ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
рабочая программа по теме

Ломоносова Ольга Николаевна

   Рабочая программа "Введение в школьную жизнь" создана на основе авторской программы адаптации детей к школе авторов Г. А. Цукермана, К.И. Поливановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Введение в школьную жизнь69.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Учебный курс для дошкольников

     «Введение в школьную жизнь»

   С 1998 учебного года учебный год для будущих первоклассников в нашей школе начинается по особенному: с курса «Введение в школьную жизнь».

   Появление данного курса продиктовано необходимостью преодоления ряда трудностей, возникающих при поступлении ребёнка в школу. В образовательный процесс ребёнок включается, имея определённый фундамент интеллектуального и социального развития. Насколько быстро и хорошо ребёнок приспособится  к новой обстановке, насколько успешно будет усваивать новые знания, развивать свои способности и строить новые отношения – всё это зависит от правильной организации адаптационного периода будущих первоклассников.

 

    Зачем и как вводить ребёнка в школьную жизнь? От того, насколько благополучно пройдёт период адаптации вступления в школьную жизнь, зависит всё дальнейшее пребывание детей в школе. Дошкольный возраст накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Л.Н. Толстой по этому поводу говорил, что «от рождения до пяти лет – целая пропасть, а от пяти до восемнадцати – всего один шаг». Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи  ( а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себя не остаётся и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому проблема адаптации к школьной жизни всегда остаётся актуальной и современной, так как является залогом успешности обучения и личностного благополучия  детей.

   

   При разработке курса учитывались возрастные особенности детей 6-7 лет, рекомендации специалистов, социальный заказ. Большинство детей дошкольного возраста в сельской местности не посещают детский сад. Дети, получившие семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения. Содержание курса предусматривает развитие собственной внутренней жизни ребёнка как фактора, обеспечивающего его успешный переход к новому виду деятельности, на основе создания условий сохранения и совершенствования психического, физического и нравственного здоровья детей.

    В основу курса положено сочетание различных видов деятельности (двигательной, коммуникативной, ремесленной, творческой), что позволяет ребёнку реализовать себя в новых для него условиях. Критерием адаптации является продвижение ребёнка в каждом из видов деятельности. По форме и манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

    Цель курса: создание максимально комфортных социально – психологических и педагогических  условий, позволяющих дошкольникам успешно функционировать и развиваться в новой среде (школьной системе отношений).

      Задачи:

  1. Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения учащихся в новый вид деятельности.
  2. Сформировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности.

     Реализация курса происходит поэтапно и захватывает по времени второе полугодие учебного года и строится по принципу «не навреди». Занятия курса способствуют ускоренному знакомству будущих первоклассников друг с другом, стремлению вместе работать.

     Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно – познавательной мотивации. Задания и беседы в рамках данного курса играют психопрофилактическую роль и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач; формируют навыки взаимо – и самооценки, что способствует развитию рефлексии у детей.

   Программа адаптационного периода включает следующие направления педагогической деятельности:

  1. аналитическую;
  2. методическую;
  3. развивающую;
  4. коррекционную;
  5. консультативную (работа с родителями).

                                  1 этап (январь)

                 Аналитическая деятельность и работа с родителями

    Любая деятельность должна начинаться с анализа. В связи с этим на первом этапе знакомство с родителями и  анкетирование родителей будущих первоклассников, которое даёт возможность оценить стиль общения взрослых и детей, степень готовности к обучению. По результатам проводятся беседы с родителями о степени готовности ребёнка к началу обучения, при необходимости обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть при поступлении ребёнка в школу. Обязательно даются рекомендации, как с ними справиться. Это могут быть предложения о целесообразности  прохождения консультации со специалистами (логопедом  и др.). Проводятся первые родительские собрания: «Развитие мелкой моторики – важный этап подготовки ребёнка к школе», «Скоро в школу», на них родители получают информацию о том, как правильно готовить ребёнка к школе, на что обратить внимание в оставшееся до школы время.

                               2 этап (февраль)

   На этом этапе походит изучение преемственности в методике и методах обучения, знакомство с новыми методиками, программами, взаимопосещение уроков в 1 классе и занятий в подготовительной группе.  Проводятся семинары, практикумы на заседании РМО и ШМО учителей начальных классов и работников ДОУ «Обмен мнениями», на которых обсуждаются проблемы преемственности, анализируется прошлый опыт. Учителя обмениваются информацией, анализируют, что удалось, какие были трудности, «находки», пожелания.

                               3 этап (март - июнь)

    Курс – тренинг «Введение в школьную жизнь»

       С началом обучения в школе изменяется вся жизнь ребёнка и даже всей семьи. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека.                            

       Практика показывает, что если ребёнок учится в доброжелательной атмосфере, если он доверяет педагогу, то ему легче преодолеть трудности и пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в развитии младшего школьника.                       Методическая работа

    Психологическая особенность младшего школьного возраста – авторитетность взрослого (прежде всего учителя), вера в истинность всего, что он «несёт», доверчивость, восприимчивость.

   Путь к ученику мы «прокладываем» через учителя. В этот период особенно важно «мягкое», бережное отношение к каждому ребёнку, создание постоянной ситуации успешности деятельности, демократический стиль общения, заинтересованность учителя в каждом. Особенно важно в адаптационный период дать возможность ребёнку работать в свойственном ему темпе (дети научатся регулировать свой темп не сразу и не в первом классе). Учитель должен много рассказывать школьникам, читать им, обсуждать с ними близкие и волнующие их темы (о семье, о друзьях, о любимых занятиях). Стоит обратить внимание и на некоторые жесты, движения, устанавливающие особые связи между учителем и ребёнком (погладить, дотронуться, обнять и др.)

   В этот период в ребёнке живут два желания – хочу учиться и хочу играть. Данный учебный курс учитывает все сложности обучения детей и их возрастные особенности. Это сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия; формирование у ребёнка представления о школе ; формирование умения учиться; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Учитель имеет возможность уже в течение первых двух недель сделать «фотографию» будущего класса, увидеть всех детей (лидеров, гиперактивных и т.п.), отследить эмоциональное состояние каждого ребёнка через «срезы» настроения в цвете (цветопись Лутошкина).

      Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это занятия по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, игры на внимание, запоминание, рассуждение и др., занятия по ОБЖ, ИЗО, музыке. В процессе занятий дошкольники учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

                                         4 этап (июнь)

                                       Коррекционный.

    В течении курса мы систематически проводим анализ занятий. Здесь обсуждаем каждого ребёнка, отмечаем, кто был успешен, как вёл себя, принимаем конкретные решения, делаем выводы.

   Поэтому третий этап плавно переходит в четвёртый – коррекционный. Проводится заключительный мониторинг по оценке уровня адаптации дошкольников, отслеживается продвижение ребёнка по отношению к самому себе. На этом же этапе выявляются неадаптированные дети, с которыми проводится индивидуальная работа.

                                        5 этап (июнь – август)

                                       Консультативный

    По завершению занятий с детьми проводится качественный анализ результатов с представителями школьной администрации и педагогами.

    Все этапы сопровождаются информацией об адаптации дошкольников родителей. Проводятся индивидуальные консультации для родителей, индивидуальные беседы, открытые занятия, праздники, родительское собрание «На пороге школы».

    Завершается этот этап формированием класса.

                    Результаты нашей деятельности.

     Исследования 1998-99 уч. года показали, что после прохождения  подготовительных занятий к школьному обучению адаптировались 86% детей, а в 2007-08 уч. году 93%. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей, у них почти всегда хорошее настроение, без видимого напряжения выполняют требования учителя.

   За 9 лет осуществления этой  работы результат нашей деятельности мы видим в обобщении актуального педагогического опыта по приоритетным направлениям работы по преемственности обучения ДОУ – начальная школа; накоплении методического, педагогического опыта работы; слаженную координацию работы (двое учителей нашей школы входит в творческую группу учителей района по осуществлению поекта преемственности дошкольного образования и первой ступени общего образования).

                             

 Анкета

        для родителей будущих первоклассников.

1. Нужна ли вообще подготовка детей к школе?  (отметь знаком +)

  1. Не нужна
  2. Нужна в виде общего развития ребёнка
  3. Нужна как в виде общего развития, так и в виде специальных занятий

2. В какой форме ваш ребёнок готовился к школе?

  1. В детском саду
  2. В семье с ним занимались родители, родственники
  3. В школе
  4. Никак особо не готовился: не считали нужным
  5. Хотели бы, да не было возможности.

3. Что в целом вы можете сказать о качестве дошкольной подготовки? (отметьте как хорошее, удовлетворительное, плохое)

  1. Подготовка к обучению чтению
  2. Подготовка к освоению письма
  3. Подготовка к освоению арифметики
  4. Физическая подготовка
  5. Художественно – эстетическое развитие
  6. Культура поведения
  7. Навыки общения со взрослыми
  8. Умение занять себя полезной деятельностью

4. Что умеет ваш  ребёок до поступления в школу

  1. Считает в пределах 10
  2. Сравнивает числа
  3. Решает задачи
  4. Называет геометрические фигуры
  5. Определяет цвет предметов
  6. Решает примеры
  7. Правильно называет буквы алфавита
  8. Выделяет в словах звуки и буквы
  9. Читает по слогам
  10. Способен слышать и понимать задание
  11. Умеет правильно держать ручку, карандаш
  12. Умеет ориентироваться на листе бумаги
  13. Ориентируется в пространстве (право – лево)
  14. Владеет ножницами

5. Что умеет ваш ребёнок перед поступлением в школу (навыки самостоятельности)

  1. Самостоятельно одеваться, раздеваться.
  2. Соблюдать режим дня.
  3. Поддерживать порядок в своих вещах, игрушках.
  4. Ходить в магазин за покупками.
  5. Открывать (закрывать) входную дверь.
  6. Умеет занять себя полезной деятельностью.

6. Что умеет ваш ребёнок? (кругозор, осведомлённость)

  1. Беседует о стране, месте, где живёт.
  2. Знает времена года.
  3. Знает, сколько месяцев в году.
  4. Знает и пересказывает сказки.
  5. Составляет рассказ по картинке.
  6. Знает и рассказывает стихи.
  7. Знает ФИО родителей, где они работают, свой номер телефона.

Анкета «Портрет моего ребёнка»

                                         

1. Как ваш ребёнок относится к вам, родителям?  (с любовью, уважением, равнодушно, грубо)

2. Какие качества характера проявляются у него особенно ярко?

3. Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание и др.?

4. Какие обязанности и права у ребёнка в семье?

5. Есть ли у него друзья?

6. Где, как и с кем проводит свободное время?

7. Какие учебные занятия ему нравятся?

8. Кто из членов семьи является авторитетом для него?

9. Что хотели бы изменить в вашем ребёнке?

10. Нравятся его увлечения, какие они?

11.Часто ли хвалите его? За что?

12. Ругаете? Наказываете? Как?

13. Как зовёте его дома?

14. Что объединяет и разъединяет вас с ребёнком?

   Тематический план занятий курса

  «Введение в школьную жизнь»

3

п/п

Тематическая направленность

Кол-во

Часов

1

Математика

10

2

Развитие речи

14

3

Знакомство с окружающим миром

8

4

Художественно – эстетическое развитие

4

5

Физическая подготовка

4

6

Музыка

4

7

Этикет

10

8

Трудовое обучение

4

9

Праздники

2

Всего часов

60

     

*Занятия проводятся в соответствии с рекомендациями МО РФ «О подготовке детей к школе» (Письмо МО и профессионального образования РФ от 22 июля 1997 года) на базе ДОУ: 3 занятия в день по 25-30 минут в июне месяце.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....


 

Комментарии

Ломоносова Ольга Николаевна

Появление данного курса продиктовано необходимостью преодоления ряда трудностей, возникающих при поступлении ребёнка в школу. В образовательный процесс ребёнок включается, имея определённый фундамент интеллектуального и социального развития. Насколько быстро и хорошо ребёнок приспособится к новой обстановке, насколько успешно будет усваивать новые знания, развивать свои способности и строить новые отношения – всё это зависит от правильной организации адаптационного периода будущих первоклассников.