ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
статья по теме

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

организации процесса адаптации

первоклассников к школьному обучению

Введение

        Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

        ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

        ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

        Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  1. сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  2. установление контакта с обучающимися, с учителем;
  3. формирование адекватного поведения;
  4. овладение навыками учебной деятельности.

Индикаторы трудности процесса адаптации к школе: негативные изменения в поведении ребенка (чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность, чувство страха, нежелание идти в школу и т.д., замедление роста, уменьшение массы тела.

Существенно-значимые аспекты работы по обеспечению преемственности:

 

  1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
  2. Работа по содержанию образования в начальной школе и детском саду.
  3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

   Через все вышеперечисленные аспекты должна чётко прослеживаться

- методическая работа

- работа с детьми

- работа с родителями.

Таким образом вытекают следующие основные направления деятельности педагогического коллектива по организации адаптационного периода первоклассников:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников.
  2. Создание предметно-пространственной среды.
  3. Организация оздоровительно-профилактической работы.
  4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
  5. Организация внеучебной жизни первоклассников.
  6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
  7. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
  8. Работа с неорганизованными детьми (не посещающими детский сад).

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников

  1. Годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников. Опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается, наиболее оптимальный годовой календарный учебный график выглядит следующим образом.

Учебный год разбит на 6 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между I и II четвертями и между II и III – недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью для первых классов по 6 учебных недель. Новогодние каникулы для 1-х классов – 2 недели.

Годовой календарный учебный график для первоклассников имеет следующую структуру:

Четверть

Продолжительность четверти

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Количество дней каникул

1

01.09 – 08.10

5 нед. 3 дня

09.10 – 17.10

9 дней

2

18.10 – 19.11

5 недель

20.11 – 28.11

9 дней

3

29.11 – 30.12

4 нед. 4 дня

31.12 – 09.01

10 дней

4

10.01 – 18.02

6 недель

19.02 – 06.03

15 дней

5

07.03 – 15.04

6 недель

16.04 – 24.04

9 дней

6

25.04 – 01.06

5 нед. 3 дня

Летние каникулы с 02.06 – 31.08

Всего:

33 недели

52 дня

        Данный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону Российской Федерации «Об образовании».

  1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.
  2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.
  3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре – октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти – 4 урока по 35 минут.
  4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).
  5. 35-минутный урок в течение всего учебного года.
  6. Ежедневный спортивный час в ГПД.

  1. Создание предметно-пространственной среды

  1. Мебель соответствует требованиям СанПиН
  2. Обеденный зал.
  3. Физкультурный зал.
  4. Кабинет музыки.
  5. Кабинет информатики.

6.  Наличие игровой зоны.

  1. Организация оздоровительно-профилактической работы

  1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
  1. медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами – специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
  2. мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
  3. диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

  1. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
  1. проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в том числе вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
  2. витаминизация;
  3. профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);
  4. создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
  5. соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
  6. коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения.

-    соблюдение питьевого режима

  1. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
  1. ежедневная физзарядка до занятий;
  2. согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5 – 2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  3. подвижные игры на переменах;
  4. ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
  5. внеклассные спортивные мероприятия;
  6. школьные спортивные кружки.

  1. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
  1. назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;
  2. выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
  3. соблюдение основных принципов рационального питания:
  1. соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);
  2. сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1 : 1 : 4;
  3. восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
  4. максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
  5. соблюдение оптимального режима питания.
  1. создание благоприятных условий для приема пищи и обучение культуре поведения за столом.

  1. Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

  1. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий, с целью вхождения ребенка в образовательное пространство школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

7. Стиль общения учителя с первоклассником учитывает особенности поведения    детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

  1. Без отметочное обучение (что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций).

  1. Организация учебно-познавательной деятельности

            первоклассников в адаптационный период

  1. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» (20 часов) позволяет развести по времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

        Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

  1. обеспечение психологической адаптации детей;
  2. знакомство с основными школьными правилами;
  3. привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
  4. обучение элементарным приемам обратной связи;
  5. знакомство с системой школьного оценивания;
  6. развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  7. организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

  1. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.

Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Один урок математики каждую неделю в адаптационный период рекомендуется проводить на воздухе.

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведений экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

Организация уроков музыки. Основой изучения закономерности музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры – песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.

Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

  1. пластическое интонирование;
  2. музыкально-ритмические движения;
  3. свободное дирижирование;
  4. игра на элементарных музыкальных инструментах;
  5. разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности обучающихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школьного музея – народного декоративно-прикладного искусства); игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие  моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа – художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички?», «Кого напоминает эта веточка?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.).

Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

  1. Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока – «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности – учебной, но и ролевые игры, способствующие  развитию творческих способностей, основа которых – воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 № 2021/11-13).

  1. Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубиншейна-Дембо, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности обучающихся.

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

  1. Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важен учет индивидуальных особенностей ребенка. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

  1. использование заданий разной степени трудности;
  2. специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
  3. предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения;
  4. коррекционная работа психолога с нуждающимися детьми.
  1. Рекомендации психолога учителям 1-х классов по результатам диагностики.

  1. Организация внеучебной жизни первоклассников

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

  1. организация групп продленного дня;
  2. общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д., детские праздники, экскурсии, выставки детского творчества).

         -     организация взаимодействия с детскими клубами творчества. («Ровесник», «Ритм»)

  1. Взаимодействие с участниками

             образовательного сообщества

  1. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями (см. приложение «План работы с ДОУ»).
  2. Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах, консультации, рекомендации психолога по результатам тестирования (стартовые возможности, личностные особенности, степень адаптации.)

  1. Взаимодействие с родителями первоклассников:
  1. изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;
  2. родительские собрания (см. приложение);
  3. ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы; оборудование «Уголка для родителей» в школе; коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания (см. приложение);
  4. совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе;
  5. Школа для родителей (см. приложение).
  6. день открытых дверей для родителей будущих первоклассников.
  7. родительские собрания в дет.саду(«Готовность к школе. Что это? Как её достичь?», «Вариативность школьных программ. Как сделать выбор?»

  1. Психолого-педагогический консилиум.

  1. Изучение готовности к школьному обучению и социально-

психологической адаптации детей в школе

        Наиболее благоприятные факторы, влияющие на адаптацию к школе:

  1. адекватная самооценку своего положения ребенком;
  2. правильные методы воспитания в семье;
  3. отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
  4. благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

          Неблагоприятные факторы, влияющие на адаптацию к школе:

  1. неправильные методы воспитания в семье;
  2. функциональная неготовность к обучению в школе;
  3. неудовлетворенность в общении со взрослыми;
  4. неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
  5. Определение уровня готовности к школьному обучению и социально-

психологической адаптации детей в школе помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в процессе всего периода обучения.

(Методику определения уровня готовности детей к школьному обучению  и социально-психологической адаптации см. в приложении ).

  1. Работа с неорганизованными детьми

(не посещающими детский сад).

  1. Выявление данных детей социальным педагогом школы.
  2. Организация подготовки к школе данных детей (на основе программы «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой, Л. Е. Журова )

                                                                                                           Приложение

     

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

(по Овчаровой Р.В.)

  1. Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

  1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость;

г) координация в системе «глаз – рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках – нелепицах, картинках с множеством контуров).

  1. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

  1. Состояние здоровья.

Педагогами  может использоваться и другой подход к определению готовности детей к обучению к школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а, следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения. Такими показателями являются:

  1. способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);
  2. способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);
  3. способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);
  4. способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;
  5. словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

Для этого можно использовать следующие способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению:

  1. рисунки на тему «Что мне нравится в школе»; анкетирование;
  2. школа для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе (определяется в конце каждой четверти педагогами и мед. работником) и тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с целью выделения обучающихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений; психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии (по Овчаровой Р.В.).

                                                                                Приложение

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

                                                                                Приложение

Перечень основных нормативно-правовых документов,

регламентирующих образовательный процесс в первых классах

  1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа, 2000, № 29.
  2. О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 № 818/14-12.
  3. О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 № 06-51-138 ин/14-06.
  4. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 // Завуч начальной школы, 2001, № 1. – с. 56-65.
  5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (дополнение к письму от 25.09.2000).
  6. О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 № 990/14-15.
  7. Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования (1-й класс четырехлетней начальной школы) // Завуч начальной школы, 2002, № 5. – с.5 – 18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Цель программы:Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.Задачи: 1. Выявление особенностей психолого-пед...

Статья "ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ "

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для многих детей, приходящих в первый класс.Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям... Как помочь ребенку,вы узнаете ,прочитав эту программу....

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Программа, разработанная учителями начальных классов, для создания  психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению  (подпрограмма к Образовательной программе школы)...