатерина Александровна

ывам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ячс500.94 КБ
Файл stsenariy_igry_dlya_detey_i_roditeley_po_tropinkam_rodiny_moey.docx187.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Моя малая Родина - Орловщина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека, школьника и взрослого. Определить, что для каждого ученика является малой родиной.

Задачи:  Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

 Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

 Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном городе, своей малой Родины.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия.

1.Организационный момент.  Слайд 1

 учитель здоровается с учениками,  приглашает занять свои места.

 2. Сообщение темы. Целевая установка.

Побудительные вопросы учителя по теме:

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на классном часе?

( О Родине в целом и нашей малой родины)

Что такое Родина?

(Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня))

Как вы понимаете, что такое малая Родина?

( Для каждого это что-то свое родное. Это семья; любимые люди; город, в котором ты живешь; деревня, в которой прошло все детство; школа, где так много знакомых и уже родных друзей, одноклассников и многое другое. )

Орёл — город (с 1566) в России, административный центрОрловской области. Расположен в 368 км к юго-западу от Москвы, на Среднерусской возвышенности в европейской части России, по обеим сторонам реки Оки и её притока Орлика. Орёл и Орловская область входят в состав Центрального федерального округа, а также Центрального экономического района. Население города — 319 550 чел. (2015).

Этимология

Народная этимология связывает название города с событиями, произошедшими при его основании в 1566 году. По велению Царя Ивана Грозного началось строительство города-крепости для охраны южных границ Русского государства от набегов крымских татар. Когда стали рубить дуб, росший на берегу, у слияния двух рек Оки и Орлика, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», — сказал один из мужиков. Иван Васильевич и повелел назвать город именем птицы.

Среди научных версий наиболее распространены две. Тюркоязычная выводит название местности у слияния двух рек из airyly «угловатый», airy «разъединять, раздваивать, развилина». 

История

У слияния рек Ока и Орлик в XII веке существовало поселение (документальных свидетельств существования Орла в домонгольскую эпоху нет, но эта дата подтверждается археологическими раскопками). В 1566 году по указанию Ивана Грозного была основана крепость Орёл для охраны южных границ Русского царства. Этот год официально считается датой основания города. В 1577 году на правом берегу Оки появилась казачья слобода, где жили орловские городовые казаки. В 1708 году город причислен к Киевской губернии, с 1719 г. — центр Орловской провинции. С 1820 года Орёл стал резиденцией епископов Орловской епархии, открытой в 1788 году.

Физико-географическое положение

Климат города умеренно-континентальный. Зима умеренная. Первая половина зимы несколько мягче второй, с частыми оттепелями. В январе-феврале в основном держится морозная погода, возможны сильные морозы. Февраль — самый суровый месяц зимы. Март холодный, климатическая весна наступает в первых числах апреля. Лето со сменяющимися периодами сильной жары и более прохладной погоды. Возможны как периоды сильной жары без дождей, так и периоды обложных дождей и прохладной погоды. Осень относительно тёплая. Орёл - один из немногих городов России, в котором абсолютный минимум температуры был отмечен в марте.

Промышленность

В отрасли промышленного производства города наибольшие объёмы отгруженной продукции имеют: производство пищевых продуктов, включая напитки 28,8 %; производство машин и электрооборудования 27,3 %; производство неметаллических минеральных продуктов 19,9 %; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 18,0 %.

Среди основных промышленных предприятий города:

Орловский сталепрокатный завод (ОСПаЗ) (Северсталь Метиз, Орловский филиал) — основан в 1967 году, в 2004 году приобретён ОАО «Северсталь». Производит крепёжные изделия

Завод «Научприбор» - Производство рентгеновского оборудования и прочее. До 2000х производил плойки, ножницы и маникюрные наборы весьма хорошего качества, при низкой себестоимости.

ОАО «Протон» — ведущий производитель изделий оптоэлектроники и светотехники в России. Основан в 1972 году.

завод «Орлэкс» обанкрочен, распродан

ОАО «Гамма» (крупнейший отечественный производитель чулочно-носочных изделий)

«Дормаш» (завод дорожно-строительной техники)

«Стекломаш Орёл» (единственное в СНГ производство оборудования для стекольной промышленности и промышленности строительных материалов). Основан в 1974 году

«Орёлтекмаш» — завод, выпускающий текстильное оборудование

«Завод имени М. Г. Медведева — Машиностроение»был основан братьями Кале в 1868 году. С 1922 года носит имя героя Гражданской войны М. Г. Медведева. Производит технологическое оборудование и запасные части для кожевенно-обувной промышленности. В 1966 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени. После реконструкции на базе завода создано два новых предприятия, которые занимаются выпуском прогрессивного оборудования для сельского хозяйства. 7 июля 1968 года установлена мемориальная доска.

«Орёл-мебель»

«ОРЗЭП»

Обувная фабрика «ОКА» (в данный момент на грани закрытия)

ОАО «КМ Групп» (бывший ЗАО «Велор») Kerama Marazzi Group (завод итальянской керамической плитки)

«Санофи-Авентис Восток» (инсулиновый завод компании Sanofi-Aventis, организован на базе приобретённого в конце 2009 года завода «Биотон-Восток» французской фармацевтической компанией Sanofi-Aventis)

ООО «Фригогласс-Евразия» (производство торгового холодильного оборудования)

Предприятия пищевой промышленности, крупнейшие из них:

«Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», филиал в Орле (один из крупнейших заводов Coca-Cola в России, обеспечивающий помимо Орла продукцией всю южную часть Центрального федерального округа относительноМосквы, с 1994 по 1996 ЗАО «Кока-Кола Боттлерс Орёл», с 1996 по 2005 ООО «Кока-Кола Боттлерз Орёл», с 2005 по настоящее время — ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»)

«Орловский хлебокомбинат»

«Группа компаний Danone в России», Филиал "Молочный комбинат «ОРЛОВСКИЙ» (до 2008 ОАО "Молочный комбинат «Орловский»)

«Орловский Кристалл» (производство ликёроводочной продукции, остановлено в 2009 году)

ОАО «Орёлрастмасло», орловский маслобойный завод, основан в 1898 году.

Орловская кондитерская фабрика

Мясокомбинат

Викторина

I тур «Исторический»

1. Какой год является годом основания г. Орла? 

1) 1846
2) 1146
3) 1147
4) 1566

2. Под каким номером герб города Орла?

   1                                      2                                    3                                       4

image1image2image3image4

II тур «Фотогеографический» 

1. Какой город не находится в Орловской области?  

1) Болхов
2) Ливны
3) Новосиль
4) Елец

1. На какой из картинок изображён Орловский государственный университет? 

2. На какой из картинок изображено здание краеведческого музея г. Орла? 

   1                                                                   2                                                                  

image9image10

3image11                     4image12

1. На какой из картинок изображён Орловский рысак? 

2. На какой картинке изображена самая маленькая лошадь пони? 

   1image13                     2image14

                        3  image15                      4image16

III тур «И здесь была война»

1. Когда был освобождён Орёл от немецких войск? 

1) 20.07.43
2) 23.08.43
3) 5.12.41
4) 5.08.43

IV тур «Литературный»

Звучит стихотворение: 

        Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,                                                                                                    
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

        Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

        Рассказать, что с той же страстью,                            
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью                                                                                        
И тебе служить готова;

        Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

Вопросы:

1. Кто из этих писателей-орловцев является автором этого стихотворения? 

2. Кому из этих людей принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». 

1 image332image343image354image36

4. Кто автор повести «Леди Макбет Мценского уезда? 

    1) И.В. Александров
2) И.А. Новиков
3) Е.А. Благинина
4) Н.С. Лесков

5. Именем какого писателя названа Орловская областная публичная библиотека? 

     1) И.С. Тургенев
2) А.А. Фет
3) И.А. Бунин
4) Л.Н. Андреев

Рефлексия

У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице

на которой вы живете, любовь к малой родине.



Предварительный просмотр:

«Знание родного края – наша сила и величие Родины»  

(Ф.А.Щербина,  историк)

 

Своя игра для детей и родителей

«По тропинкам родины моей»

Цели:

1. Воспитание чувства  патриотизма, любви к малой Родине, осознание её многоаспектности. Формирование экологической культуры родителей и детей с учётом региональной специфики.

2. Способствование гармонизации семейных отношений, обогащению родителей знаниями, установками, необходимыми для успешного воспитания  патриотизма и экологической культуры ребёнка.

Задачи:

1. Развить у детей интерес к родному краю как части России: истории зарождения и развития своего края.

2.  Развить у детей представления о природных богатствах малой родины.

3. Способствовать развитию таких интегративных качеств у детей как любознательность, активность, проявление интереса к исследовательской деятельности, умение добывать информацию как самостоятельно, так и с помощью взрослых.

4. Привлечь родителей к совместной детско-взрослой деятельности по экологическому воспитанию детей.

5. Информировать родителей об актуальных аспектах воспитания экологической культуры на данном возрастном этапе  развития их детей.

УУД

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

- ценностное отношение к окружающему миру, гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Орловской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, эстетические потребности, ценности и чувства;

Регулятивные:

- предвосхищать результат, адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество, определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить ответ в устной форме;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием игры.

-установление причинно-следственных связей;

Подготовительный этап:

-беседа с родителями;

-приглашение пап и мам на игру; 

-оформление фотовыставки  «Любимый уголок моей семьи» 

- подбор вопросов;

-создание презентации;

- разучивание  стихотворений  и песни  об  Орловском крае;

- проведение отборочного тура среди уч-ся, для выбора игроков в команду детей.

Оборудование: слайдовая презентация, фотовыставка, эпиграф на доске, сигнальные флажки, секундомер, карточки – таблички.

Оформление кабинета: в центре доски фотовыставка «Любимый уголок моей семьи»; справа написан эпиграф к игре; слева экран, на котором будет демонстрироваться презентация с заданиями; в центре класса два игральных стола и по 8 стульев для игроков, на столах карточки – таблички «команда – родители» и « команда – дети»;  справа стол для членов жюри; в конце класса стулья для болельщиков и гостей.

ХОД ИГРЫ

На экране презентация  (Слайд 1)

Ведущий:

- Здравствуйте, уважаемые гости,  родители и ребята.  Мы рады Вас приветствовать на интеллектуальной игре. Послушайте стихотворение и определите тему нашей игры.

1уч-ся. Мир вам, гости дорогие,

              Вы явились в добрый час,

              Встречу добрую и тёплую

               Мы готовили для вас!

2 уч-ся. Что мы Родиной зовем?

                Дом, где мы с тобой живем,

                И березки, вдоль которых

                Рядом с мамой мы идем.

3 уч-ся.   Что мы Родиной зовем?

                 Поле с тонким колоском,

                Наши праздники и песни,

                 Теплый вечер за окном.

4 уч-ся.   Что мы Родиной зовем?

                Все, что в сердце бережется

                И под небом синим – синим

                Край, в котором мы живем.

Ведущий: Кто назовет тему игры? (Слайд 2)

Звучит припев  песни  Юрия Антонова «Родные места»

          Слова припева песни

          Пусть мне твердят, что есть края иные, 
          Что в мире есть иная красота, 
          А я люблю свои места родные- 
           Свои родные милые места! 
           А я люблю свои места родные- 
           Свои родные милые места! 

Ведущий. Итак, тема нашей игры «По тропинкам родины моей» (Слайд 3 )

5 уч-ся. Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы  родились и живём. Это наша малая родина – Орловский край. Край наш, на первый взгляд, - обычный, каких немало в России, но, сколько интересного хранит его история, природа, судьбы скольких замечательных людей связаны с ним.

Ведущий. Мы сегодня собрались, чтобы поделиться своими знаниями о родном крае  и узнать что-то новое. Ведь как говорил известный  историк  и просветитель Ф.А.Щербина,    «Знание родного края – наша     сила и величие Родины»  

Уважаемые родители  ваши  соперники - ваши дети. Ведь ребята стали  настоящими  знатоками родного края, так как посещали  кружок «Мой край». Конечно, и вы всегда были рядом. Помогали  изучать, познавать, беречь и любить  свою малую родину. Наша фотовыставка «Любимый уголок моей семьи» этому доказательство.

Но перед тем как перейти к игре я бы хотела взять у вас интервью и задать несколько вопросов (проводиться интервью с родителями)

- Рассказывают ли вам дети о занятиях на кружке «Мой край»?

- Проявляете ли вы на практике заботу, вместе с ребёнком, об окружающем мире?

- Хотели бы вы, чтобы с вашими детьми продолжали вести работу в этом направлении? (Родители отвечают на вопросы)

Ведущий. Итак,  отправляемся в путешествие по тропинкам родного  края.

Команды  родителей и детей  предлагаю  вам занять свои места.

Для оценивания конкурсов нам надо выбрать жюри.  (2 родителя и 2 уч-ся)

Представление жюри.

Правила нашей игры.

Игра состоит из пяти тем — «Мир растений», «Мир животных»,  «Литературная», «География», «История» (Слайд. 4)

В каждой теме по 5 вопросов. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Игрок  после жеребьёвки выбирает тему и вопрос. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. Затем команды совещаются 10 секунд, если ответ готов раньше времени,  поднимается флажок и дается предварительный ответ. В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившей  команды,  и она выбирает следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта команды, а команда соперников получают право поднять флажок и дать свой ответ. Если в течение  10 секунд на вопрос никто не отвечает, то звучит сигнал (колокольчик) и ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает та же команда, что выбирала и предыдущий вопрос.

Игра продолжается до тех пор, пока в ней  не будут разыграны все вопросы. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.

За временем следит по секундомеру помощник ведущего.

Начинается игра с жеребьевки.

Ведущий. Капитаны, подойдите,

-Что вы видите, скажите. (фишку)

Ведущий прячет за спиной фишку. (Капитаны должны отгадать, в какой руке фишка.  Отгадавшая команда выступает первой.)

Тема «Мир растений»

1. Какая ягода бывает черной, белой, красной? (Смородина)

 2.Какие деревья цветут до появления листьев? (Ива, осина)

3.Кору, какого дерева не обгладывают зайцы? (Кору черёмухи)

4. Самое сладкое,  медовое дерево. (Липа)

5. Для чего нужны берёзке чёрные полоски? (Для дыхания)

Тема «Мир животных»

1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

2. Птенцы, какой птицы рождаются зимой? (Клесты)

3. Это животное живет в кромешной темноте. Охотится на червей и насекомых. Обнаружив таких червей больше, чем может съесть, он укусом обезвреживает их, но оставляет живыми. Хранит свои запасы в подземной кладовой. А еще он за день способен съесть столько, сколько весит сам. Кто это? (Крот)

4. Какое животное не обитает в Орловской области? (Комар,  заяц,  еж, песец,  лиса, медведь, кузнечик,  пчелы, зубр)   (Песец)

5. Почему весной охота строго запрещена? (Потому что весной у животных появляются детеныши.)

Ведущий. Молодцы, справились с вопросами.  А теперь команды отдохнут, а мы со  зрителями и болельщиками поиграем в игру «Если я приду в лесок» и выясним,  знает ли они  как нужно вести себя в лесу?

Я буду говорить вам свои действия, а вы, говорите «да»,  если я буду поступать хорошо, а если плохо, то - «нет».

Игра со зрителями «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)

-А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

Тема «Литературная»

1. Слова «Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины ни какой другой русский город» принадлежат

И.С. Тургеневу

В.М. Катанову

Н.С. Лескову (Н.С. Лескову )

2.Найди ошибку. Край  помнит шаги Ивана Тургенева, Афанасия Фета, Фёдора Тютчева, Александра Пушкина, Михаила Пришвина, Ивана Бунина и многих других талантливых писателей и поэтов, живших и работавших на орловской земле!     (Александра Пушкина)

3. Ф. Тютчев говорил: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». Найдите его портрет.  (№ 3)

image33

image34

image35

image36

1.

2.

3.

4.

4. Кому из писателей – орловцев установлены памятники в нашем городе?       (И. Тургеневу, Н. Лескову, И. Бунину)

5. Кто из  писателей-орловцев является автором этого  знаменитого стихотворения?

Пойдем в мой край,

В поля, в луга Орловщины,

Нигде я лучше края не встречал.

(Д. Блынский)

Ведущий. Отдохнем и послушаем стихотворение о родном крае орловского поэта Василия Катанова (ученик читает):

6уч-ся.  Сторона Тургенева и Фета
             На просторы летние манит.
             Льется ливнем утреннего света,
             Голубыми реками шумит.

               Бунина, Андреева, Лескова
              Отчий край… 
             Тут чище серебра
             Закипает пламенное слово
             И любви, и веры, и добра.

Тема «География»

1. Орловская область расположена в центральной части Среднерусской возвышенности на границе степи и лесостепи.

С какими областями граничит наша область?   ( Граничит: с севера с Тульской и Калужской областями, с запада – с Брянской, с востока – с Липецкой, с юга – с Курской областью)

2. Какой город не находится в Орловской области?   (№ 4)

1)  Болхов  2) Ливны   3) Новосиль       4) Елец

3. Орловщина – край многочисленных неглубоких, медленно текущих рек, всего их более 255. Все они принадлежат к бассейнам трех крупнейших рек – Волги, Дона и Днепра.

Назовите основную реку нашей области и её притоки.   (Основная река – Ока с ее притоками: Зуша, Нугрь, Цон, Орлик, Рыбница)

4. Какими  полезными ископаемыми богат наш край?

 (Железная руда, глина, песок, мел, известняк)

5. Назовите заповедники в нашем крае.

(Национальный парк Орловское полесье,  Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново")

Тема «История»

1. Как называется славянское племя, жившее на территории Орловского края в древние времена?( Вятичи)

2. По указу какого царя была построена Орловская крепость ? Назовите год основания города Орла.( 1566г.)  (Иван Грозный)

3. Под каким номером герб города Орла? (№ 3)

image1

image2

image3

 1.

 2.

 3.

 4.

4. В каком году наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков? ( 5 августа 1943 года)

5. Какие почетные звания, связанные с Победой в Великой Отечественной войне, имеет наш родной город?( ГОРОД ПЕРВОГО САЛЮТА, ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ)

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, послушаем наших детей. (Слайд  30-31))

7уч-ся.               Я горжусь, что орловчанин.

                            Если спросят, где мой дом,

                           - Вырос я в Орле, отвечу, -

                             И работать буду в нем.

                            Я и спрашивать не буду,

                             Есть и лучше города,

                             Но известны мы в России

                              Славой нашего труда.

  8уч-ся                  Все орловские просторы,

                               До чего вы  хороши!

                                И леса, поля родные –

                                Все мы любим от души.

Все   учащиеся  выстраиваются на сцену и говорят хором: «Говорим мы не напрасно, что Орловщина прекрасна»!

Звучит песня.

Песня «Орловский край». Слова Блынского.

Орловский край просторы полевые

Родимая на веки сторона,

Как дочь великой матери России

Одним дыханием с ней живет она.

Шумит в березах ветер, воду вспенив

У голубой красавицы Оки,

На берегах, которой жил Тургенев,

Лесков и Тютчев наши земляки.

Земля моя любимый край Орловский,

Земля побед и чести трудовой,

С заводами и русскою березкой,

С влюбленными и песней над рекой.

Жюри объявляет победителей. Награждение.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Свердловской области - 80 лет"

Классный час с презентацией...

классный час "Свердловской области - 80 лет"

Классный час о Свердловской области, её месте в РФ, на карте страны...

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области...

Классный час к 85-летию Челябинской области «Моя малая родина – Челябинская область»

Цели: показать значение родины в жизни каждого человека.Задачи: 1. Научить учащихся  видеть и ощущать красоту родного края.2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего по...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....