Урок по информатике "Элементный состав объекта" (3 класс)
методическая разработка (3 класс) на тему

Комбарова Наталья Александровна

Конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementnyy_sostav_obekta.rar979.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока  по информатике

«Элементный состав объекта»

для 3 класса

           

Составила: Комбарова Н.А

                                                                 учитель информатики

                                             2011-2012  год

Аннотация

 Представлена методическая разработка урока «Элементный состав объекта» для                      3 класса.  это урок изучение нового и первичное закрепление.

Дидактическая цель: создать условия для изучения и первичного закрепления знаний учащихся по теме.

Урок проводится в игровой форме. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся 3 класса.

Использование игровых технологий на уроке формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к предмету, повышает эффективность урока и качество. Игровые технологии позволяют использовать на уроке различные формы работы, помогают раскрыться в процессе творческой деятельности каждому ребенку, даже самому слабому. В ходе урока все ученики активизируются, увлекаются поисками ответов. Технология направлена на «погружение» участников    в процесс поиска, познания и самопознания. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, способствуют развитию индивидуальности каждого ученика. В данном уроке четко прослеживается алгоритм работы по представленной технологии. Мотивационный этап отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Организация самостоятельной творческой деятельности учеников осуществляется в индивидуальной, коллективной и групповой формах работы.                               Каждый новый этап творческой деятельности сопровождается этапом «афиширования» - предъявлением своих идей, результатов работы.

 Заканчивается урок рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений.   Результатом урока являются осмысленные выводы учащихся, эмоциональный подъем.

Название УМК Учебник: Информатика и ИКТ. Матвеева Н.В., Москва БИНОМ Лаборатория знаний, 2009 г.

Тема урока: «Элементный состав объекта»

Место и роль урока в изучаемой теме: Объект и его характеристика.

Номер урока в теме: 4.

Цель урокаВыработать умение выделять элементный состав объекта.

Задачи:

Обучающие:

  • учить умению систематизировать.
  • активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и  навыков, мыслительных операций, воображения;
  • создать условия для развития всех типов каналов восприятия  информации.

Воспитательные:

  • продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
  • формировать навыки саморегуляции (умение   слышать и слушать);
  • совершенствовать навыки совместной деятельности.

Методическая цель урока: показ приёмов применения ИКТ в учебном процессе, показ приёмов осуществления межпредметных связей в учебном процессе на уроках в начальной школе.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

•        Понимать смысл слов «состав объекта» как списка частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части;

•        Понимать, что выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава и от цели его описания;

•        Уметь «читать» схему и понимать её как отражение элементного состава объекта;

•        Уметь изображать элементный состав объекта в виде рисунка или схемы, описывать его словами.

Дидактические материалы: УМК Матвеевой Н.В.

Методы и приемы: словесное описание, сравнение, репродуктивный метод, разноуровневые задания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (<Приложение 1>), рабочие таблицы (<Приложение 2>)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, постановка целей.

Настрой на урок, мотивация.

Слайды 1-4 <Приложение 1>

Диктор:

В эфире экстренный выпуск новостей М-радио. 19 ноября в районе лыжной базы города Минусинска в 9 ч 15 мин приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи. Вот что удалось узнать нашим корреспондентам.

Голос инопланетянина:

Земляне! Мне необходима ваша помощь. Во вселенной не все спокойно. Злые космические пираты нападают на звездолеты и ракеты, заколдовывают путь домой.

Пираты:

Кратеры, вулканы,
Звезды, тараканы,
Мы разрушили мосты,
Чтоб по млечному пути
Ни проехать, ни пройти
И планеты не найти.

Голос инопланетянина:

Я один, мне одному с ними не справиться, а вас много. Здесь тяжелые заклятья, в одиночку мне не снять их.

Помогите мне, ребята! Отправляйтесь в космическое путешествие, посетите планеты. На планетах необходимо выполнить задания и собрать магические кристаллы. Ваши верные решенья снимут чары без сомненья.

Учитель:

- Ребята, поможем инопланетянину? На чем же нам отправиться в полет в космос?

(на ракете, космическом корабле)

Займите свои места, сядьте удобнее. Закройте глаза. Ключ на старт: протяжка, продувка, взлет. Мы в невесомости. Наша ракета летит с огромной скоростью, преодолевая земное притяжение в 50 раз быстрее самого быстрого самолета, ее скорость свыше 40000 км\ч.

А теперь посмотрим в иллюминатор. По курсу планета драконозвезд.

II. Введение нового знания.

Описание объекта. Таблица “Состав. Действия”

Слайды 5-14 <Приложение 1>

- У жителя планеты есть задание для нас. Прочитайте его.

Задание: Отгадайте неизвестные объекты и запишите их составные части и действия в таблицу.

Возьмите лист с таблицами.<Приложение 2>

Попробуем отгадать загадки.

Загадка:

Если в доме есть мышата,
То зовут ее ребята,
Если ж в доме есть сметана,
Ее гонят из чулана.
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Сладко умывается, рыбку просит,
У ног ласкается. Кто это? …(Кошка)

- Запишем ответ в клеточках таблицы.

А теперь запишем в таблицу составные части кошки. (Что у нее есть?)

Заполним 2 часть таблицы. Действия (Что кошка может делать?)

Хорошо! Ответив смело
Вы уж сделали полдела.
А теперь еще одна
Вам загадка задана.

Загадка:

Этот конь не ест овса.
Вместо ног - 2 колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
На рояль я непохожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет. Я зовусь …(Велосипед)

- Запишите отгадку. Из чего состоит велосипед?

Что с ним можно делать? (записывают в таблицу)

Вы справились с заданием и получили магический кристалл. Он обладает волшебными свойствами.

Пора продолжать путь. Летим дальше. Мы в космосе. Это огромное пространство без конца и без края. В нем движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды. Вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты.

А вот и планета слономышек. Совершаем на ней посадку. Прочитайте задание жителя этой планеты.

III. Первичное закрепление. Групповая работа.

Слайды 15-16 <Приложение 1>

Задание: Ко мне на планету упал космический мусор. Помогите мне узнать предметы по их составным частям.

- Слономышек знает состав и действия предметов, но не знает их названия. Помогите ему узнать предметы, а взамен получите магический кристалл.

Учитель раздает задания для выполнения в группе:

1 группа

1) СОСТАВ: кузов, кабина, колеса

МОЖНО: ездить, перевозить, ремонтировать

2) СОСТАВ: корпус, трубка, диск или кнопки

МОЖНО: снимать трубку, набирать номер

2 группа

1) СОСТАВ: спинка, сиденье, ножки (чаще 4)

МОЖНО: сидеть, вставать на него

2) СОСТАВ: крылья, туловище, усики

МОЖЕТ: летать, порхать, кружиться, садиться

3 группа

1) СОСТАВ: листья, плоды - желуди, ствол, ветки, корни

МОЖНО: срубить, посадить, залезть на него

2) СОСТАВ: лепестки, стебель, корень, листья

МОЖНО: сажать, поливать, нюхать, срезать, дарить

4 группа

1) СОСТАВ: корпус, циферблат со стрелками, стекло, ремешок

МОЖНО: подводить, носить, заводить, переводить

2) СОСТАВ: грива, лапы, хвост с кисточкой, туловище, голова

МОЖЕТ: рычать, бегать, охотиться

- Проверим правильность выполнения заданий.

Слайды 17-19 <Приложение 1>

В таблицу нужно вписать буквы из полученных слов соответственно цвету и прочитать получившееся слово.

1 гр. МАШИНА, ТЕЛЕФОН

2 гр. СТУЛ, БАБОЧКА

3 гр. ДУБ, ЦВЕТОК

4 гр. ЧАСЫ, ЛЕВ

Получилось: Молодцы!

Получаем второй магический кристалл

ФИЗМИНУТКА

Слайд 20 <Приложение 1>

- Летим дальше. Включаем старт. Поехали. Сегодня мы космонавты. А космонавты – люди тренированные, подготовленные. Но и им нужна зарядка.

На зарядку – становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки, шире плечи!
В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
Раз, два, три – дыши ровней.
От зарядки стали крепче,
Стали крепче и сильней!
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.

Совершаем посадку на планете зебробелок.

IV. Творческое воспроизведение знаний.

( Реализация продукта через запись загадки, создание таблицы, называние объекта)

1. Сравнение состава и действий объектов.

Слайды 21-23 <Приложение 1>

Задание: Помогите мне, ребятки, составить новые загадки.

- Дело в том, что зебробелки очень любят отгадывать загадки. В них очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать. Но чаще названия составных частей зашифрованы: вместо них названы похожие части других предметов, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.

а) задание 7,с.32 учебника (знакомство со способом составления загадок – коллективно)

- Кто изображен на рисунке? (Рыба)

1 ст. “Состав” (чешуя, хвост, плавники)

2 ст. “На что похоже”

Записаны названия предметов, на что похожи части рыбы.

- чешуя похожа на …(кольчугу воина)

- хвост на…(веер принцессы)

- плавники на… (крылья птицы)

А теперь попытаемся собрать загадку. Как она прозвучит?

Есть кольчуга, а не воин.
Есть веер, а не принцесса.
Есть крылья, а не птица.

2. Самостоятельная работа (задание 8, с.32)

- Прочитайте внимательно столбцы, отгадайте по названным действиям предмет или существо. Можно посоветоваться с соседом.

Проверка.

Не елка, а колется,
Не клубок, а катится,
Не паровоз, а пыхтит…(еж)

- С заданиями справились. Зебробелка вручает вам магический кристалл.

Экипаж! Приготовиться к полету. Включить моторы. Пуск!

А кто же первым совершил полет в космос и когда?

3. Групповая работа.

Слайды 24-30 <Приложение 1>

А вот еще один островок в безбрежном космосе – планета с кольцами. Мы с вами посетили уже 3 планеты. Их жители – драконозвезд, слономышек, зебробелка – имеют необычное строение тела. Каков их состав?

А вот на 4 планете живет печальный зверь. Ему грустно, так как он не знает, как его зовут. Помогите ему стать веселым. Придумайте название фантастическому зверю, в котором отражался бы состав животного. Заполните таблицу в задании 6 на с.31.

Проверка.

Зверь очень обрадовался и написал вам письмо.

За то, что вы такие дружные, смелые, отзывчивые, умные, веселые, получите в награду магический кристалл!

- Магические кристаллы собраны. Мы победили космических пиратов и помогли инопланетянину.

Инопланетянин:

Спасибо, ребята. Вы победили космических пиратов. Я смогу улететь домой. До свидания.

Учитель:

Путь свободен – путь открыт.
К звездам пусть корабль летит.
Наш друг – инопланетный пилот
Сел в звездолет, полетел к своей планете
.

- А теперь возвращаемся на нашу планету. Ракета летит к Земле. Она очень красива из космоса и кажется маленькой. Вообразите, что вы держите ее в руках. Приласкайте ее. Пусть ваши добрые руки лечат ее. Каждый из вас скажите мысленно: “Я буду украшать свою планету, заботиться о ней, беречь ее”. Прижмите ее к сердцу. Ваши мысли, как солнечный свет для планеты.

Мы приземляемся.

V. Итог урока.

(Рефлексия, эмоциональная деятельность, самооценка)

- Понравился ли вам урок? Оцените свою работу.

Какова была его тема? Справились с поставленными целями?

Какое задание было трудным? Какое было легким? Самым интересным?

VI. Домашнее задание.

2 задания на выбор:

а) Космические пираты очень удивлены вашими знаниями, хотят еще раз проверить вашу сообразительность. Они вам приготовили задание, над которым вы подумаете дома:

На планете Туарии каждый житель отвечает на вопросы то правдой, то ложью (через раз).

Залетевший на планету путешественник спросил одного из местных жителей: “Куда я попал?”

Ему ответили: “Вы на планете, где все говорят только правду”.

Тогда путешественник спросил: “А как Вас зовут?” “Крокозавр”, - ответил местный житель. Правда ли его зовут Крокозавр?

б) А я предлагаю вам придумать и нарисовать животное с необычным составом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме"Информационный объект и компьютер"

Рзработка урокаРРазработка урока информатики в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Конспект урока "Элементный состав объекта", информатика и ИКТ 3 класс, УМК Матвеева Н.

Конспект урока "Элементный состав объекта", предмет информатика и ИКТ, 3 класс, УМК Матвеева Н. Цели урока:·        Инициировать познавательную деятельность дет...

Урок на тему "Свойства объекта"

Данный материал содержит план-конспект урока и презентацию, которая включает в себя физкультминутку. Представленная разработка урока может быть использована как на уроке, так на внеурочном мероприятии...

Урок информатики и ИКТ. 3 класс. Тема «Отношения между объектами»

Цели урока:обобщить сведения о действиях как о характеристике объекта;сформировать понятие об отношениях объектов как о важной составляющей характеристики объектов;показать многообразие отношени...

Презентация к уроку по информатике Состав и действия объекта

Презентация содержит иллюстрации к уроку Информатика 3 класс (Урок 10) Состав и действия объекта по учебнику Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 3 класс (1 часть)...

Конспект урока по технологии в 3 классе Конструирование и моделирование несложных объектов

Конспект урока по технологии в 3 классе Конструирование и моделирование несложных объектов...

Конспект урока русского языка в 4 классе для обучающихся с ОВЗ. Тема урока: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект».

Конспект урока русского языка в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (обучающиеся с нарушенным слухом).  Тип урока: урок изучения и закрепления новых знанийЦели урока:  - Составлять предложение, с...