Осенние посиделки.
методическая разработка на тему

Скопина Елена Валерьевна

 Учитель: Дорогие ребята, на прошлой встрече мы изучили русскую избу, узнали особенности её устройства, куда приглашали и усаживали званых гостей. Сегодня гостями будете вы сами, но прежде, чем вас пригласят в горницу на посиделки, с пользой проведём время во дворе.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khokhloma.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Осенние посиделки.

Учитель: Дорогие ребята, на прошлой встрече мы изучили русскую избу, узнали особенности её устройства, куда приглашали и усаживали званых гостей. Сегодня гостями будете вы сами, но прежде, чем вас пригласят в горницу на посиделки, с пользой проведём время во дворе.                                                                                                    

Ведущий 1: Несу я урожаи,

                     Поля вновь засеваю,

                     Птиц к югу отправляю,

                     Деревья раздеваю,

                     Но не касаюсь ёлочек и сосен.

                     Я – красивая жёлтая……………..

Ведущий 2: Осень в гости к нам пришла

                     И с собою принесла…..

                     Что? Скажите наугад!

                     Ну, конечно………………

Ведущий 1: Мочит поле, лес и луг,

                     Город, дом и всё вокруг!

                     Облаков и туч он вождь,

                     Ты же знаешь, это - ………..

Ведущий 2: Холода их так пугают,

                     К тёплым странам улетают,

                     Петь не могут, веселиться.

                     Кто собрался в стайки? …………

                     

 Ведущий 3: А теперь мы поиграем:

                      Улетает кто – узнаем…

Ведущий 4: Если назовём того, кто летает, разводите руки в сторону и плавно машите.

Ведущие 3 и 4 по очереди:

Воробьи летят,

Сороки летят,

Собаки летят,

Свиристели летят,

Грачи летят,

Слоны летят,

Голуби летят,

Сосульки летят,

Курицы летят,

Поросята летят,

Вороны летят,

Столы летят,

Синицы летят.

Ведущий 5: Грудкой желтой все знакомы,

                     Ищут сало на балконах.

                     Часто в окна к нам стучат,

                      И пронзительно свистят!

                      Всем известны эти птицы,

                      Называются …………………….

Ведущий 6: Люди давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные синицы.  Потому, видно, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник «Синичкин день».

Отметим и мы «Синичкин праздник» весёлым хороводом.

ХОРОВОД 1.

Учитель: Ну, а теперь я пригашаю всех в горницу. Вы узнаете, что такое посиделки, и как отмечали праздник Кузьминки.


Мы тебе поможем,
( движения такие же, как в двух предшествующих строках))
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься
(разомкнутыми руками дети «лечат» дударя) 
И развеселишься!
(хлопают в ладоши) 

Дударь, дударь, что болит? — Нога
!
(хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Учитель: Кузьминские посиделки становились своеобразным домашним
театром, где вечёрочники шутливой пантомимой, танцами и
песнями рассказывали о своей жизни.


Исполняется народная инсценировка «Лиса и горшок».


Ведущий Н: - Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…


Ведущий НН: - Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы,
Спойте братцы, да спляшите,
Да гостей развеселите!

 
Исполняются Частушки :
То не ветер, то не вьюга,
То мои страдания.
Было нас четыре друга:
Клим, Трофим, Кузьма, да я.


Уважали нас в деревне,
Узнавали за версту
Я средь них считался первым
За смертельну красоту.


А Трофим любил природу,
Всё у речки загорал.
Про работу и не думал,
Лишь частушки распевал.


Вот Кузьма здоровьем редким
Отличался от всех нас:
Летом в проруби купался
Да гусей на печке пас!
.

Ведущий Н: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?


Ведущий НН:
Что праздник каждому помог
В учении изрядно:
Идёт учёба детям в прок -
Всё ясно, всё понятно!

 
Кузьма и Демьян (вместе): - Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

 
Учитель:
Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами.
Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день
их имени, 14 ноября, — своим праздником, праздником ремесла.

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Учитель: Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью.

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Ведущий:

Хохлома, Хохлома,

Весь народ свела с ума!

Яркие, лучистые, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые

Учитель: Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Ведущий ХХ: В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

Учитель: И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А кто догадался, почему сегодня мы говорим именно об этом народном промысле? Какое время года больше всего напоминают краски Хохломы?

Давайте полюбуемся красотой хохломской росписи!

На экране презентация «Золотая хохлома».

Ведущий:

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

                        П.Синявский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник осени для 3 класса "Осенние посиделки"

Сценарий праздника осени для 3 класса...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель: формировать личность учащихся активно и заинтересованно познающих мир.Задачи:1.     Развивать речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся.2.     ...

Праздник осени "Осенние посиделки"

Праздник проводится в первом классе , учащиеся заранее готовят свои номера. К празднованию привлекаются родители учащихся и старшеклассники. В празднике используются знания уже имеющиеся у ребят и вно...

Осенний праздник «Осенние посиделки»

Внеклассное мероприятие среди 1 -4 классов «Осенние посиделки»Задачи: 1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной вырази...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Данное внеклассное мероприятие развивает  речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся;      расширяет кругозор и познавател...

Какая осень? Осенние посиделки

Это внеклассное мероприятие посвящено народным обычаям и традициям осени. Используется образовательная технология "французская мастерская". Праздник организуется с участием родителей....

Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознател...