Логопедическое сопровождение будущих первоклассников.
статья (1 класс) по теме

Муравьева Татьяна Ивановна

Выступление на педагогическом совете учителя-логопеда Муравьевой Т.И. Тема : "Преемственность начальной школы и детского сада". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение будущих первоклассников.

     Всё чаще поступающие в 1 класс дети испытывают психологические и речевые проблемы. Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителями начальных классов, психологом, логопедом и воспитателем ДОУ, медицинскими  специалистами, а также родителями.  

      Задача логопеда – устранить речевые дефекты, развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы смог успешно обучаться в школе:

      Логопедическая работа делится на 4 этапа:

I этап Ориентировочная диагностика (апрель-май) – это определение уровня общего и речевого развития у каждого будущего первоклассника, выявление детей с речевыми нарушениями, консультативная помощь родителям в подготовке таких детей, а также консультации учителей начальных классов, совместно с педагогом-психологом младшего звена. По методике Иншаковой О.Б. рассматриваются следующие основные параметры:

1. Звукопроизношение.

2. Фонематическое восприятие.

3. Словарный запас.

4. Грамматический строй.

5. Связная речь.

6. Чтение

- По результатам диагностики проводилось собрание с родителями будущих первоклассников («Готовность к школе»).

- Проводились семинары для родителей дошкольников на интересующие их темы: «Фонематическое восприятие», «Развитие связной речи», «Развитие мелкой моторики».

II этап Диагностический (1 - 15 сентября) – определение структуры и степени выраженности речевых нарушений, информирование учителя и родителей о результатах диагностики, планирование, соответствующей коррекционной работы.На данном этапе выявляются следующие логопедические проблемы у детей, поступающих в 1 класс:

Нарушение звукопроизношения страдает артикуляционная и общая моторика, (одного или групп звуков (сонорные)).

Фонематическое восприятие (сложность в дифференциации звуков и слов, близких по звучанию), ошибки звукобуквенного анализа.

Связная речь («бедные» рассказы, простые предложения).

Чтение (неосознанное чтение).

III этап Коррекционный

     Устранение речевых нарушений, развитие устной и письменной речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях (обучающих, закрепляющих, комбинированных). Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Логопед анализирует письменные работы детей, сотрудничая с учителем, находит пути преодоления специфических ошибок, отслеживает технику чтения учащихся 1-х классов.

IV этап Оценочный (с 15 мая)

     На данном этапе анализируется коррекционная работа и учебно-воспитательная работа за год, определяются перспективы дальнейшей деятельности. Проводится диагностическая работа на выявление специфических ошибок у учащихся первых классов по методике Ахутиной Т.В., Фотековой Т.А.. Проводится собрание с родителями и консультирование учителей, на котором  освещается дальнейшая работа логопеда с речевыми детьми.

Учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1987 Муравьёва Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование будущих первоклассников

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 1. Наблюдение за поведением в процессе обследования… 2. Зрительное восприятие    * основные цвета (количество)...

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника»

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника» МБОУ "СОШ №4" г. Вязники 2012г....

«Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение успешности будущего школьника»

Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников известных авторов используемых методик. Методики адаптированы и применяемы в р...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение успешности будущего школьника

Уважаемые родители! Данные диагностики будут применяться на практике, для выявления уровня будущей успешности обучения в школе. Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для...