Формирование и развитие речи учащихся с ЗПР в первом классе.
статья (1 класс) по теме

Романова Татьяна Владимировна

В классы с задержкой психического развития поступают дети с низким уровнем развития высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации), с нарушением звукопроизношения двух и более звуков, с общим недоразвитием речи II и III уровня. Постановка звуков осуществляется логопедом. Для автоматизации звуков, поставленных логопедом, развития речи учащихся необходима каждодневная работа учителя начальных классов на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ТЕМА:

«Формирование и развитие речи учащихся   с ЗПР

в первом классе»

УЧИТЕЛЬ ГБСКОУ

школы-интерната «ПЕРСПЕКТИВА»
Г.О. НОВОКУЙБЫШЕВСК

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РОМАНОВА

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

2014год

В классы с задержкой психического развития поступают дети с низким уровнем развития высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации), с нарушением звукопроизношения двух и более звуков, с общим недоразвитием речи II и III уровня. Постановка звуков осуществляется логопедом. Для автоматизации звуков, поставленных логопедом, развития речи учащихся необходима каждодневная работа учителя начальных классов на уроках.

На уроках обучения грамоте, ознакомления с окружающим миром в системе провожу зарядку для язычка  и губ. Для детей эти упражнения очень сложные. Ведущей деятельностью учащихся первого класса остаётся игра, поэтому сложные упражнения облекаются в сказку, стихотворение, обыгрываются при проведении физминуток, зарядки для пальчиков. Заучивание небольших стихотворений о цифрах, буквах, четверостиший из «Азбуки» способствует улучшению памяти учащихся, поддерживает их интерес к чтению, увеличивает речевую практику.

В работе по развитию речи учащихся мне помогает «геометрические» пеналы, которые  делают родители из спичечных коробков. В каждый коробок вкладываются геометрические фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру (овал, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Использовать геометрические фигуры можно на всех уроках.

На уроках обучения грамоте и письму красные, синие и зелёные круги превращаются в звуковые фишки, с помощью которых мы создаём звуковые схемы слов, при этом учащиеся дают характеристику каждого звука. Синие и зелёные круги помогают в играх на дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков. Красный круг, обозначающий гласный звук, используется в игре «Определи место гласного в слове».

На уроках математики  и ознакомления с окружающим миром проходит изучение, сравнение геометрических фигур по форме, цвету и размеру, соотнесение их с предметами окружающего мира. С помощью геометрических фигур мы «рисуем» картины по образцу, инструкции, по воображению. Эта работа  эффективна ещё и потому, что ребёнку с нарушенной мелкой моторикой трудно нарисовать что-либо карандашом, а передвигать геометрические фигуры гораздо легче. Все действия комментируются учащимися под руководством учителя.

При изучении фигур, их сравнении, «рисовании» по образцу учитель задаёт следующие вопросы и задания:

  • покажите квадрат синего цвета, овал жёлтого и т. д.,
  • найдите фигуры одинаковые по форме;
  • найдите фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету;
  • найдите фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру;
  • что изображено на картинке? С помощью каких фигур?
  • Сколько квадратов (овалов, кругов…) нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
  • Как расположим фигуры по отношению друг к другу? и. т. д.

«Рисование» по инструкции вызывает у детей большой интерес, но вместе с тем и трудность из-за несформированности пространственных представлений. Учитель создаёт словесную картину, дети воплощают её на альбомном листе с помощью геометрических фигур: в правом верхнем углу нашей картины светит солнышко, в нижней части картины в середине стоит домик, справа от домика растёт высокая ель, а слева – низкая…

По ходу «рисования» выясняется, с помощью каких фигур можно изобразить солнышко, домик, ель и т.д.

Научившись «рисовать» по инструкции, дети «рисуют» по воображению, создают свои собственные картины, но затем обязательно рассказывают о том, что они нарисовали.

Сочетание предметной деятельности каждого ребёнка и речевой практики создаёт благоприятные условия для развития звукопроизношения, речи учащихся, а значит, способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся с задержкой психического развития.

Учитель начальных классов

ГБСКОУ школы-интерната «Перспектива»

г.о. Новокуйбышевск

Романова Татьяна Владимировна

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование связной устной речи учащихся с отклонениями в развитии».

  Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа представляет высо...

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".

Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...

Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...