Занимательный материал для работы над словарными словами на уроках русского языка
методическая разработка (2 класс) по теме

Бурлуцкая Валентина Михайловна

Материал в помощь молодым специалистам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательный материал

для работы над словарными  словами

на уроках русского языка

Загадки  заданные пословицами.

          Не бойся её, брехливой,

          А бойся молчаливой.

          Она на сене : сама не ест

          И другим не даёт

                                   ( Собака )

           Он неуклюж, да дюж.

           С ним дружись, а за топор держись.

           Два их в одной берлоге не уживутся

                                                           ( медведь )

Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает,  а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка,

Лучше зелёная ветка.

                                             ( соловей )

Против сотни их довольно одного ястреба.

Он землю видит – когда ест, небо – когда пьёт.

Он под  кровлю, а слова на ловлю.

                                               ( воробей )

Кто в ней не бывал, красоты  не видал.

На – Родины украшенье, врагам устрашенье.

Она не сразу строилась.

                                                   ( Москва )

Он от куста, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь

                                                         ( заяц )

И сокол выше его не летает.

Оно без огня горит.

Оно встанет, так и утро настанет.

Он до Киева доведёт.

                                         ( язык )                                                          

 Шуточные загадки

-Передвижной молокозавод    ( корова )

- Живой замок   ( собака )

- Пернатая журналистка   ( сорока )

- Весенняя фабрика сока   ( берёза )

 - Краснобокий синьор    ( помидор )

 Загадки                                                          

Красный нос в землю врос, а зелёный хвост- снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен, нужно только красный нос

                                                                          ( морковь )

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое

                                                                ( корова )

.И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт

                                                                            ( иней )

Грамоты не знаю, а весь век пишу

                                                                     ( карандаш )

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я                (капуста)

  Теплый, длинный-длинный день.

 В  полдень- крохотная тень.

 Зацветает в поле колос,

 Подает кузнечик голос,

 Дозревает земляника

Что за месяц, подскажи-ка .

                                              (июль).

 Она весну встречает-

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице- в полоску,

Ты узнаешь-      

                                  (березка)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

                                       (сорока)

-  Какой- то мастер на стекле нанёс

   и листья и травы и заросли роз

                                               ( мороз )

- Он круглый и красный,

как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… ( помидора )

- То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей - ка

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ..

                                ( тетрадь )

-Ну- ка, кто из вас  ответит,

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт ?

                                              ( солнце )

- Летом в огороде – свежие зелёные

  А зимой у бочки – жёлтые солёные

                                                     ( огурцы )

- С  хозяином дружно,

   Дом сторожит,

   Живёт под крылечком,

  А хвост колечком.                        ( собака )

 

-  Если б не было его

  Не сказал бы ничего

                                         ( язык)

-Он в берлоге спит зимой

  Под большущею сосной                                    

                                       ( медведь )

Пословицы и поговорки.

- Пуганая ворона и куста боится.

- Без газет - как без головы.

 -Герой за славой не гонится.

- Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Смелость города берет.

- Сыплет словами, как горохом об стену.

 -Что не деревня, то обычай,Что ни двор, то разговор.

- Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник

- В субботу – на работу, в воскресенье - на веселье.

- Самая легкая дорога та которую уже прошел.

- Завод красен не планом, а его выполнением.

- Лиса живет хитростью, а заяц  прыткостью.

- Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи  не живет.

- Плохой карандаш лучше плохой памяти.

- Картошка поспела - берись за дело.

- В квартире, где чистота и уют, люди культурно живут.

- У коллектива большая сила.

 -Хорош соловей голосом, а колхоз - колосом.

- Воля командира – большая сила.

- Раньше рожь руками жали, а теперь комбайны зашагали.

- Большому кораблю – большое плавание.

- Ешь, корова, соломку, вспоминай лето.

- Вы костер разложили, а мы песню сложили.

- Старую лисицу хитростям не учат.

 -Лопата – молодец, говорит боец.

- Малина от семи недуг.

- Машина любит ласку, чистоту и смазку.

- Два медведя в одной берлоге не живут.

- Солнце сияет, а месяц светит.

- Корова в тепле, молоко на столе.

- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

- Москвой – столицей весь народ гордится.

- Дорога ложка к обеду.

- Без спорта нет силы, а без овощей – здоровья.

- Мир – что огород: в нем все растет.

- По одежке встречают, по уму провожают.

- Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

- Дисциплина – залог победы.

- По погоде и урожай.

- Посуда любит чистоту.

- У ленивого всегда праздник.

- Всякая работа мастера хвалит.

- Родина краше солнца, дороже золота.

- Русская душа нараспашку.

- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

- Покажи свои тетрадки, а я скажу кто ты.

- Ищи товарища лучше себя, а не хуже.

- Будет и на нашей улице праздник.

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не  поймаешь

-Почитай учителя, как родителя.

-К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

-Ученику удача, учителю радость.

-На чужой стороне  рад родной вороне.

-Землю красит солнце, а человека- труд

Учитель начальных классов  Бурлуцкая В.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

Условия реализации регионального компонента. Материал, который можно использовать при планировании уроков русского языка , литературного чтения , окружающего мира, классных часов с учётом ФГОС.

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

методическая разработка по теме самообразования: Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка

Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...

Методический материал по теме "Использование фразеологизмов на уроках русского языка"

laquo; Использование фразеологизмов на уроках русского языка»Цель мастер класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря учащихся начальных к...