"Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности"
статья (1 класс) по теме

Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности.

 

 

Чуткость , восприимчивость к красоте

в детские годы несравненно глубже, чем

в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом

утверждает моральную красоту,

рождая непримиримость ко всему

прошлому, уродливому.

В.А. Сухомлинский.

 

 

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и мы педагоги — практики начинаем осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способности и интересов.

В этом плане не возможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной. Эмоциональной стороны языка. Философ и психолог, член корреспондент АН. ССР С, Р. Рубинштейн ( 1889 — 1960 ) в труде « К психологии речи» писал : « Чем выразительная речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительная речь, тем больше в ней выступает говорящий : его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшие условия современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития ребенка. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшего возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, в которых каждый из детей мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних. Нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием. С выразительностью речи не могут выступать, теряются в присутствии незнакомых лиц, оказываются замкнутыми. Огромную помощь может оказать театр как в дошкольном, так и школьных образовательных учреждениях.

Театр — один из самых доступных видов искусств. С помощью театра можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Модель решения актуальных проблем в педагогике и психологии, связанная с театром
 
 

Формирование эстетического вкуса            Развитие куммуникативных качества личности      Художественное образование и воспитание детей
                                                                               (Вербальный и невербальны вид общения)
 
 
                                                                                         Педагогика,психология + театр
 
воспитание воли,развитие памяти,                Создание положительного эмоционального настроя,          Нравственное воспитание (самопознание,культура
воображение, тонкой и                                       снятие напряженности, решение конфликтных                      общения)
мелкой маторики рук,                                          ситуаций через игру.
фантазии, речи (диалог, монолог)
 
 
 
Театр воздействует на комплексом средств. Художественные образы — персонажи, слово, музыка — все это помогает ребенку легче, лучше понять содержание произведения. Воспитательное значение тоже велико, ребенок подсознательно сравнивает себя с героями, переносит их поступки, и действия на себя, учится жить в социуме.
« Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеют нравственную направленность. Композитор Д.Б. Кабалевский в книге» воспитание ума и сердца» писал : « Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира ребенка».
Сказка и ее преломления в деятельности детей, даже простой пересказ, разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательную деятельность и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла способствует развитию у детей внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека. Встретится со сложным душевным миром ребенка и , не упрощая этот мир, сделать его более гармоничным. Группа американских исследователей специально проверяла. Как влияет на познавательное развитие ребенка совместная игра со взрослыми по сказочным и обычным бытовым сюжетам. Оказалось , что разыгрывание сказок обеспечивает сдвиги в развитии детского мышления. Исследователи относят это за счет большей четкости и структурировании сказочного сюжета по сравнению с сюжетами на бытовые темы. В соответствие с этим практическое действие каждого ребенка в театральной деятельности является важнейшим методическим принципом проведения занятий, которые не только радуют, но и обучая, развивают их. Актерское мастерство является составной и абсолютной необходимой частью ораторского искусства .Интонация играет в звучащей речи огромную роль. Умение хорошо говорить. Разнообразно и точно выстраивать интонацию. Выразительное использование невербальных средств общения ( жестов. Мимики, пластики). Умение владеть собой и достойно держаться перед публикой — все эти умения отрабатываются средствами театральной педагогики. Еще Л.С. Выгодский в работе «Психология искусств» отметил родство игры и искусства. В основе того и другого лежит феномен подражания. Но и в том и другом случаю подражание оценивается как условия развития ребенка. Не мене важно. Что деятельность. Связанная с подражанием, приносит детям удовольствие. Театральная деятельность позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций. Какие в реальной жизни им не встречались. Опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания и сочувствия и сотворчества. Следует подчеркнуть, что «Не следует забывать. Что основной закон детского творчества заключается в том. Что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества. Важно то, что они создают, творят. Упражняются в творческом воображении и его воплощении». - представление выдающегося русского психолога М.С. Выгодского..
 
 
 
Список использованной литературы.
 
  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольникам — М., 1991 г.
  2. Брызгунов Е.А. Интонация / Русская грамматика — М.,1963 г.
  3. Бондаренко Л. Звуковой строй современного русского языка — М..1977 г.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций : Занятия, игры.- М.,2003 г.
  5. Теплов Б.М. Психология — М.,1951 г.
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой — М.,2002 г.
  7. Журналы Ребенок в дет. саду — М., 4 / 2006,2/2001.Дошкольное воспитание — М..6/96.1/2006 г
 
 
 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

консультация для родителей на тему: "Развитие детей в театрализованной деятельности"

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность ...

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»...

Разностороннее развитие детей в игровой деятельности

Начальная школа открывает мир новых знаний для каждого ребенка. Игры создаются для того, чтобы помочь детям адаптироваться и в игровой форме освоить учебный материал...

Развитие речи посредством театрализованной деятельности в детском саду.

Театр- это вид игровой деятельности, который помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются....

Парциальная программа по развитию речи посредством театрализованной деятельности "Речецветик"

В программе представлена система работы по коррекции и развитию речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности...